Специфика системы "Атлас". Проблемы совместимости системы и Банка

Система "Атлас" - особый вид многоцелевого нововведения. Автоматиза­ция обработки банковской информации представляет только часть изменений, связанных с внедрением системы.

"Атлас" разработан для западных финансовых организаций и эксплуатиру­ется в условиях, отличающихся от существующих в Банке. "Атлас" предполагает иную организационную структуру: обслуживание клиентов в едином операцион­ном управлении. В структуре Банка два таких управления: рублевое и валютное. Серьезно различаются западные и отечественные планы счетов. Не совпадают методики, используемые для производства операций кредитования клиентов. Так­же не совпадают формы отчетности подразделений банков о своей работе.

Следует добавить, что эксплуатация системы требует от персонала овладе­ния новыми знаниями и навыками, связана с переменами в разделении труда и существующих организационных связях между работниками.

Внедрение системы в соответствии с практикой ее использования в запад­ных банках предполагает, таким образом, осуществление комплекса радикаль­ных изменений. Сам факт приобретения системы поставил перед банком задачи перестройки, аналогов которой раньше не было.

3. Отношение пользователей к системе "Атлас"

Сотрудники банковских функциональных отделов1 по отношению к "Атласу" разделены на три группы. Позиции групп таковы:

- поддержка проекта и практическое содействие его реализации. Такой рабо­той занята немногочисленная группа руководителей и специалистов функ­циональных отделов;

1 Далее в тексте - пользователи.

- дистанцирование от проекта. Данная позиция свойственна большинству тех,
кто участвовал в диагностике;

- негативное отношение к системе "Атлас" как технически несовершенной,
ограничивающей возможности развития Банка. Такой позиции придержива­
ется группа специалистов и руководителей отдела Управления валютных опе­
раций.

Система "Атлас", таким образом, не имеет среди пользователей широкой профессиональной поддержки. Конечно, отсутствие такой поддержки являет­ся серьезным тормозом развертывания работ по внедрению системы. Вмес­те с тем следует отметить: наличие групп, не желающих изменений, характер­но практически для всех инновационных процессов. Но совокупность причин возникновения таких групп, "консервации" пассивности или негативного от­ношения во многом специфичны для каждой организации. Поэтому актуален вопрос: какие факторы обусловили зафиксированное распределение позиций персонала.

4. Факторы, влияющие на отношение работников банка к системе "Атлас"

Руководителям и специалистам отделов, обеспечивающих компьютериза­цию1 , было предложено дать свою интерпретацию причин отношения пользова­телей к системе "Атлас". Большинство уверены: все дело в том, что многие по­тенциальные пользователи пассивны, "живут одним днем", не имеют компьютер­ной подготовки.

Для нововведения, предполагающего радикальные изменения в организа­ции, личностные характеристики персонала имеют первостепенное значение. Однако когда особенности состояния персонала рассматриваются как основные причины возникших трудностей, то это ограничивает поле анализа. В этом слу­чае возникает опасность, что руководители не увидят многих факторов, влияю­щих на данный инновационный процесс и способных стать барьерами других из­менений в Банке.

Результаты диагностики свидетельствуют, что реально в структуре факторов, влияющих на внедрение "Атласа", доминируют факторы организационные: это деятельность Правления Банка как коллективного руководителя работ, механиз­мы принятия решений, методы управления проектом.

Наши рекомендации