Мажоритарная система относительного большинства. Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов

Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. В чистом виде эта система существует в Великобритании и странах, которые исторически находились под её влиянием. Наряду с Великобританией наиболее изученными примерами этой системы является Канада, Индия, Новая Зеландия и США, хотя Новая Зеландия в 1993 году перешла к пропорциональной системе выборов со смешанной схемой голосования.

Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при этой системе одномандатные; многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков).

При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

Системе голосования по принципу относительного большинства, как и другим видам мажоритарных систем, отдают предпочтения за её простоту и способность обеспечивать представительство географически выделенных регионов. Наиболее часто выделяют следующие достоинства:

1. Даёт избирателям возможность сделать четкий выбор между двумя основными партиями.

2. Правительство формируется одной партией. Даёт наибольшей партии возможность получить дополнительные места в парламенте.

3. Способствует формированию сильной парламентской оппозиции.

4. Способствует формированию политических партий на широкой основе.

5. Исключает представительство экстремистских партий в парламенте.

6. При этой системе поддерживается связь между избирателями и избранными ними членами парламента.

7. Даёт возможность избирать скорее конкретных особ, а не политических партий.

8. Избиратели могут оценивать деятельность отдельного кандидата, а не вынуждены просто соглашаться со списком кандидатов, предложенных политической партией.

9. Даёт возможность популярным независимым кандидатам быть избранным.

10. Простота применения и понятность.

Можно выделить и недостатки данной системы:

1. Эта система не обеспечивает справедливого представительства партий, за которых проголосовало меньшинство. Справедливое представительство означает, что партия, которая набрала приблизительно 10% голосов на выборах, должна получить приблизительно 10% мест в парламенте.

2. Не обеспечивает справедливого представительства меньшинств. Как правило, при этой системе партии выдвигают кандидатов, которые могут заручиться широкой поддержкой в конкретном округе, чтоб не потерять голосов большинства избирателей.

3. Не даёт возможности женщинам проходить на выборах в парламент.

4. Система способствует развитию политических партий, созданных на основе клановых, национальных или региональных признаков.

5. Система делает слишком большой акцент на регионализацию, при которой одна партия выигрывает все места в парламенте от одной провинции или округа.

6. Значительная часть голосов остается потраченной впустую, т.е. не идёт в счет того или иного кандидата.

7. Плохо реагирует на изменение общественного мнения.

8. Остается очень чувствительной к манипуляциям внутри избирательных округов.

Наши рекомендации