Рук-во как социально-когнитивный компонент

Вопрос 21.

Исследование лидерства основывалось на исследовании личностных качеств лидера. Каждый исследователь выделял что-то свое и на основе этого рисовался поведенческий портрет лидера.

Исследования лидерства К. Левина

Одно из самых ранних исследований эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиным и его коллегами. В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное.
Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно - более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю.
Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности.

Рук-во как социально-когнитивный компонент

В рамках подхода Грином и Митчелом была сформулирована атрибутивная модель

руководства. В основе – теория каузальной атрибуции (теория о том, как люди объясняют

причины и мотивы поведения других людей)

Здесь существует некая цепь взаимодействий:

поведение подчинённого атрибуция рк-ля поведение рук-ля

Руководитель – переработчик информации о подчинённых.

Постоянство, отчётливость, согласованность информации и умозаключения руководителя.

Основные измерения каузальных атрибуций, опосредующих отношение рук-ля к

подчинённым – локус контроля (определяет направленность действий рук-ля на

подчинённого или ситуативные факторы) и стабильность атрибуции (влияет на оценку рук-

м текущих действий П и обусловливает его ожидания относительно будущего поведения

членов группы).

Модель успешно прошла экспериментальную проверку в лабораторных условиях, но

вопрос оеё экологической валидностиостаётся открытым, поскольку она не проверялась

на естественных группах (а это единственный путь проверки валидности).

Вопрос 23.

Рук-во как социально-когнитивный компонент - student2.ru

Согласно этой модели тип поведения, наиболее подходящий для лидера, зависит от степени контроля лидером общей ситуации. Так, в условиях низкой и высокой степени контроля лучше действуют лидеры с поведением, ориентированным на задачу. В условиях умеренного контроля лидеры с поведением, ориентированным на людей, более эффективны.
Степень контроля над ситуацией, в свою очередь, определяется состоянием следующих факторов:

· Отношения с Членами Группы (ОЧГ): степень уверенности, доверия и уважения членов группы по отношению к своему лидеру

· Структурированность Задач (СЗ): Степень детализации и структурированности задач, выполняемых группой

· Должностные Полномочия (ДП): Степень влияния лидера на принятие решений по найму, увольнениям, продвижениям и повышениям зарплаты.

Чем выше степень данных факторов - тем больший контроль над ситуацией получает лидер.

Наши рекомендации