Модуль 4. Обзор современных психотехник: аналитические модальности.
СТРУКТУРА
БАЗОВЫЙ КУРС ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
ОСНОВНОЙ КУРС – 140 часов»
Цель курса – обучение основам практической психологии, формирование мировоззрения практического психолога.
Задачи:
1. Формирование представления о профессии практического психолога;
2. Формирование основных компетенций профессионального психолога. Изучение основных мифов и страхов начинающего психолога;
3. Обучение базовым навыкам психологического консультирования;
4. Подробное изучение пошаговой модели консультирования;
5. Знакомство с основными теориями личности в практической психологии;
6. Знакомство с базовыми модальностями психологического консультирования. Изучение основ современных психотехник.
7. Формирование установки на получение качественной личной терапии, супервизии, практического опыта образования.
Модуль 1 Методологические основы психологического консультирования.
· Понятие ПК. Консультирование, психокоррекция, психотерапия – разница понятий;
· Рынок психологических услуг. Система образования психолога;
· История психологии. Основные базовые теории личности. Базовые школы практической психологии. Модальности психотерапии;
· Личность психолога и её значение Мировоззрение психолога и его влияние на процесс консультирования;
· Основные подходы в консультировании (психодинамический, бихевиоральный, личностно-центрированный);
· Виды психологического консультирования (интимно-личностное; семейное; деловое; психолого - педагогическое);
· Механизмы ПК (осознавание; переживание чувств ; коммуникация);
· Этический кодекс психолога;
· Особенности мировоззрения клиента. Влияние мировоззрения клиента на процесс консультирования. Влияние религиозных убеждений клиента;
· Роль клиента и ответственность сторон в ходе работы. Условия результативности консультирования. Влияние терапевта на выбор терапевтической стратегии работы;
· Сравнительные особенности «хорошего» и «плохого» психолога;
· Качества, которые важно осознавать психологу (потребность в контроле, заботе, стереотипизация, лечение за счет клиента);
· Личностные особенности психолога, которые необходимо проявлять в ходе консультирования.
Модуль 2. Ключевые понятия психологического консультирования. Мотивация и запрос. Базовые навыки психологического консультирования.
· Мотивация клиента и мотивация специалиста. Роль и значение мотивации в деятельности психолога. Страхи и желания психолога;
· Запрос клиента и его роль и значение. Варианты и виды запросов. Фокусы внимания в процессе ПК;
· Неспецифические навыки психологического консультирования.
· Изучение невербальных навыков установления контакта;
· Контакт глазами,
· Улыбка
· Присоединение по позе;
· Жесты и мимика;
· Голос;
· Дыхание;
· Походка;
· Техники отсоединения;
· Каналы и способы восприятия информации;
· Техники активного слушания;
· Базовые вербальные навыки установления контакта: парафраз, Резюмирование, отражение чувств и т.д.
· Использование пауз и т.д.
Модуль 3. Пошаговая модель консультирования
· Первичное интервью;
· Первый звонок, первое общение с клиентом;
· Кабинет психолога, расположение; пространство и время;
· Первые минуты ПК;
· История клиента (анамнез). Динамика запроса или проблемы;
· Эмоциональный и чувственный контекст ПК;
· Бессознательный материал в процессе ПК (сны, оговорки, синхронии);
· «Проблемы» и задачи заявляемые клиентом;
· Первичный контракт и его динамика;
· Вопрос оплаты клиента;
· Структурирование времени;
· Понятие раппорта, рабочего альянса. Значение и роль доверия в ПК;
· Этапы психологического консультирования;
· Баланс фрустрации и поддержки;
· Перенос и контреперенос в психологическом консультировании;
· Особенности завершения сессии.
С 4 по 7 модуль рассматриваются в общем виде основные модальности психотерапии и консультирования.
Модуль 4. Обзор современных психотехник: аналитические модальности.
· Современные психотехники: консультирование в психоаналитической модели. Модель З. Фрейда; Модель К. Юнга; Модель А. Адлера. Перенос и контреперенос;
· Транзактный анализ: понятие эго состояний. Теория игр. Сценарная теория. Консультирование в модели транзактного анализа. Ключевые вопросы, используемые психологами в психологическом консультировании.