Теория стресса Ганса Селье(1907-1982).
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
(МПГУ)
Проект: «Когнитивные технологии в управлении человеческими ресурсами: стресс-менеджмент»
Работу выполнили студентки
1 курса
Направление: Психология
Магистерская программа
«Позитивная психология:
консультирование семьи и коучинг»
Пугач Елена
Бочарова Кристина
Москва, 2016
Цель технологии: преодоление стресса в рабочих условиях.
Обоснование: В обосновании данного проекта лежал подход к рассмотрению конфликта как когнитивной схемы У. Клара.
Целевая аудитория: руководители и сотрудники организаций.
Описание технологии
Время: 6 часов.
Стимульный материал: рабочие тетради, содержащие основную информацию по заданной теме.
Этапы:
Введение в понятие стресса, знакомство с основными теориями стресса и механизмами его возникновения.
Основная часть:
· Сбор информации о стрессорах, характерных для работы данной группы (публичные выступления, работа с клиентами, холодные звонки, ЧП и т.д.)
· Отработка упражнений по физиологическому совладению со стрессом, методы релаксации
· Отработка негативных установок, которые могут стать причиной возникновения стресса у сотрудников
· Отработка моделей поведения в стрессовых ситуациях (может варьироваться в зависимости от запроса конкретных участников)
Заключительная часть:
Сбор обратной связи от участников (что было полезно, чему научились, что было малоэффективно, какие бы сферы участники хотели доработать).
Предполагаемый результат:В ходе тренинга участники научатся эффективным моделям преодоления стрессовых ситуаций.
Оценка проходит в два этапа.
Первый: до начала тренинга. опросник «Проактивное совладающее поведение», Шкала психологического стресса PSM-5.
Второй: те же самые опросники используют через две недели после проведения тренинга, сбор обратной связи от сотрудников.
Теоретическая база
Одним из главных факторов риска для жизненного успеха, благополучия и здоровья современного человека является стресс. В последние годы стресс стал типичным явлением, сопутствующим человеку в созданных им самим условиях жизни. Существенно снижается работоспособность и эффективность сотрудников, ухудшается здоровье, увеличивается вероятность принятия ошибочных решений, из-за которых компания может понести серьезные убытки; провоцируются конфликтные ситуации.
Существует огромное разнообразие технологий и методик, позволяющих преодолеть стресс, однако в последнее время лидеры крупнейших мировых компаний, согласно опросу института IBM, уделяют повышенное внимание когнитивным технологиям, способным быстро развивать интеллектуальные способности, воображение и ассоциативное мышление людей. По мнению половины опрошенных руководителей, в ближайшие годы когнитивные вычисления могут преобразовать их бизнес кардинальным образом.
Основные теории стресса в психологии:
Теория стресса Ганса Селье(1907-1982).
По теории Селье стресс – это неспецифическая реакция организма, которая запускается в ответ на разнообразные тревожащие факторов. Селье выделил три основные стадии неспецифического синдрома:
· стадию тревоги;
· стадию резистентности (адаптации);
· стадию истощения
Перечисленные стадии следуют друг за другом по мере развития и усугубления стрессовой ситуации. С появлением раздражителя человек ощущает тревогу, организм мобилизуется. Если стрессор сверхмощный, организм может потерпеть фатальный удар непосредственно на этой стадии. Если же человек способен перенести такой стресс, приходит черед следующей стадии – резистентности. Человек не ощущает тревогу или чувствует ее минимально, организм проявляет более высокую сопротивляемость. Если стрессор воздействует слабо и недолго, стадия резистентности завершается тем, что человек приспосабливается, увеличивая свою адаптивность и получая новые полезные качества.
При длительных же и выраженных воздействиях стрессоров, наступает черед стадии истощения. Человек чувствует то же, что и во время фазы тревоги, но длятся подобные ощущения намного дольше и в результате приводят к тяжелым патологическим изменениям.