Ема 15. Способности (2 часа).

Цель:обобщить знания студентов о способностях человека, их видах и условиях формирования; изучить влияние интересов и склонностей на формирование способностей; расширить знания студентов о понятиях: «способности», «задатки», «одаренность», «мастерство», «талант», «гениальность»; формировать умение грамотно аргументировать собственное мнение.

План

1. Характеристика понятий: способности; задатки; одаренность; мастерство; талант; гениальность.

2. Виды способностей.

3. Условия формирования способностей.

4. Влияние интересов и склонностей на формирование способностей.

Практическое задание

Проанализируйте и объясните.

1. Согласны ли вы с утверждением, что, что скорость выполнения деятельности является показателем способностей?

2. Являются ли задатки обязательным условием развития способностей?

3. Передаются ли способности по наследству?

4. Почему нельзя рассматривать высокий уровень развития знаний, умений и навыков личности как показатель ее способностей?

5. Можно ли фактический успех в определенной деятельности рассматривать как проявление способностей к ней?

6. Известно множество случаев, когда люди, которые имели хорошие задатки к развитию определенных способностей, не реализовывали их? Какие причины чаще всего являются препятствиями на пути их развития?

7. Что дает возможность человеку с низким уровнем развития способностей к определенной деятельности выполнять ее лучше, чем человек с хорошо развитыми способностями? Какие психологические качества личности делают это возможным?

8. Возможен ли высокий уровень развития специальных способностей в интеллектуальной сфере на фоне низкого уровня развития специальных способностей? Какая связь существует между специальными и общими способностями?

Выберите правильный ответ и объясните свой выбор.

9. Высшая степень развития творческих способностей назы­вается:

а) одаренностью; в) талантом;

б) гениальностью; г) задатками.

10. Врожденными являются:

а) задатки; в) специальные способности;

б) общие способности; г) гениальность.

11. Способности относят к психическим:

а) свойствам; в) процессам;

б) состояниям; г) образованиям.

Литература:[1, с. 159-164]; [4, с. 226-238]; [5, с. 171-181]; [6, с. 376-388]; [7, с. 373-388]; [8, с. 353-361]; [13]; [19].

Рекомендованная литература

Базовая литература

1. Варій М. Й. Основи психології і педагогіки / М. Й. Варій : навч. посіб. − К. : ЦУЛ, 2007. – 376 с.

2. Веракіс А. І. Основи психології / А. І. Веракіс : навч. посіб. − К. : РИФ, 2005. – 416 с.

3. Волошина В. В., Долинська Л. В. Загальна психологія : Практикум / В. В. Волошина, Л. В. Долинська. − К. : Каравела, 2011. − 280 с.

4. Долинська Л. В. Загальна психологія : Хрестоматія / Л. В. Волинська. − К. : Каравела, 2012. − 640 с.

5. Зелінська Т. М., Михайлова І. М. Практикум із загальної психології / Т. М. Зелінська, І. М. Михайлова. − К. : Каравела, 2010. − 272 с.

6. Крутецкий В. А. Психология : Ученик − М. : Просвещение, 2006. – 336 с.

7. Максименко С. Д. Загальна психологія / С. Д. Максименко : підруч. − Вінниця : Нова Книга, 2004. – 704 с.

8. М’ясоїд П. А. Курс загальної психології / П. А. М’ясоїд − К. : Кондор, 2013. − 1254 с.

9. Немов Р. С. Психология / Р. С. Немов : учеб. В 3 кн. Кн.1 − М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160 с.

10. Островская И. В. Психология / И. В. Островская. − К. : Кондор, 2013. − 480 с.

11. Приходько Ю. О., Юрченко В. І. Психологічний словник-довідник / Ю. О. Приходько, В. І. Юрченко.− К : Каравела, 2012. − 328 с.

12. Савчин М. Загальна психологія / М. Савчин. − К. : АКАДЕМВИДАВ, 2012. − 464 с.

13. Савчин М., Василенко Л. Вікова психологія / М. Савчин, Л. Василенко. − К. : АКАДЕМВИДАВ, 2011. − 384 с.

14. Сергєєнкова О. П. Загальна психологія / О. П. Сергєєнкова : навч. пос. − К. : Кондор, 2012. − 296 с.

15. Скрипченко О. В., Волинська Л. В. Загальна психологія / О. В. Скрипченко, Л. В. Волинська. − К. : Каравела, 2012. − 464 с.

16. Трофімов Ю. Л. Психологія / Ю. Л. Трофімов : підруч. − К. : ЦУЛ, 2001. – 560 с.

Дополнительная литература

17. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьєв. – 2−е изд. – СПб. : Питер, 2001. – 272 с.

18. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания / А. Г. Асмолов : методологические проблемы неклассической психологии. – М. : Смысл, 2002. – 480 с.

19. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. – 108 с.

20. Гальперин П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. – М. : Кн. дом «Университет», 2002. – 400 с.

21. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппернейтер : курс лекций. – М. : ЧеРо, 2002. – 336 с.

22. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002. – 752 с.

23. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 512 с.

24. Методологічні і теоретичні проблеми психології : Хрестоматія / Упоряд. З. С. Карпенко, І. М. Гоян. – Ів.-Фр. : Плай, 2000. – 128 с.

25. Предмет и метод психологии : антологии / Под ред. Е. Б. Старовойтенко. – М. : Академический проект : Гаудеамус, 2005. – 512 с.

26. Психология сознания : Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликова. – СПб. : Питер, 2001. – 480 с.

27. Психологічна енциклопедія / Авт.-упорядник О. М. Степанов. – К. : Академвидав, 2006. – 424 с.

28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 712 с.

нформационные ресурсы.

29. «Психологическая литература в Интернете» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.psy.msu.ru/links/liter.html, сайт факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

30. Каталог архивов сайтов и книг ZipSites.ru [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.zipsites.ru/.

31. «Психологическая лаборатория» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://vch.narod.ru

32. Национальная федерация психоанализа [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://oedipus.ru

33. «Виртуальная психоаналитическая лаборатория» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.e-psy.ru.

34. «Сборник психологических ресурсов» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://psychol.narod.ru/biblio.htm

35. «Психологическая библиотека» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.koob.ru

Словари

1. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 512 с.

2. Мещеряков Б. Г. Большо психологический словарь / Б. Г. Мещеряков. − М. : АСТ, 2009. − 864 с.

3. Приходько Ю. О., Юрченко В. І. Психологічний словник-довідник / Ю. О. Приходько, В. І. Юрченко.− К : Каравела, 2012. − 328 с.

4. Психологічна енциклопедія / Авт.-упорядник О. М. Степанов. – К. : Академвидав, 2006. – 424 с.

Периодические издания:

1. Журнал «Московский психологический журнал» : официальный сайт – http://magazine.mospsy.ru/

2. Психологический журнал «Институт психологи РАН» : официальный сайт – http://www.ipras.ru/cntnt/rus/rus_index.html

3. Психологический журнал «Международного университет природы, общества и человека «Дубна»: официальный сайт – http://www.psyanima.ru/

4. Журнал «Развитие личности»: официальный сайт – http://www.rl-online.ru/

5. Журнал «Психологическая наука и образование»: официальный сайт − http://www.psyedu.ru/

6. Журнал «Вопросы психологии»: официальный сайт − http://www.voppsy.ru/

9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

1. «Психологическая литература в Интернете» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.psy.msu.ru/links/liter.html, сайт факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

2. Каталог архивов сайтов и книг ZipSites.ru [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.zipsites.ru/.

3. «Психологическая лаборатория» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://vch.narod.ru

4. Национальная федерация психоанализа [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://oedipus.ru

5. «Виртуальная психоаналитическая лаборатория» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.e-psy.ru.

6. «Сборник психологических ресурсов» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://psychol.narod.ru/biblio.htm

7. «Психологическая библиотека» [Электронный ресурс]. − Режим доступа : http://www.koob.ru

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение дисциплины «Психология» предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов (подготовка к практическим занятиям, контрольным работам, самостоятельное изучение определенных тем). Задача лекционного курса направлены на формирование у студентов целостного представления о психологических особенностях человека, овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную, регуляционную сферы психики, проблемы личности, общения и деятельности. Практические занятиязакрепляют, расширяют и углубляют теоретические знания студентов, способствуют формированию у студентов навыков анализа материала, обеспечивают выработку умений самостоятельно мыслить, прогнозировать последствия собственных действий, адекватно оценивать свои возможности, находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей. Основной функцией самостоятельной работыявляется формирование у студентов навыков работы с учебной, научной и справочной литературой.

Особое место в учебном процессезанимает лекция. Именно на лекции студент получает систематическое изложение вопросов по определенной теме. Чтобы хорошо овладеть материалом, который излагался на лекции, необходимо уметь записывать лекцию. Существует несколько точек зрения на то, как надо записывать лекцию. Одна из них – записывать лекцию полностью (сплошная запись). Однако в этом случае затруднены условия для распределения внимания, скорость речи в несколько раз больше скорости записи, и в стремлении записать дословно студент не успевает следить за смыслом. Другая точка зрения – не записывать лекцию, а сосредоточить внимание на ее прослушивании. Затем дома, по памяти, записать, сверив основные положения с учебником. Этот способ может быть признан эффективным при наличии учебника и умения регулярно самостоятельно работать с рекомендованной литературой. С нашей точки зрения, наиболее эффективным может быть признан способ, когда записываются выводы, определения, формулировки основных положений, оригинальные мысли лектора, которые нельзя найти ни в одном учебнике; некоторые связующие положения, позволяющие уловить взаимосвязь элементов лекции. Если имеются в наличии конспекты лекций, то целесообразно готовиться к лекции заблаговременно и на лекции только следить за оригинальностью ее изложения. Назовем общие правила работы на лекции:

1. Лекции лучше записывать в отдельной тетради, оставляя широкие поля для последующих дополнений при работе с рекомендованной литературой, замечаний, а также разъяснений на консультации по возникшим вопросам.

2. К прослушиванию лекции следует готовиться, для этого необходимо знать программу курса и рекомендованную литературу. Тогда в процессе лекции легче отделить главное от второстепенного, легче сориентироваться: что записать, что самостоятельно проработать, что является трудным для понимания, а что легко усвоить.

3. Лекцию необходимо записывать с самого начала, так как введение может быть ключом ко всей теме.

4. Записывать надо по возможности сжато, но без ущерба для ясности.

5. Важно непрерывно сохранять рабочую установку, умственную активность, осмысливая, перерабатывая, усваивая поступающую информацию.

Для качественной подготовки к практическому занятию за 2–3 дня до проведения занятия следует ознакомиться с планом практического занятия. Важным источником, используемым в ходе подготовки к практическим занятиям, является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения детализируются, подкрепляются наглядными примерами, а также учебная, научная и справочная литература, указанная в плане подготовки к практическому занятию. При подготовке к практическому занятию необходимо:

– уяснить содержание каждого учебного вопроса;

– внимательно изучить рекомендованную литературу;

– законспектировать в рабочих тетрадях учебный материал;

– составить примерный план ответов.

– выполнить практические задания.

В случае необходимости староста учебной группы может заблаговременно согласовать с преподавателем время проведения консультации, предшествующей практическому занятию.

Экзаменационная сессия – это серия зачетов и экзаменов, установленных учебным планом. Между экзаменами интервал 3–4 дня. Не следует думать, что этих дней достаточно для успешной подготовки к экзаменам. В эти 3–4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания.

Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Во-первых, очень важно соблюдение режима дня; сон не менее 8 часов в сутки, занятия заканчиваются не позднее, чем за 2–3 часа до сна. Оптимальное время занятий – утренние и дневные часы. В перерывах между занятиями рекомендуются прогулки на свежем воздухе, неутомительные занятия спортом. Во-вторых, наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо вовремя ее восстановить, обдумать, устранить возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. В-третьих, при подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.

Наши рекомендации