Тема 4. Конативные функции психики. Воля.
ПЛАН
1. Общая характеристика волевых действий.
2. Психологические теории воли.
3. Физиологические механизмы волевого действия.
4. Структура волевых действий.
5. Волевые качества человека и их развитие.
Терминологический тезаурус:воля, функции воли – побудительная, тормозная. локус контроля, психологическая структура волевого акта, влечение, желание, риск, абулия, апраксия, лень.
Вопросы для самопроверки
· Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования поведения.
· Охарактеризуйте волевые действия.
· В чем проявляется взаимосвязь воли и сознания?
· Какие вы знаете теории воли?
· Раскройте взгляды античных и средневековых философов на проблему воли.
· Расскажите, как проблема воли рассматривается в работах Н. А. Бернштейна.
· Что является физиологической основой воли?
· Что вы знаете о нарушениях воли?
· Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий.
· Что такое волевое усилие и решительность?
· Что относится к волевым качествам человека?
· Расскажите об основных этапах развития воли у ребенка.
· Раскройте роль сознательной дисциплины в формировании воли.
Тема 5. Эмотивные функции психики. Эмоции. Чувства. Настроения.
ПЛАН
1. Эмоции и чувства человека.
2. Виды эмоций.
3. Высшие чувства.
4. Физиологические основы эмоций.
5. Психологические теории эмоций.
Терминологический тезаурус:эмоции, чувства, воля, локус контроля.
Вопросы для самопроверки
· Что такое «чувственный тон ощущения»?
· Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства».
· Раскройте основные характеристики эмоций.
· Назовите основные виды эмоций.
· В чем заключается амбивалентность эмоций?
· Дайте характеристику высшим чувствам человека.
· Как рассматривалась проблема эмоций в 18-19 вв.?
· Раскройте суть теории эмоций Джемса—Ланге и теории эмоций У. Кэннона.
· Раскройте суть теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Тема 6. Конативные функции психики. Внимание.
ПЛАН
1. Общая характеристика внимания. Основные функции внимания.
2. Физиологические основы внимания.
3. Свойства внимания:
4. Виды внимания и критерии их выделения.
5. Формирование и развитие внимания:
Тезаурус:внимание, внимание непроизвольное, внимание произвольное, внимание послепроизвольное, доминанта, индукция, индукция одновременна, индукция последовательная, индукция положительная, индукция отрицательная, концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость.
Вопросы для самопроверки
· Дайте характеристику внимания как психического явления.
· Расскажите о физиологических механизмах внимания.
· Какие вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?
· Какие вы знаете виды внимания?
· Дайте характеристику непроизвольного и произвольного внимания.
· Что вы знаете о послепроизвольном внимании?
· Назовите основные свойства внимания и раскройте их суть.
· Какие методы изучения внимания вы знаете?
· Что вы знаете об объеме внимания?
· Что такое мнимая и подлинная рассеянность?
· Расскажите о развитии внимания у ребенка.
Тема 7. Информационные функции психики. Память.
ПЛАН
1. Определение и общая характеристика памяти.
2. Процессы памяти.
3. Виды памяти.
4. Индивидуальные особенности памяти. Закономерности и эффекты памяти.
5. Формирование и развитие памяти.
Терминологический тезаурус: память, амнезия, виды памяти, функции памяти, процессы памяти - запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, теории памяти, законы памяти, закон Пьерона, закон Эббингауза, эффект ретроактивного и проактивного торможения, мнемотехнические приемы.
Вопросы для самопроверки
· Дайте характеристику памяти как познавательному психическому процессу.
· Какие теории памяти вы знаете?
· Раскройте взгляды Аристотеля на проблему ассоциаций.
· Расскажите об исследованиях памяти, проведенных Г. Эббингаузом.
· Что такое квазипотребность и как она влияет на продуктивность запоминания?
· Дайте характеристику основным видам памяти.
· Охарактеризуйте основные виды запоминания;
· Какие вы знаете основные приемы и способы произвольного запоминания?
· Расскажите об исследованиях процессов запоминания в работах П. И. Зинченко и А. А. Смирнова.
· Охарактеризуйте процессы воспроизведения и узнавания.
· Что вы знаете о произвольном и непроизвольном воспроизведении?
· В чем разница между процессом воспроизведения и узнавания?
· В чем выражается связь узнавания и воспроизведенияс такими процессами, как воля и мышление?
· Расскажите о законе забывания, открытом Г. Эббингаузом. Какие способы и методы, направленные на замедление процессов забывания, вы знаете?
· Расскажите о явлениях ретроактивного торможения и ретроградной амнезии.
· Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.
· Какие основные нарушения памяти вы знаете?