Процедура оценки мастер-классов
Мастер-классы оценивались в два этапа.
· Сначала, по завершению презентаций участники отмечали позитивные стороны работы и сложности. Все это фиксировалось на флипчартах.
· Участники тренинга и тренеры по специальному бланку (см. Приложение) оценивали по 5-бальной системы личностные качества психолога - толерантность, лабильность, эмоциональная устойчивость; профессиональные навыки – умение работать с аудиторией, работа со сложными участниками, целостное видение процесса; коммуникативные способности – умение устанавливать контакт и эффективно взаимодействовать в разными типами участников, умение подавать материал. В бланк заносились оценки после каждого мастер класса. Итоговые оценки были посчитаны как среднее арифметическое. Отдельно считалась оценка группы и оценка тренеров. Важно отметить, что оценки тренеров и группы совпали.
4. Видение системы супервизии (функционал, организационные вопросы, контроль, отчетность) участниками отборочного тренинга
Все пожелания, высказанные участниками, были учтены авторами проекта.
Комментарии-рекомендации
Ситуация проведения отборочного тренинга является эмоционально сложной как для участников, так и для тренеров. Учитывая это, необходимо перед началом тренинга акцентировать внимание на том, что в данной ситуации не оценивается профессиональная компетентность психолога, оценка производится по критериям, которые необходимо для успешной супервизорской работы. В случае, если супервизор не будет иметь соотвествующего уровня подготовки, у него будут серьезные проблемы с группой. И здесь мы можем иметь два негативных последствия: группа может психологически травмировать супервизора и группа может прекратить свою работу, проще говоря, распасться.
В результате отборочных тренингов несколько супервизоров были отобраны условно и приглашены на первый подготовительный тренинг. Один из этих супервизоров А. показал не очень хорошие результаты в процессе подготовки. Его первая встреча с супервизионной группой проводилась в присутствии тренера проекта и участника проекта, который имел опыт успешного проведения группы. В процессе проведения группы стало понятно, что уровень профессиональной подготовки группы намного выше уровня подготовки супервизора. Более подготовленный супервизор, в качестве со-ведущего, помог провести супервизию на хорошем уровне. Супервизору А. было предложено в дальнейшем посещать группу в качестве участника.
Подготовительные тренинги
Первый тренинг подготовки региональных консультантов по супервизии
Задачи
- Обсуждение функционала и кодекса этики супервизоров.
- Обучение супервизоров моделям проведения супервизии и методам работы с супервизионной группой.
- Развитие навыков индивидуального консультирования, разработка схемы консультирования под задачи проекта.
- Обсуждение особенностей консультирования целевых групп.
- Разработка программы проведения первой встречи с группой.
- Окончательный отбор участников проекта.
Текст Кодекса этики супервизоров и описание моделей супервизии, методов и этапов процесса консультирования представлены в «Рабочей тетради».
Супервизоры приняли для себя схему консультирования, которая будет предлагаться всем участникам групп. Учитывая, что все психологи имеют психотерапевтическую подготовку разных школ, схема консультирования и все последующие методы работы не привязаны к какому-либо одному направлению психологического консультирования.