Развитие и адаптация личности

Глава 6. РАСТИМ СВОЮ ЛИЧНОСТЬ

// Мозаика радости: советы психолога на каждый день. СПб.: Питер-Пресс, 1997.

Блажен, кто смолоду был молод,

блажен, кто вовремя созрел.

А.С.Пушкин

Сью Торр родилась в Плимуте, графство Девоншир. Ее родители много работали, и у них не было времени вникать в проблемы каждого ребенка - всего в семье было восемь детей. В школе Сью отличалась послушанием и успехами в спорте. А учительница, казалось, не замечала, что девочка не умеет читать и писать. Когда в 15 лет она перестала ходить в школу, мать устроила ее официанткой в ресторан. Как и в школе, на работе ей приходилось придумывать множество хитростей, чтобы скрыть свою неграмотность.

Потом свадьба, дети, затем развод, ребенок от нового мужчины, разрыв отношений с ним. Отправляя третьего ребенка в школу, она поцеловала его у ворот и подумала: пора что-то делать с собой. С годами красивая общительная девушка превратилась в робкую женщину, которая почти никуда не выходила. Постоянные переживания по поводу своей неполноценности и лжи, связанной с этим, печально отразились на ее семейной жизни. Ей было 37 лет, пора было действовать.

Ей помогла Сузан Казинс, работница отдела обучения родителей при Совете графства Девоншир. Сью стала ходить к ней на занятия. Это был тяжкий труд. Однажды Казинс предложила Сью описать все, что невозможно сделать, если не умеешь читать. Слезы струились у Сью по щекам, когда она вновь пережила свои страдания, страх и унижение за 30 с лишним лет. Но она написала, твердо решив все рассказать людям. Потом ей предложили прочесть свой рассказ со сцены. Затем она переделывала его и постепенно он превратился в пьесу.

Спектакль шел на сцене, по радио, издан в видеозаписях и магнитофонных копиях. В 1994 году ее пьеса “Выкрикни это” получила престижную премию “Сони”. Церемония награждения состоялась в роскошном лондонском отеле. Сью поднялась на помост нетвердыми шагами, в ее глазах стояли слезы. Когда ей вручили награду, она смогла вымолвить лишь: “О такой награде я не могла и мечтать”. Втайне Сью всегда мечтала стать писательницей.

В каждом человеке вопреки всяким нарушениям и дефектам развития существует потребность и способность в самоизменении, самореализации, творчестве. Так утверждают психологи гуманистического направления.

Сад личности

Личность можно сравнить с огромным садом, в котором растут самые разные цветы, кусты и деревья. Один уголок сада может быть совсем не похож на другой. Четкие квадраты и круги цветочных клумб в одном месте, а в другом - остатки древнего леса с тихими ручьями и озерцами ясными, как окна в небо. Цветы на солнечных лужайках мечтают, чтобы их поскорее увидели и смотрели бы на них как можно дольше. Накидки из папоротников закрывают и заглушают все, что хочет оставаться в тени и тишине. Сад велик и многообразен.

Сад нашей личности растет и меняется. Может показаться, что он растет сам собой. Но это не так, он растет нашими стараниями. Ненайденная или забытая способность зачахнет и пропадет.

Самореализация

Реализовать себя - значит открыть свои способности и приложить их к делу. Чем удачнее человек раскрывает свои способности и полнее удовлетворяет потребности, тем более он благополучен, здоров и счастлив. Удовлетворить высшие потребности не менее, а часто - более, важно чем простые повседневные нужды. К высшим относят потребности в близких межличностных отношениях и любви, в признании и уважении. Объективно измерить степень их удовлетворения невозможно, да и не нужно. Значение имеет лишь чувство удовлетворенности этих потребностей.

Немногие люди испытывают радость от того, что достигли успеха, широко раскрыв свои способности в любимом деле. У большинства из нас чувство удовлетворенности связано с движением по пути к успеху, надеждами на будущие удачи, небольшими достижениями, часто незаметными для других. Что же чаще всего мешает прийти к успеху, к реальным свершениям? Чувство страха, враждебное отношение к другим и себе, праздность.

Самореализация - процесс удовлетворения человеком своей потребности быть тем, кем он может быть. Потребность в самореализации есть у каждой здоровой личности. Широкие возможности для самореализации дает творческая деятельность. Но не только в ней может проявиться предназначение человека. Можно согласиться со взглядом на творчество, как на обязательный элемент самореализации, если понятие творчества расширить. Умение понять, почувствовать свое место в жизни, умение выжить в трудных условиях, умение достичь поставленных целей - все это при расширенном понимании должно быть включено в понятие творчества. Проявление этих умений, осуществление чего-либо из перечисленного также является самореализацией.

Стремление к преобразованию мира, направленность на творчество во все времена уживалась в общественном сознании с желанием сохранить уже существующее. Для архаического человека время двигалось по кругу, временные циклы были замкнуты. Существовало убеждение, что все возвращается "на круги своя". Лишь у человека средневековья возникли представления не только о "колесе времени", но и о "стреле времени". Появлялись более полные знания не только о циклических процессах, но и о процессах необратимых изменений, процессах развития.

По направленности на сохранение или преобразование самореализацию можно разделить на мужскую и женскую. В мужской главное - преобразование, освоение нового пространства, а в женской - забота о сохранении достигнутого, того, что уже есть, заинтересованность в более глубоком освоении имеющегося пространства.

Такое деление связано с различием биологических ролей (различного назначения полов) мужчины и женщины. В этом разделении есть взаимная дополнительность и гармония противоположностей. В самореализации конкретного человека есть и мужские и женские черты, но одни или другие преобладают.

Страсть к преобразованию окружающего мира, охватившая человечество на исходе тысячелетия (мужские акценты в постановке жизненных целей), сменяется более глубоким осознанием необходимости сохранения культурных ценностей минувших эпох, преклонением перед гармонией природы, ее материнской ролью.

Развитие личности невозможно без самопознания. Познание может осуществляться как через самораскрытие и самоиспытание в делах и поступках, так и через самосозерцание и самоанализ. Эти два подхода различаются по направленности и способам осуществления, но не исключают друг друга. Любому человеку необходимо и углубление внутрь себя, и продвижение в окружающий мир. И то, и другое необходимые звенья поиска смысла жизни.

Смысл жизни

Тот, кто любит по-настоящему

какого-то одного человека, любит весь мир.

Э.Фромм

Известный психотерапевт Виктор Франкл утверждал, что человеку требуется не состояние покоя и равновесия, а скорее борьба за что-то, достойное его. В служении делу или любви человек осуществляет сам себя. Ощущение счастья не может быть определено как цель, к которой человек стремится, а представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели.

Франкл видел много мудрости в словах Ницше “Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как”. Страдание перестает быть страданием в тот момент, когда мы обнаруживам в нем смысл, например, смысл жертвенности.

Отсутствие или потеря смысла жизни компенсируется стремлением к власти, включая наиболее примитивную форму - желание денег. Неумеренное желание удовольствий, секса, алкоголя, юношеская преступность также часто вызваны этой неудовлетворенной потребностью.

Смысл жизни невозможно ни услышать, ни увидеть. Какое-нибудь отдельное действие можно совершить и не задумываясь о смысле жизни. Но, настойчиво вкладывать свои силы в какое-либо дело, хотя бы смутно не ощущая смысла своей жизни, невозможно. Мы не выбираем смысл нашего существования из “вообще существующих”. Иногда мы его чувствуем непосредственно, не испытывая желания анализировать что он собой представляет. Его можно понять умом после долгих размышлений, можно обнаружить в любви к близкому человеку или создать своим трудом. В любом случае, чтобы обрести смысл жизни, мы затрачиваем усилия.

Развитие и адаптация личности

Что лучше - изменять окружающих людей “под себя” или приспосабливаться к ним? Одно не исключает, а предполагает другое. Преобладание стремления приспособиться делает человека излишне зависимым от среды. Энергичные старания преобразовать окружение, как правило, встречают сопротивление со стороны многих представителей общества, группы. Окружающих людей невозможно переделать, но они будут считаться с вами, пользуясь результатами вашего труда. Будут учитывать вашу точку зрения, высоко ценя ваш ум.

Лучше адаптируются к окружающей среде те, кто активно ее осваивает. Возможно, в мире механизмов простота устройства ведет к большей надежности. Но природа человека и механизмов существенно различна. Духовное богатство человека неизменно предполагает его духовную сложность - это основной и неисчерпаемый ресурс его устойчивости. Духовное богатство не рождается и не существует при отстранении себя от мира, прежде всего, мира людей.

Как растить личность

Самый простой способ кратко ответить на вопрос “Кто я есть?” - перечислить то, что ты умеешь делать. Это под силу даже школьникам, которым более глубокие размышления не по возрасту. Перечислить что ты умеешь делать отлично или хорошо, что ты сделал, чего достиг - не очень сложно. Такое описание действительно поможет лучше понять себя. Однако в этом будет еще не весь ответ. В душе любого человека живет какая-то неудовлетворенность, желание что-то изменить, найти, подняться на еще одну ступеньку, полнее реализоваться.

Что делает человек самореализуясь? Что означает самореализация в реальном поведении? А.Маслоу считал, что существуют восемь путей самореализации, способов поведения, ведущих к ней.

1) Раскрывать и выражать себя с детским простодушием, без застенчивости и без самомнения. Сосредоточиться на этом погружении, переживать его полно и живо.

2) Представлять себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент перед нами стоит выбор: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать, забиваться в свою ракушку, стремясь к большей безопасности и защищенности или двигаться вперед и расти.

3) Давать возможность своему Я проявляться. Привычка слышать голос мамы и папы, вышестоящих лиц, властей, традиций и т.д. не должна мешать прислушиваться к своему Я. Необходимо чувствовать и давать возможность проявиться движениям своего Я.

4) Брать на себя ответственность за происходящее с тобой, за свои достижения и промахи. Спрашивать с себя и правдиво отвечать, не прикрываясь рассуждениями о роли обстоятельств.

5) Быть способным честно высказывать собственное мнение, независимое от мнения окружающих.

6) Развивать свои способности, трудиться ради того, чтобы сделать хорошо то, что хочешь сделать. Находить силы для прохождения трудного периода подготовки к реализации своих способностей.

7) Стремиться к высшим переживаниям. Как писал К.С.Льюис, радость должна удивить. Любовь или вдохновение нельзя купить или получить, дождавшись своей очереди. Никто и ничто не может искусственно вызвать у нас любовь или вдохновения, но можно увеличить вероятность возникновения этих состояний. Каждый человек испытывает подобные высшие переживания, но не всегда догадывается об этом. Некоторые люди отстраняются от этих недолгих переживаний, не принимая их реальность и лишая себя возможности наслаждаться жизнью.

8) Познавать самого себя, пытаться понять: что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни. Для этого нужно осознать, что внутри есть силы, защищающие тебя от разочарований. А после этого найти смелость преодолеть их. Это болезненно, так как эти “защиты” направлены против чего-то неприятного. Но отказ от них стоит того, поскольку позволит полнее раскрыть себя как личность. В этой главе мы рассмотрим, какие сушествуют “защиты” и как они действуют.

Итак, чтобы совершенствоваться, творить себя, надо развивать свои способности, которые позволят сделать первоклассно что-то существенное. Если пока еще не ясно где спрятаны самые большие способности, не отчаивайтесь. Главная способность - искреннее желание творить себя и запас терпения для этого нелегкого пути.

Для развития своей личности нужно научиться планировать успех и достигать его, изгонять из себя неудачника. Нужно научиться глубже понимать себя, принимать себя полностью - вместе со всеми своими достоинствами и недостатками, нужно сохранять уверенность в себе, ценить себя как личность.

Центр сада

Классик психологии Т.Рибо вспоминал о больном, страдавшим в течение нескольких лет меланхолией. Его здоровье было ослаблено, но, когда его почти внезапно обуяла мания величия, организм претерпел глубокие изменения, силы окрепли.

Разумеется, такая самооценка не идет личности на пользу, но и принятие себя, неотличимое от непринятия, неуважения к себе разрушительны для личности, сковывают ее развитие.

Самооценкаявляется важнейшей составляющей личности. В самооценке слиты различные аспекты отношения личности к себе. Процесс самореализации и самооценка тесно связаны и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полноценной самореализации. В этой взаимосвязи определенное “первенство” влияния принадлежит самооценке. Нарушения самооценки ведут к потере душевного равновесия, неудовлетворенности своей жизнью. Как остроумно заметил Ларошфуко: “люди, верящие в свои достоинства, считают долгом быть несчастными, дабы убедить таким образом и других и себя в том, что судьба еще не воздала им по заслугам.”

В самом центре сада личности находится ее Я. В нем есть две части Я-реальное и Я-желаемое. “Я-реальное” - это представление человека о себе таком, каким он видит себя в настоящее время. Каждый в той или иной степени желает быть хотя бы в чем-то другим, иметь иное положение в обществе или иную внешность и т.д. Совокупность мыслей и образов, в которых эти желания отражены, складывается в “Я-желаемое”. Для психологически устойчивого, успешно самореализующегося человека со здравыми взглядами на жизнь и на себя характерно небольшое расхождение Я-реального и Я-желаемого, эти ветви Я схожи. Расхождение между ними небольшое не потому, что эти люди считают себя близкими к идеалу, а потому что они принимают себя такими какие они есть, со всеми своими достоинствами и недостатками.

Я-желаемое включает требования и правила, принятые в обществе, нравственные предрасположения и эстетические идеалы. В желаемом Я есть компоненты Я реального (реального уже сейчас). Если этого нет, то на какой основе может возникнуть другое, новое Я? Их полное несходство означает такую степень неблагополучия личности, при которой самосозидание невозможно или крайне затруднено.

И большое, и малое расхождение Я реального и желаемого мешает саморазвитию. При большом - возникает чувство неполноценности, неуверенность в себе, снижается активность, энергичность; при малом - чувство успокоенности, любование собой. Это также может снижать активность, особенно направленную на себя, на самоизменения. Опасно оно и тем, что может вести к снижению приспособляемости и вызывать напряжение в межличностных отношениях. Необходима золотая середина между большим и малым расхождением различных Я личности.

Нежный шепот нарциссов

Гете писал: “Сознание своего несовершенства приближает к совершенству”. Само желание изменить себя говорит о неудовлетворенности собой. Кроме осознания своих недостатков для самосовершенствования нужна вера в себя и решимость осуществить в себе изменения. Без смелости человеку не сделать шага к пониманию того, какие именно составляющие его личности закрывают от сознания ее слабые стороны, что не дает открыть свои недостатки для себя и других.

В каждом человек есть нечто ласково нашептывающее “в тебе все прекрасно”. Это нечто успокаивает, заглушая тревожные шорохи. Силы, защищающие нас от разочарований, в психологии называют “защитными механизмами личности”.

Они дают передышку во время сильных потрясений, смягчают боль и сильную тревогу, остроту разочарований и недовольство собой. Но, если шепот нарциссов заглушает все мысли мешающие симпатизировать себе, не дает услышать замечания других людей, то возникает опасность новых разочарований и неудач.

Зеркала в саду

В саду личности должно быть тепло и уютно, иначе многие растения в нем начинают чахнуть и погибают. Тепло в нем сохраняется, если сад личности доволен собой. В саду стоят огромные зеркала, опутанные вьюном. Благодаря им сад может убедиться в том, что он хорош. Стражи сада охраняют его от вторжения посторонних. Кроме того, стражи обязаны выполнять еще одно важное дело. Если сад становится не очень привлекательным - хилеет куст, который раньше завораживал своей красотой, вянут цветы, или между ними возникла ссора.., - то стражи должны быстро и незаметно накинуть на зеркала флер, розовый туман которого скроет то, что замечать не хочется.

Конечно, лучше, если мы растя свой сад, вовремя помирим цветы и не дадим ослабнуть захворавшему кусту. Но у нас не всегда есть на это силы, или не всегда есть силы в нужный момент. Поэтому стражи сада зорко следят за зеркалами. Они помнят - если сад совершенно, во всем собой не доволен, то в саду становится холодно и начинают гибнуть и те растения, которые еще совсем недавно быстро тянулись к свету. Вуаль для зеркал делает свое дело и из сада не уходит тепло, а растения, для которых оно совершенно необходимо, остаются живы.

Сад личности оберегают защитные механизмы личности. В чем же их роль? Они меняют восприятие самого себя таким образом, чтобы сохранялся приятный образ Я, чтобы угрожающая этому образу информация не достигла сознания. Сохранение удовлетворяющего образа Я позволяет самооценке оставаться на высоком уровне. Защитные механизмы могут не только изменить восприятие и понимание событий, но и затормозить продвижение информации, ее переработку.

Основополагающий вклад в изучение защитных механизмов внес австрийский психолог, психотерапевт Зигмунд Фрейд. Он показал значение сферы бессознательного для психики в целом, разработал подходы к изучению бессознательного и методы лечения психических расстройств.

Бессознательное весьма изобретательно в создании различных механизмов снижения тревоги. (Если бы они были осознаны, они были бы малоэффективны.) Обсуждение “какой механизм от чего защищает” мало соответствует их назначению и функциям. В них следует прежде всего видеть способы регуляции личности. Они все сохраняют удовлетворяющий личность образ Я, оберегают ее от тревоги и глубоких травм. Это их основные функции, но не все. Действуют эти механизмы по-разному и приводят к разным результатам, но непременно проявляются в поведении и отношениях с другими людьми; влияют на процесс развития личности.

Защитные механизмы - один из наиболее сложных разделов психологии личности. Ознакомление с ними может дать пищу для размышлений, может оказаться полезным для более глубокого понимания себя и других. Не стоит торопиться после первого знакомства ставить психологический диагноз себе или другому. Одно и то же поведение может быть у одних людей защитным, а у других - не выполнять никаких защитных функций, будучи проявлением их склонностей, предпочтений, ценностных ориентаций, особенностей воспитания, традиционного образа жизни... Например, большая трата времени на уборку в доме может быть защитным поведением (“замещением” или другим механизмом), смягчающим тягостные переживания. Но она же может быть обусловлена и укоренившейся привычкой к чистоте, страстным желанием видеть свое жилище в образцовом порядке, стремлением продемонстрировать свою чистоплотность и аккуратность и т.д. Рассмотрим кратко основные механизмы защиты.

Вытеснение

Человек, испытавший унизительный личный провал, может благодаря вытеснению, совершенно забыть о перенесенном. Намеренное подавление травмирующих чувств и воспоминаний весьма обычно, но это не вытеснение. Вытеснение не совершается намеренно, оно происходит автоматически. В результате вытеснения человек не осознает собственные вызывающие тревогу импульсы или не помнит болезненные события прошлого.

При вытеснении происходит устранение из сознания неприемлимых влечений, чувств, мыслей и намерений, вызывающих напряженность. Вытесненные в бессознательное они продолжают оказывать влияние на душевную жизнь и поведение, могут проявляться в обмолвках, описках, неловких, “случайных” движениях. Например, в “случайном” жесте ученика может проявиться агрессия против учителя, хотя в целом нет оснований считать поведение ученика агрессивным.

С механизмами вытеснения Фрейд связывал некоторые симптомы истерии, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка и др.).

Действие защитных механизмов можно обнаружить в повседневной жизни. Когда в России автомобиль нельзя было просто купить, а надо было “достать”, заслужить, много лет ждать своей очереди на покупку и т.д., отношение к нему было не как к механическому средству передвижения, а как к живому существу. В этих отношениях было много эмоционального тепла.

Общаясь с владельцами автомашин, я убедился, что различные неприятности, которые автомашина доставляла владельцу, из сознания большинства автолюбителей (“типичных”) успешно вытесняются. Обычно хозяева хвалили свою машину, в том числе за надежность. Только задавая конкретные вопросы об устройстве и регулировке различных узлов автомобиля, можно было выяснить, что несмотря на небольшой срок эксплуатации со многими из них владельцу приходилось возиться, часто не по-одному разу.

Если бы в оценке долгожданного предмета, приобретение которого потребовало от всей семьи немалых нервных затрат, большого труда, самоограничения и т.д., преобладало разочарование, то это рождало бы сомнение в целесообразности сделанного шага и вело бы к внутреннему напряжению. Но вытеснение защищает личность от неприятных переживаний.

Замещение

Оскорбленный человек нередко вымещает злобу, раздражение на неодушевленных предметах или тех людях и живых существах, ответная реакция которых не может причинить ему особого ущерба или вовсе отсутствует. При этом происходит замещение объекта. Может происходить замещение социально не одобряемых действий на социально приемлемые: человек, испытывающий тягу к “рукоприкладству”, становится боксером и отводит душу на ринге. Благодаря этому ему легче сдерживать себя и не нарушать правил поведения в обыденных ситуациях. Агрессивный водитель не совершает посягательства на другого человека, но повреждает его автомобиль.

Замещение позволяет личности достигнуть эмоциональной разрядки наименее конфликтным способом. Замещение часто связывают с агрессией и ее выражением. Однако напряжение, требующее разрядки может быть вызвано разными потребностями. Хорошо известно, что сексуальные потребности у людей очень различаются и по силе и по формам их насыщения.

22-летняя китаянка Аннабель Чонг, обучающаяся в Лос-Анджелесе, решила проверить с каким количеством мужчин подряд она сможет совершить половой акт. Исследование было организовано обстоятельно - в газетах полутора десятков стран были помещены объявления с предложением принять участие в эксперименте.

Любовь к науке, поиску всегда жила в мужской натуре - откликнулись более 1700 претендентов, от которых требовалось представить фотографию в обнаженном виде и результаты теста на СПИД. Аннабель отобрала триста из них и наметила длительность эксперимента в десять часов с перерывом по семь минут один раз в час. Пришлось ограничить время “общения” с каждым участником двумя минутами. Для освидетельствования выдающегося достижения были приглашены представители “Книги рекордов” Гиннесса”.

В конце восьмого часа, после 251-го соавтора рекорда будущий социолог прекратила эксперимент по выяснению возможностей молодого женского организма. За время опыта она потеряла четыре килограмма веса и призналась журналистам, “что еле жива, но получила огромное любовное наслаждение”. Представители “Книги рекордов” почему-то отказались фиксировать рекорд.

Обычно моральные нормы сильны, они проявляются во всех важнейших аспектах человеческого поведения. Во многих гипнологических опытах было доказано, что человек в состоянии гипноза любой глубины не способен совершить то, что противоречит его моральным принципам. Если его к этому подталкивают, он чаще всего выходит из гипнотического состояния. Не только в особых состояниях - вообще конфликт мотивов поведения с моральными нормами опасен, так как приводит к серьезному напряжению.

Однако и неудовлетворенные потребности держат в напряжении. Подсознание может давать мышлению побуждающие импульсы для поиска социально одобряемого или приемлемого поведения, которое может привести к удовлетворению потребности.

Чем можно объяснить попытку представить этот сексуальный “марафон” как эксперимент? Научная работа в принципе социально одобряема. Контуры этой области человеческой деятельности весьма размыты, в том числе и в аспекте норм и эталонов исследовательской деятельности. Вся наука имеет дело с неизвестным, с неопределенностью. Всегда находились люди и в самой науке, и в других сферах общества, ставившие под сомнение ценность исследований тех или иных ученых. Люди, придерживавшихся иных взглядов, нередко вполне искренне, не понимали что собственно эти ученые изучают, наукой ли они занимаются. Опыты многих ученых окружающие, в том числе и представители науки, воспринимали как чудачество.

Слабость научного обоснования предпринятого студенткой Аннабель Чонг эксперимента была очевидна и для журналистов. Но легко измерить вес арбуза, весомость же научного обоснования - труднее. В рамках научного исследования столь “интенсивное общение” с мужчинами не так сильно бъет по нравственным убеждениям, в том числе - собственным. Я личности будущего социолога остается менее травмированным.

Идентификация (отождествление)

Отождествляя себя с популярной личностью - известным политиком, звездой эстрады, спорта, легче верить в собственную значимость. Объединяя себя хотя бы в чем-то с этим лицом, он начинает оценивать себя выше. Заядлый болельщик после победы любимой команды, говорит: “Мы победили!”.

С седых времен люди умели использовать данный механизм в практических целях. Например, ритуальные танцы, изображавшие эпизоды охоты позволяли через идентификацию с удачливым охотником почувствовать себя сильным и умелым, укрепить уверенность в себе.

С седых времен люди умели использовать данный механизм в практических целях. Например, ритуальные танцы с изображением подвига героя или разыгрыванием накануне охоты типичных для этого занятия эпизодов позволяло через идентификацию с героем или удачливым охотником почувствовать себя сильным и могущественным.

Идентификация - существенное звено личностного развития, выбора и освоения социальных ролей. В детских играх роли заданы достаточно определенно, ясно кто мать или дочь, король или разбойник, командир или солдат. Дети отождествляют себя с представителем какой-либо профессии: летчиком, танкистом, детским врачом, воспитательницей... Образцами для подражания могут быть и вполне конкретные люди, например: учитель, тренер, сосед, старший брат. Чаще идентификация проявляется в стремлении внешне походить на свой идеал. На определенном возрастном этапе вместе с идентификацией должно проявиться и критическое восприятие, стремление обрести свою индивидуальность, самостоятельность.

Отождествление редко остается поверхностным, исключительно внешним. Оно ведет к принятию ценностей и усвоению норм поведения.

Идентификация с агрессором

Девочка боялась привидений в темном зале. Когда его нужно было проходить, она пробегала, странно жестикулируя. Своему младшему брату она сказала посекрету, что это ей помогает побороть страх. “Чтобы не бояться, когда идешь через зал, - сказала она, - нужно представить себе, что ты и есть то самое привидение”. В этом примере идентификация используется для подавления тревоги осознанно.

Человек пытается имитировать поведение того, кто внушает ему страх. У детей такое поведение встречается довольно часто. На карнавалах многие дети выбирают костюмы страшилищ и чудовищ, веря, что даже некоторое внешнее сходство избавляет их от опасности - на “своих” не нападают.

Анна Фрейд описывает поведение мальчика, имевшего привычку гримасничать. Учитель в школе жаловался на ненормальное поведение, когда его порицали. Если учитель начинал ему выговаривать, он корчил такие гримасы, что весь класс взрывался от смеха. Учитель считал, что либо мальчик насмехается над ним, либо его лицо дергается из-за тика. На консультации у психолога Августа Айхорна ситуация прояснилась. Гримасы оказались карикатурными отражением гневных выражений лица учителя. Мальчик бессознательно копировал мимику угрожавшего ему человека.

Компенсация

Бездетная женщина становится школьным учителем или воспитателем детского сада и у нее становится очень много детей. Если мужчину маленького роста тяготит его рост, он нередко стремится достигнуть власти, продвинуться в военной карьере и т.п., тогда возросшая социальная значимость компенсирует маленький рост.

Чувство неполноценности вытесняется в бессознательное. Для избавления от него человек находит такой способ самореализации, в котором недостаток не имеет существенного значения, а достигнутые успехи, реальные или мнимые, заслоняют недостаток. Часто, несмотря на все достижения человека, чувство неполноценности у него остается и требует постоянной и все большей компенсации - сверхкомпенсации.

Согласно Альфреду Адлеру, каждый человек в раннем детстве переживает ощущение собственной неполноценности (недостаточности). Это ощущение является следствием ограниченности сил ребенка, его зависимости от взрослых, кажущихся ему сильными, ничего не боящимися, знающими многие тайны. Вытесненное детское чувство слабости и неполноценности является источником активности индивида.

Хотя компенсация и сверхкомпенсация чувства неполноценности через стремление к превосходству может приносить самые неожиданные плоды, чаще всего, однако, это стремление остается неудовлетворенным, порождая все новые проблемы и резко ограничивая круг интересов личности. Поэтому в жизни человека должны быть иные ориентиры, другой источник душевной энергии. И таким источником является присущая каждому человеку, врожденная потребность ощущать себя частицей мироздания, человечества в целом - испытывать чувство общности.

В раннем детстве Адлер переболел рахитом, последствия которого он ощущал на себе еще долгое время. Он поздно начал ходить, плохо владел своим телом и из-за этого не раз попадал в уличные аварии. Он был лишен возможности играть со сверстниками в подвижные игры и большую часть времени проводил за книгами. Именно компенсацией многие объясняют его благожелательность и общительность в последствии, а также научные интересы в медицине и психологии - Адлера интересовало влияние органических дефектов и социального окружения на психическую жизнь его пациентов.

Отрицание (отвержение)реальности

Человек бессознательно отказывается принимать реальность, например, смерть ребенка, супруга, старается вести себя так, будто ничего не произошло. Этот механизм часто является начальной стадией переживания острого горя. В семье иногда избегают разговоров о больном или умирающем родственнике, чтобы избежать болезненных чувств. Другой пример - политический деятель, потерявший свой высокий пост, продолжает себя подавать другим так, словно сохраняет всю прежнюю власть.

Как и подавление, отрицание отвлекает внимание от болезненных переживаний, но не делает их абсолютно недоступными для сознания. Человек игнорирует травмирующую, тревожащую информацию, уклоняется от нее. Этот механизм не преобразует тревожащую информацию, а отбрасывает ее.

Проекция

Муж упрекает свою жену в желании изменять ему. Это заслоняет его собственное сексуальное влечение к другим женщинам. Это помогает ему верить, что его супружеская верность не хуже (или лучше), чем у жены.

В большинстве случаев женщина не может открыто сообщить мужчине, что испытывает к нему сексуальное влечение, это не одобряется социальными нормами. Боясь признаться в этом, испытывая по этому поводу дискомфорт, она заявляет ему, что он только и думает о том как бы ее соблазнить.

Данный психологический механизм заключается в бессознательном приписывании собственных неосознаваемых влечений и черт характера другим людям.

Вместо того, чтобы сказать: “Я не люблю тебя”, человек говорит: “Я чувствую ты меня не любишь”. Отказать другому в любви бывает очень тяжело. Сознание того, что причиняешь боль другому, рождает гамму неприятных чувств.

При навязчивой подозрительности человек может ненавидеть себя, но видит ненависть к себе со стороны окружающих.

Рационализация (интеллектуализация)

Студент не сдавший экзамен объясняет свой провал тем, что вообще добиться успеха невозможно, потому что весь мир полон несправедливости. Он это доказывает, обсуждая все причины, которые привели к закономерному, с его точки зрения, результату.

Архитектор, проект которого был отвергнут в первом же туре конкурса, заявляет, что он и не хотел побеждать в конкурсе, а происшедшим доволен, и начинает объяснять для чего он разрабатывал проект.

Сам человек уверен, что свои поступки он обосновывает вполне разумно. В ход идут факты и логика, однако логика может быть настолько своеобразной, что со стороны воспринимается как неубедительная, странная, дикая, абсурдная, хотя отдельные утверждения в цепи рассуждений могут быть вполне здравыми и разумными.

Данный механизм ослабляет эмоциональную насыщенность реакции на тревожные события, переводит энергию в интеллектуальный план.

Реактивное образование

Например, сын не любит мать, но часто звонит ей, дарит цветы, проявляет другие знаки внимания, которые обычно свидетельствуют о чувстве любви. Это необходимо прежде всего самому сыну, для маскировки его истинного отношения к матери.

Человек, испытывающий тягу к порнографии, яростно борется с ней, доказывая себе и другим, что она для него отвратительна.

Человек настолько энергично говорит “Нет”, что за этим может угадываться его боязнь произнести “Да”. Нередко человек, толково и с жаром рассказывающий о своих чувствах, на самом деле этих чувств не испытывает.

Этот механизм позволяет отражать в сознании эмоциональное отношение к чему-либо или кому-либо в перевернутом или сильно ретушированном виде. Действие этого механизма проявляется в поведении, противоположном действительному желанию. Реактивное образование предотвращает что-либо неприятное, ужасное, скрывает истинные чувства, которые оцениваются как неприемлемые. Это может быть достигнуто преувеличением какого-то одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Данные реакции приводят к двусмысленной ситуации, ненужной ни самому человеку, ни окружающим.

Регрессия (возвращение)

Регрессия заключается в возврате к ранним, связанным с детством типам поведения, в переходе на предшествующие уровни психического развития с попыткой использовать успешные в прошлом способы реагирования на трудные ситуации. Это возвратное движение к более раннему способу адаптации, часто сопровождаемое инфантильными фантазиями и желаниями. С ребенка меньше спрос, окружающие ему многое прощают. Регресссией человек освобождается от части ответственности за свои поступки и находит поводы испытывать чувство удовольствия.

В психоанализе эта защита рассматривается как неэффективная, поскольку индивид вместо поиска решения проблемы уходит от реальности. Теории творчества смотрят на регрессию иначе, прежде всего - на целенаправленную регрессию. Она может позволить найти оригинальные решения при временно снятом социальном контроле на стадии генерирования идей. То есть при соответствующим образом организованных условиях ее можно использовать как способ поиска решений.

Взрослые люди нередко ведут себя, не в соответствии с их личностной зрелостью. Причуды, ребячество позволяют снизить эмоциональную нагрузку. Многие люди с эксцентричным поведением, менее подвержены стрессам, полнее наслаждаются жизнью, активнее в творчестве. У них есть внутренний психологический комфорт и физическое здоровье, сильнее развито чувство юмора.

Можно вспомнить чудаковатое поведение А.В.Суворова, которое позволяло ему избегать конфликтов внутренних и, в немалой мере межличностных. Они были бы неизбежны для военачальника его ранга, не принимающего царский двор с его двуличием и интригами. Такой стиль поведения позволил сохранить ему здоровье и трезвый ум до глубокой старости.

Приехав в родное село, Суворов на отдыхе охотно играл с мальчиками в бабки.

Тем, кто удивлялся, увидев его за этим нехитрым занятием, он говорил:

- Теперь в России столько фельдмаршалов, что им только и остается делать, что в бабки играть!

В поведении Суворова есть и детская непосредственность, и простота мудрости, которая далека от простоты немощи или глупости.

При Екатерине II все командующие армиями в мирное время получали должности генерал-губернаторов.

Когда Суворова спросили, какую губернию он желал бы взять, он ответил:

- Матушка-царица слишком любит своих подданных, чтобы мною наказать какую-либо провинцию.

Сублимация

В психоанализе сублимацию понимают, как неконфликтную эволюцию раннего детского импульса к зрелому уровню его выражения. Например, согласно психоаналитическим трактовкам, фотограф может использовать вуайеризм. Вуайеризм - заместительный способ удовлетворения сексуального влечения, стремления к разглядыванию обнаженных половых органов или созерцанию полового акта. Танцовщики и актеры могут использовать сублимированный эксгибиционизм. Эксгибиционизм характеризуется стремлением к обнажению при лицах противоположного пола половых органов для вызывания у себя сексуального возбуждения и наслаждения. К эксгибиционизму относят и склонность к циничным высказываниям, показывание порнографических рисунков представителям другого пола.

Сублимация ведет к разрядке энергии инстинктов не в прямой биологически привычной форме, а в иных видах поведения. При ней заменяется объект влечения, преобразуются эмоции, сопровождающие данное инстинктивное поведение, после чего они могут уже весьма отдаленно напоминать эмоции, сопровождающие, например, сексуальное или разрушающее, агрессивное поведение. Поведение и деятельность становятся более свободными от диктата инстинктов, действия обретают приемлемую для индивида и общества форму. З.Фрейд считал, что сублимация является наиболее распространенным видом защитного поведения, одним из источников энергии движения цивилизации, она ведет к творчеству, интеллектуальному труду, спорту.

Фантазия

Уходя в мир фантазий, грез, мечтаний, проектов (без оценки их осуществимости), человек избегает травмирующей его реальности.

Немалое число людей погружается в мир игры. Находятся любители усложнять игры, пытаясь отразить в них все многообразие мира людей. Живя в созданном им мире, человек чувствует себя выше тех, кому туда нет доступа, или выше тех, кто не достиг такого же совершенства в игре.

Эмоциональное отчуждение (изоляция аффекта)

Оказавшись в концлагере, человек “относит” страдающее тело и физическое бытие лишь к части души, но не ко всей душе. Совершив недостойный поступок, человек приписывает содеянное какой-то “недостойной части” души, а себя (основного себя) отождествляет с “достойной частью”. Разновидностью замещения может быть “безэмоциональность” (эмоциональная пассивность). Например, если женщина подверглась сексуальному насилию, она может на какое-то время стать бесчувственной, сохранив способность работать, осуществлять привычные действия механически, без обычных переживаний.

Если в душе поселяется ранящая мысль, боль, то может вступить в действие защитный механизм, который будет ограничивать участок боли, изолировать его от других частей личности. По сути, данный механизм близок к такому расстройству, как разделение личности.

Для чего душе нарциссы?

Саду необходимо тепло. Без тепла многие растения заснут вечным сном. Поэтому некоторые зеркала стражи оставляют под вуалью. Но сад хочет расти и знать хорошо ли это у него получается. Ему нужны и зеркала без вуали.

Защитные механизмы нельзя однозначно оценивать как полезное или вредное явление. Позволяя сохранить устойчивость личности под ударами судьбы, они могут в то же время уменьшить желание активно воздействовать на ситуацию, развивать и реализовывать себя.

Защитные механизмы “ограждают“ сознание от негативных, травмирующих личность переживаний. Основной их функцией является устранение или ослабление чувства тревоги и связанного с ним напряжения. Некоторые механизмы помогают не только сохранить самооценку на достаточно высоком уровне, но одновременно и формируют личность.

Многие механизмы защиты близки друг к другу не только по цели, но и по характеру действия, по своей сути. Например, все защитные механизмы в той или иной степени включают вытеснение. В этом нет ничего странного, потому что они работают согласованно, в конечном итоге, на одну цель, о которой выше говорилось.

Еще раз напомню, что интерпретировать поступки и действия человека можно лишь с учетом многих аспектов ситуации, в которой он находится, с учетом всей жизненной истории, индивидуальных особенностей его личности, его психического и физического состояния.

Сохранить самооценку и уверенность в себе можно не только, давая волю “стражам самооценки”, но и другими способами. В психике есть не только подсознание, но и сознание, воля, мышление, знания, опыт саморегуляции, который при желании может быть расширен.

Наши рекомендации