Космическая система, в которой расположен мир.
Расы.
Как мы можем заметить, в произведениях, где акцент делается не только на сюжет и персонажей, расы радуют своим разнообразием и оригинальностью. Как можно заметить, обычно в различных произведениях используется основные моменты расового строя Дж. Толкина. Хочется задаться вопросом: «Почему?». Как можно догадаться, из-за продуманности и не слишком большой путаницы. Эльфы – высшая раса, люди – самая воинственная раса, орки – самая сильная и не приятная всем раса, гномы - самая маленькая и трудолюбивая раса. Если разобраться, то действительно это наиболее удобная «платформа», на которой можно творить что угодно, но и наиболее затертая.
Так что если хотите, чтобы читатели были привлечены вашим миром, постарайтесь изменить штампованный строй. Ведь избитый многочисленными писателями мир уже успел надоесть публике, которая так и ждет оригинального взгляда и необычных рас, со своей необыкновенной историей. Не бойтесь пробовать новое!
Страны.
Это довольно важный вопрос, когда действия происходят в достаточно развитом (относительно средневековья) мире. Когда государства представлены не раздробленными крохотными деревушками и селениями, а достаточно цивилизованными городами. Какой чаще всего появляется штамп? Правильно, вся раса может обитать в одной-единственной стране. И вроде бы ничего удивительного, но мы опять же забываем, что все развиваются по-разному. Особенно удивительно, когда совершенно обычные люди, весьма своенравная раса, живут в мире и согласии (проводим аналог с нашим миром).
Значит, для грамотной системы, в таких случаях должны появляться страны, между которыми необходимо создать какие-либо отношения. Конечно, продумывание причин разделения и войн крайне утомительное занятие, поэтому можно ограничится лишь определением типа взаимоотношений государств – враждебные, нейтральные, дружественные. И не особо принципиально, между странами каких рас происходит связь.
Магия.
Здесь, пожалуй, наибольшее количество штампов, и момент, из-за которого появляются столь нелюбимые всеми Мэри Сью. Из-за чего они появляются? Правильно, автор просто не ставит границы в своем мире. Нет граней, за которые заходить нельзя, поэтому даже совершенно обычный сапожник (и такое было) может запросто победит в магической дуэли эльфа возрастом в несколько тысяч лет, все эти годы изучавшего запретные знания.
Поэтому если желаете сделать свой мир более красивым и реалистичным (да-да, в фэнтези этот элемент не лишний порой), сразу поставьте границы, за которые не может выходить никто. И желательно ставить каждой расе отдельную грань, во избежание лишних вопросов и неприятных моментов. Так же постараетесь по-новому взглянуть на магию. Можно ведь заменить слова и заклинания на нечто новое?
Флора и фауна.
В фэнтези нередки случаи, когда автор включает в свой мир новых животных и растений. Если Вы тоже желаете немного разнообразить скучную на первый взгляд природу, то не забывайте, что существует естественный отбор. Несмотря на магию, волшебство, волю богов и т.д.
То есть не следует делать, например, очень сильных и быстрых хищников среди беззащитных травоядных. Вряд ли это принесет баланс миру. Или огромные вековые деревья на тундровой почве. Не все в мире должно поддерживаться на магии, наиболее приятно фэнтези, где большинству моментов есть объяснения.
Природные зоны.
Очень часто можно встретить следующую картину – герой, путешествующий по миру, внезапно из саванны попадает сразу в вечнозеленые леса. Странно, правда? Но автор словно бы не замечает этого, объясняя опять же тем, что мир управляется магией.
Поэтому постарайтесь не допускать таких глупых ошибок. Многие проблемы решатся, если вы составите элементарную карту, где укажите примерное расположение каждой зоны и путь своего персонажа.
Боги.
Идея создателей совсем не нова. Но порой, в очередной раз, бродя по фэнтези мирам, можно лишь дивиться фантазии писателей! Некоторые создают собственную систему управления, отношения между «высшими», различные ступени и ранги. И столько деталей, над которыми можно раздумывать часами, создает не штампованный ум!
Даже на некоторые недочеты можно закрыть глаза, если автор старается преподнести новую мысль для своего мира. Нет ничего плохого, если Вы перевернете привычные рамки и дадите богам совсем новую цель. Властители должны иметь волю.
Превращения.
Не зря этот пункт я выделяю отдельно. В последнее время особо популярными стали оборотни, метаморфы, перевертыши и т.д. Авторов вдохновляет идея созданий со вторыми обличьями, поэтому они смело включают их в свой мир, не задумываясь, насколько логичным будет их существование. За свой читательский опыт в жанре фэнтези, я натыкалась на десятки произведений с оборотнями. Но лишь в единицах из них грамотно была объяснена система превращений и взаимодействия двух (порой и более) ипостасей.
Если Вы включаете этих необычных существ, то постарайтесь тщательно проработать их, и если не физически, то хотя бы психологически. Грамотный взгляд наверняка привлечет и приятно удивит любителей оборотней.
Языки.
Если в вашем мире присутствует несколько государств, стран, рас, то следует сделать так, чтобы их языки хоть немного отличались. Будет крайне странным, если те же две людских страны, находящихся на разных континентах, спустя несколько сотен лет будут говорить одинаково. Или орки с легкостью поймут изящных эльфов без подготовки.
Мой совет: не обязательно идти по стопам великого Толкина и годами трудится над языками. Достаточно придумать самые основные фразы, которые будут контрастом на фоне других. Читатель ведь не обязательно захочет узнать все подробности, понимания отдельных слов ему хватит с лихвой.
Культуры.
Вот здесь многие авторы заходят в тупик. Мир продуман практически до мелочей, каждая деталь идеально сочетается с другой, но на пути встает вопрос о различиях среди народов. Ведь культура сильно зависит от места проживания, от природных условий, от взаимоотношений с другими культурами, от образа жизни. Здесь, пожалуй, один из самых интересных моментов.
Вполне может хватить самых ярких элементов, по которым можно будет сразу определить принадлежность к тому или иному народу. Читатель сможет неплохо ориентироваться.
Космическая система, в которой расположен мир.
Мне встречались работы, где планета, размером с Землю, находится на одинаковом расстоянии от звезды. И вроде ничего такого, но сама звезда могла быть намного больше или меньше Солнца, а климат на планете от того не менялся.
Поэтому, если Вы как-то меняете строение системы, то постарайтесь учесть все нюансы и детали. Это, конечно, уже из рода фантастики, но пренебрегать этим вовсе не стоит. Иначе ваш мир рискует сгореть или, напротив, замерзнуть от вечного холода.
Мифические существа.
Можно считать отсылкой к п.4, но здесь именно рассмотрим возможность существования некоторых созданий. Например – драконов. Огромные, благородные, сильные, могучие существа будоражат умы создателей уже на протяжении нескольких десятилетий. Популярность их только возрастает, и многие спешат поскорее выпустить очередную историю о гигантских драконах. И тут напрашивается вопрос – если этих кровожадных существ много (часто так и бывает), то почему же они не спешат разнести весь мир и начать им править?
По этой причине постарайтесь не делать наиболее могучих существ чересчур агрессивными. Даже при наличии магии, это может вызвать серьезный диссонанс. А так же постарайтесь допускать поменьше совпадений своих существ с существами других миров. Но это уже отдельная тема.
Баланс.
Можно считать отсылкой к прошлому пункту, но здесь уже пойдет речь о разумных расах и народах. Если вы создали эльфов по умолчанию спокойными и миролюбивыми, то вряд ли при даже больших армии и силе они без видимых на то причин пойдут войной на другие страны/народы. Но если Вы людей создали по подобию нашего мира и дали им немалую армию, то очень невелика вероятность, что они останутся на одном месте, а не постараются все подчинить себе.
Из этого можно сделать вывод – давайте расам и странам большую силу, если только готовы ожидать от них войн. Иначе просто будет странно, если многотысячные армии орков будут скромненько сидеть в сторонке.
Развитие.
Вряд ли люди будут отставать в развитии от орков. Или гномы от людей. Следует учесть, что расы, меньше всех пользующиеся магией, с большей вероятностью будут заняты созданием технологий. Поэтому гномы, очень далекие от волшебства, с весьма малой вероятностью будут отставать от эльфов в технологиях. Если, конечно, брать расы по канонам.
Постарайтесь сделать расы примерно равными, так, чтобы одни не были намного сильнее остальных во всех планах. Но это в тех случаях, когда они находятся приблизительно рядом, и один народ не угрожает другому.
На этой ноте я закончу свою статью. Скажу, что список может продолжаться еще очень долго, здесь представлены лишь самые основные моменты.
Помните, что каждый писатель – Бог. И каждый писатель должен заботится о своем творении, а не бросать его израненным и недоработанным.
Благодарю за внимание.