Выход из рук в большой мир
До шести –восьми месяцев малышок должен в основном все время находиться на руках у мамы. Но потом «ручная фаза» кончается: ваш малыш начинает ползать и выходит в большой мир. Здесь отношения матери и ребенка серьезно меняются. Теперь мама меньше осознает движения и потребности малыша. Как правило, в это время изменяются привычные детские движения, а круг интересов ребенка стремительно растет. Теперь он или она пробует новую для себя твердую пищу, изучает окружающий мир на ощупь. Стремление ребенка изучить все вокруг часто входит в противоречие с другими его потребностями, в том числе и с потребностью вовремя пописать.
Да, сейчас родителям немудрено запутаться. В возрасте 8-9 месяцев количество «промахов» обычно возрастает (обычно это касается «западных» мам). У «восточных» мам – то есть в странах с теплым климатом и «традиционной» культурой в это время малыши большинство своего времени проводят голышом на улице. Там они свободно «ходят» на траву, наблюдают за окружающими их взрослыми и с течением времени, имитируя, начинают «ходить» во взрослый туалет. Здесь вопрос решается сам собой.
«Западные» мамы в это время переживают, так как их (уже обученные!) малыши устраивают настоящие забастовки. Если ваш ребенок сопротивляется, когда вы несете ее или его пописать, это означает только одно. Ваш драгоценный малыш вырос до той фазы, в которой ей или ему хочется самостоятельно контролировать свои действия. Он или она хочет взять на себя ответственность за «дела». Вам остается только согласиться и позволить ему играть более активную роль. Предоставьте для детки горшочек (если вы не сделали этого раньше) и просто покажите, куда можно «ходить» - вместо того, чтобы сажать его самому. Как правило, время и терпение сыграют в вашу пользу.
(Подпись к фото на стр. 195: Иногда ребенок постарше начинает допускать «промахи». В основном, это происходит из-за стресса или болезни. Для него будет целебным утешением чаще находиться в близком контакте с мамочкой. Попробуйте высаживать ее (его) на руках, как когда-то раньше – и не ожидайте, что малыш сделает все самостоятельно.)
Будьте нежны и мягки, не давите. Предоставьте удобный горшочек. Объясните, как им пользоваться. Также очень полезно высаживать крох на природе – там, где есть на что посмотреть. Интересный предмет для изучения помогает расслабиться и быстрее «сходить». Попробуйте какой-нибудь новый подход. Малыши иногда перестают «сигналить» на несколько дней или даже недель – а потом вновь начинают, еще более отчетливо, чем раньше. Нет, они ничего не забыли! Просто им нужно было время, чтобы внести эти новые навыки в свою жизнь.
(Подпись к фото на стр. 196: Сохраняйте легкую, сердечную атмосферу. Попробуйте новые позы, дайте что-нибудь интересное в ручку. Все это позволит вам сохранить высаживание симпатичным и интересным процессом по мере того, как растет ваш ребенок).
Можно ли прервать игру ребенка?
Метод Естественной Гигиены Малышей – это не работа сугубо для родителей. Это совместное занятие родителя и ребенка, дорога с двусторонним движением. Метод Естественной Гигиены Самых Маленьких –гораздо большее, чем просто обучение навыкам высаживания. Я полагаю, что основное здесь – это «быть с ребенком здесь и сейчас», чувствовать его ежесекундно. Бывают дни, когда вам кажется, что это - самое сложное занятие в мире. Но бывают и другие дни, когда вы чувствуете озарение, душевный подъем и невероятную близость к своему малышу.
Метод естественной гигиены – всего лишь один из тысячи процессов, возникших в вашем доме с рождением малыша. Совсем не нужно постоянно быть взволнованными этой темой. Тем не менее, многие родители ошибочно делают высаживание своей главной задачей с утра и до вечера. Теперь они с увлечением распознают возможные «сигналы» в любое время суток и через каждые 15 минут стараются высадить ребенка пописать, отрывая его от игры и от исследования окружающего мира.
Поступать так не надо. Начнем с того, что вы нарушаете природное детское обучение. Во-вторых, если карапуз увлечен какой-либо игрой и вы грубо его оторвали, то, естественно, она или он будет возражать и, вполне вероятно, не захочет писать на таких условиях. Вас ждет явное сопротивление – как голосовое, так и движениями всего тела. Как сказала Роза Уайльд, мама сынишки без подгузников, «У ребенка не так много возможностей вам что-либо объяснить; вот он и объясняется тем, что попросту ничего не делает».
Если вы понимаете, что проблема – в излишнем энтузиазме, вам несложно найти правильное решение. Притормозите самого себя, отбросьте суетливость. Постарайтесь прислушаться к своему ребенку и плывите по течению вместе с ним. Действуйте синхронно с его внутренними ритмами, а не пытайтесь подстроить их под себя. Это происходит гораздо легче, если малышок довольно много времени проводит на маминых руках. Во-первых, вы неплохо друг друга понимаете и во-вторых, вам легче просто взять и высадить карапуза, когда не надо его специально ловить.
Даже когда ребенок подрос, все равно можно и нужно сохранять с ним взаимопонимание, быть на одной волне.
Постарайтесь помнить природный «график» ребенка. Сажайте малыша на горшочек тогда, когда в его деятельности наступает пауза. Будьте нежны, мягки и внимательны. Если малышок держит в руках какую-либо игрушку, обязательно берите его на горшок вместе с ней – так малыш будет продолжать свое изучение «в процессе». С ребенком постарше уже можно договориться, объяснив ему (или ей) свои намерения. Можно специально дать малышке в руки что-то яркое для изучения. Спойте ребенку песенку. Вот еще хороший совет: иногда проще поднести горшочек к ребенку, чем вести ребенка к горшку!
Ваш ребенок вырос.
Да, бывают случаи, когда от мамы требуется креативное мышление. Ваш ребенок еще недавно с удовольствием «ходил» в привычной позе -а теперь вдруг резко отказался! Что могло случиться? Почему он (она) не хочет высаживаться с маминых рук или ходить на горшочек? Еще вчера он был всем доволен, но сегодня ситуация изменилась. Малыши постоянно растут, и стандартные варианты высаживания им уже не подходят – это подобно внезапному вырастанию из одежды детского размера. Своим отказом от привычных путей ваш ребенок сообщает, что такая поза (или это место) ей или ему больше не соответствуют!
Детские предпочтения меняются внезапно, и, конечно же, без предупреждения. Помню, как мой сын в двухлетнем возрасте отказался ходить на горшок. (Как вы помните, у него был приличный «стаж»: он ходил на горшочек с первого дня рождения). Сынишка выбегал в центр комнаты, пристально смотрел на меня и звал: «По!», «По!» - называя горшочек на французский манер. (Прим. перев. – от английского слова «Pot»). Было понятно, что просил он горшочек – но любая попытка посадить сынулю на привычное место (на горшок в углу) принималась в штыки, с криком и недоумением. После целой серии таких «отказов» я серьезно расстроилась. Молча вытирая лужицы на полу, я прятала слезы. Для меня это было крушением целой методики. Я почти дописала книгу своей мечты, а теперь было готова стереть файл и купить сыну пачку подгузников. «Казусы» продолжались, а я не могла понять, что же случилось.
В один прекрасный день я решила серьезно задуматься на эту тему. Отложив все дела в сторону, я потратила некоторое время на размышления. О себе, о ребенке, о естественной гигиене малышей и о собственной вере в себя. Мне стало понятно, что мой сын отчаянно пытается что-то мне объяснить, но ему не хватает словарного запаса. Я решила попробовать укрепить нашу интуитивную связь и догадаться, о чем идет речь. Громкие и отчаянные крики сына подтвердили, что давно пора бы… Отложив любые занятия, я внимательно наблюдала за ребенком. Я заметила, что сын часто бегает в ванную комнату и рвет там туалетную бумагу, бросая ее в унитаз (без всякой связи с лужами на полу).
Через пару дней мой сынуля опять стал передо мной, пристально глядя мне в глаза и настойчиво восклицая: «По!», «По!». Я оглянулась по сторонам и спросила, казалось, из глубины моей души: «Чем я могу помочь?»
«По!», -отозвался сын растерянно…и тут в его глазах мелькнула искра понимания. «Большой По!», - крикнул он во весь голос. Большой туалет! Ну конечно! Он уже понял, что родители ходят именно туда и хотел делать свои «делишки» как взрослый, как Мама и Папа. Я немедленно, вихрем, понесла сынулю в туалет и он гордо впервые пописал в свой «Большой По». Надо было видеть, как он был доволен! В тот же день мы поставили ребенку лесенку – ступеньку и специальное сиденье.
Все! Больше никаких луж на полу, никакого писанья в штанишки. Наш ребенок перестал рвать туалетную бумагу (объясняя свои намерения). А я... я вернулась обратно дописывать свою книгу, гордо сознавая, что теперь мы перешли на последнюю ступень «туалетной независимости».
(Вставка другим шрифтом, в рамочке):