Кейнсианцы и неоклассики о краткосрочном и долгосрочном анализе. Понятие гистерезиса
Неоклассический взгляд на проблему ОЭР
Неоклассики, в лице монетаристов, считают, что рыночные механизмы в состоянии обеспечить долгосрочное общее экономическое равновесие. Монетаристский подход к данной проблеме основан на представлениях классической школы о гибкости цен, ставки процента и ставок заработной платы.
По мнению неоклассиков, эластичная заработная плата делает невозможной длительную вынужденную безработицу. Конкуренция между платы безработными за рабочие места будет способствовать установлению такой заработной, при которой предпринимателям становится выгодно нанимать всех желающих работать. Таким образом, равновесная ставка заработной платы, определяемая в конкурентной борьбе безработных за рабочие места, устанавливается на уровне, обеспечивающем полную занятость.
Кейнсианцы и неоклассики о краткосрочном и долгосрочном анализе. Понятие гистерезиса
Основное различие при анализе экономики в краткосрочном и долгосрочном периодах относится к оценке динамики цен. Кейнсианская теория делает акцент на негибкости и жесткости цен в краткосрочном периоде и подчеркивает, что фактический и потенциальный ВВП не всегда совпадают, причем фактический ВВП зависит от совокупного спроса, а налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика, влияющие на величину совокупного спроса, могут использоваться для изменения равновесного объема ВВП.
Неоклассическая теория не отрицает, что в краткосрочном периоде существует некая инерция в установлении цен и заработной платы. Однако, в долгосрочном периоде цены и заработная плата обладают гибкостью, реагируют на изменения конъюнктуры и обеспечивают общее экономическое равновесие при полной занятости.
Основной психологический закон - сформулированное Джоном Мейнардом Кейнсом положение о том, что личное потребление зависит от уровня доходов, однако его динамика отстаёт от роста доходов.
Согласно основному психологическому закону, люди при росте уровня своих доходов склонны увеличивать своё потребление, но не в меру роста доходов, а в меньшей степени.Под потреблением в экономической науке понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Оно зависит от двух факторов: объективных и субъективных. К объективным факторам относятся уровень дохода и его распределение, запасы богатства, наличные средства (ликвидные активы), цены, норма процента и т.д. К субъективным факторам – “психологическая’’ склонность людей к потреблению. В исследованиях установлено, что сростом дохода потребительские расходы растут, но не в той степени, в какой растут доходы. Это связано с естественной склонностью людей к сбережению. Таким образом, часть дохода (Y) идет на личное потребление (С), а избыток принимает форму сбережений (S):Y = С + S.
Потребление зависит не только от дохода, но и от склонности к потреблению. Подсклонностью к потреблениюпонимается желание людей покупать потребительские товары. В экономическом анализе используются два понятия: средняя и предельная склонность к потреблению.
Средняя склонность к потреблению(АРС)исчисляется как отношение потребляемой части национального дохода(С) ко всему национальному доходу (Y), т.е.
Предельная склонность к потреблению(МРС)выражает отношение любого изменения в потреблении (DС) к тому изменению в доходе, которое его вызвало (DY), т.е.
Человек не только потребляет, но и сберегает часть своего дохода. Экономическое значение сбережения заключается в его отношении к инвестициям, т.е. производству реального капитала. Сбережения составляют основу для инвестиций.
Под сбережениями(S) понимается та часть дохода, которая не потребляется. Иными словами, сбережение означает сокращение потребления.
Склонность к сбережению – один из психологических факторов, означающий желание человека сберегать. Средняя склонность к сбережению(АРS)выражается отношениемсберегаемой части национального дохода (S) ко всему доходу (Y), т.е.
Предельная склонность к сбережению(МРS)представляет собой отношение любого изменения в сбережениях (DS) к изменению в доходе (DY), т.е.
Если совокупный доход распадается на потребление и сбережение (Y= С + S), то исходя из этого сумма предельной склонности к потреблению и сбережению равна 1:
МРС + МРS = 1.
Следовательно, МРС = 1 – МРSи МРS = 1 – МРС.
Взаимозависимость этих двух показателей позволила американскому экономисту Полу Самуэльсону сказать, что предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению – это сиамские близнецы.
Экономисты рассматривают сбережения разных слоев населения как основу инвестиций. Накапливаемые сбережения аккумулируются кредитными учреждениями и в дальнейшем идут на удовлетворение производственных и потребительских нужд.
Инвестиции(капиталовложения) – это затраты на производство, накопление средств производства и увеличение материальных запасов. Поскольку сбережения равны разнице между доходом и потреблением (S = Y – С), а инвестиции равны разнице между доходом и потреблением (I = Y – С),то сбережения и инвестиции всегда равны друг другу (I = S).По мнению Дж. Кейнса, это тождество является непременным условием достижения макроэкономического равновесия.
Исследуя соотношение динамики дохода и инвестиций, Дж.М. Кейнс выдвигает модель, которая количественно определяет влияние роста доходов на рост сбережений (инвестиций). Он использует понятие мультипликатора, выдвинутое в 1931 г. английским экономистом Ричардом Ф. Каном (1905—1989) в статье «Отношение внутренних инвестиций к безработице».
Рост доходов приводит к росту потребления и сбережений (инвестиций).
Соотношение долей С и I в этом приросте определяется предельной склонностью к потреблению. Чем ниже эта склонность, тем большая часть прирощенного дохода пойдет на инвестиции. Соответственно, прирост инвестиций может быть приравнен к приросту дохода с учетом некоего коэффициента, выражающего влияние предельной склонности к потреблению. Этот коэффициент Дж.М. Кейнс и называет мультипликатором.
где т — мультипликатор.
Мультипликатор зависит от предельной склонности к потреблению и рассчитывается как