Помочь сироте, что к богу прикоснуться».
Психологические проблемы ребенка, лишенного родительской заботы.
4. Что делать, когда ребенок впервые приходит в Вашу семью.
5. Когда приемный ребенок сводит Вас с ума.
6. Как разговаривать с приемным ребенком?
Как поощрить или наказать приемного ребенка?
Как разрешать конфликты без обид?
Сложные ситуации жизни принимающей семьи, рассказанные самими семьями.
Заключение
Предисловие
«Сирота в дом - счастье в дом».
Помочь сироте, что к богу прикоснуться».
(народные пословицы)
Воспитание приемного ребенка в семье – дело чрезвычайно важное с позиции истинных человеческих ценностей, почетное с точки зрения социальной значимости, и трудное, исходя из сложности соединения ребенка, чья судьба нередко искалечена, и семьи, которая привыкла жить по своим нормам и правилам, в новое единое целое – замещающая семья.
Что еще может случиться с ребенком, чем остаться без семьи, которая заботиться о нем, защищает его, дает свою любовь, принятие, учит доверять самому себе и другим? Сиротство – тяжелый жребий, который накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка, и нередко сталкивает его на социальное дно. Мир для такого ребенка превращается в пустыню, где нет никого, кто мог бы его вовремя поддержать и помочь. «Самое страшное, - писал Ф.М. Достоевский, - когда человеку некуда пойти». И таких детей только в одной Пермской области более 20 тысяч. По статистическим данным в России эта цифра приближается к той, что была в стране во время гражданской войны. При этом любое учреждение для детей – сирот, каким бы передовым оно ни было, не в состоянии обеспечить ребенку необходимые условия для развития. Здесь у ребенка нет самого главного – того Значимого для него взрослого, которого он мог бы назвать «своим». В доме ребенка, детском доме, приюте, безусловно, много взрослых и детей. Но ребенок тотально одинок и покинут. При этом к нему «приклеивают» обидную кличку «детдомовец». И на вопрос: «Кто ты?» он начинает отвечать: «Никто, детдомовец».
Подобная идентификация начинает делить мир вокруг него на две части: «мы – детдомовцы» и все остальные – «они», «враждебно настроенные против нас». Окружающие быстро формируют у ребенка комплекс неполноценности. Он начинает ощущать себя Гадким утенком, инаким, изгоем, что затрудняет его путь в достойные члены общества.
К сожалению, статистика по результатам социализации выпускников детских домов неутешительна. Практически, 80% выпускников пропадают из общества. Они либо находятся в местах лишения свободы, причем зачастую обстоятельства вынуждают их становиться рецидивистами, т.к. «на воле» они никому не нужны. Либо погибают, нередко кончая жизнь самоубийством по той же причине.
Но безвыходных ситуаций не бывает. Как показывает мировой опыт, выходом является воспитание ребенка в замещающей семье, в том числе и профессиональной. Только в близких отношениях с членами семьи ребенок сможет восстановить утерянные им когда – то чувства привязанности и любви, преодолеть состояние одиночества и беспомощности, научиться строить отношения и овладеть теми умениями и социальными навыками, которые помогут ему стать эффективным членом общества.
Для многих семей, прием ребенка на воспитание является залогом их психологического благополучия. Например, когда вырастают собственные дети и родители находятся в тревожном ожидании, что они покинут дом. Все ради чего семья затрачивала столько усилий, шла на компромиссы становится неважным. Супружество переживает серьезный кризис. Необходимым становится поиск новых смыслов и целей, которые объединили бы брачных партнеров. Появляется потребность в постановке новых целей совместной жизни. «На помощь» начинают приходить болезни, трудное поведение подростка (он тоже боится взросления). Общие трудности объединяют семью. В результате болезнь, нарушенное поведение (к нему можно отнести злоупотребление алкоголем, наркотики, криминал и т.д.) становятся главными регуляторами жизни семьи. Подобный выход из ситуации негативно отражается на всех. В подобных семьях родители, как правило, строят свои отношения вокруг воспитания ребенка. Это становится стереотипом их жизни. Пожалуй, самое сложное в жизни – это изменить свои стереотипы. Поэтому для таких семей более здоровым и адекватным выходом из ситуации «пустого гнезда» является прием и воспитание ребенка.
Или семья, где по каким – то причинам нет детей, или одинокая женщина, которая мечтает о ребенке, но по каким-то причинам не рожает сама. Забота о ребенке может наполнить жизнь смыслом, чувством «необходимости» кому-то, любовью.
И еще замечена одна интересная особенность. В семьях, где воспитываются приемные дети, наблюдаются удивительные явления: прерываются такие отрицательные стереотипы в жизни семьи, как алкоголизм, насилие, ранние смерти, тяжелые заболевания, которые передавались в семье из поколения в поколение. Кровные дети нередко становятся более здоровыми и успешными.
Если Вы взяли в руки эту книгу, просто заинтересовавшись названием, то представьте себе, что где-то есть ребенок, в силу разных причин лишенный родительской заботы, который так нуждается именно в Вашей любви и помощи. Если Вы решили принять ребенка в семью, или он уже живет в Вашей семье, то, безусловно, перед Вами встанут (или уже стоят) проблемы, с которыми Вам необходимо будет справиться. Это пособие раскроет перед Вами наиболее сложные проблемы, с которыми сталкивается, практически, каждая принимающая семья при воспитании ребенка, и возможные пути их решения.
Воспитывать сироту, конечно, не легкий труд, но Вы можете дать друг другу так много счастья, поддержки и любви, что это компенсирует многие трудности и проблемы.