Тема 2. История развития психологии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Волгоградский филиал
Кафедрапсихологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине ПСИХОЛОГИЯ
по направлению подготовки 030900.62 "Юриспруденция"
РазработчикМалявина С.С., кандидат психологических наук, доцент
(фамилия, имя, отчество автора (ов), ученая степень, звание (должность))
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры |
Протокол №______ от «___» ______________201__г. |
Зав. кафедрой ______________Д.М. Зиновьева |
(подпись заведующего кафедрой) |
Волгоград 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА | № СТР. | |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины | ||
1.1. | Пояснительная записка | |
1.2. | Тематический план учебной дисциплины | |
1.3. | Содержание учебной дисциплины | |
1.4. | Организация самостоятельной работы | |
1.5. | Список литературы | |
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов | ||
2.1. | Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса | |
2.2. | Пожелания к изучению отдельных тем курса | |
2.3. | Рекомендации по работе с литературой | |
2.4. | Разъяснения по работе с тестовой системой курса | |
2.5. | Советы по подготовке к экзамену (зачету) | |
Раздел 3. Учебно-методические материалы лекционного курса | ||
Раздел 4. Материалы практических заданий по темам | ||
Раздел 5. Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля | ||
Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий) |
РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка
Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи) | Данная учебная дисциплина принадлежит к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин. Изучение данной учебной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как ¾ философия (концепции развития; законы диалектики; сознание; познание; деятельность); ¾ физиология (анатомо-физиологические особенности формирования, развития человека на разных возрастных этапах; сенсомоторная деятельность; рефлекторная организация; высшая психическая деятельность); ¾ история (научная деятельность психологов-исследователей в конкретных культурно-исторических условиях; значение научных открытий в развитии обобщенного психологического знания в рамках возрастной психологии); ¾ социология (механизмы влияния общества на личность; общие закономерности поведения человека в обществе); ¾ педагогика (дидактические характеристики возрастных этапов формирования, становления и развития личности; становление и развитие в обобщенном педагогическом знании; факторы, условия обучения, воспитания детей и подростков в образовательном пространстве); ¾ юридическая психология (психологические аспекты общественных норм и правил; психологические экспертизы в определении механизмов нарушения социальных норм поведения); Учебная дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как философия, анатомия и физиология человека, история, культурология и др. Для изучения дисциплины необходимы знания в области философии. Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для общекультурной компетенции (ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6). |
Соответствие учебной программы требованиям ГОС (ФГОС) | Программа курса “Психология» разработана в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция», утвержденного в 2010 г. Значимость данной учебной дисциплины объясняется значимостью внедрения в систему университетского образования на юридических факультетах учебной дисциплины, ориентированной на формирование у студентов современного взгляда на психологию как науку о процессах психического развития человека во всем их. |
Цель и задачи учебной дисциплины | Основная цель курса: формирование, становление и развитие у студентов представлений об основных закономерностях психики и ее развития. Главным положением программы является идея Л.С. Выготского и его последователей о решающем значении обучения, воспитания, деятельности для психического развития человека, на которой строится отечественное психологическое образование специалистов данного профессионального профиля. Задачи курса: 1. Изучение курса должно позволить студенту овладеть знаниями и умениями, которые станут важными составляющими становления его как профессионала. 2. В ходе изучения психологии у студента должны быть сформированы следующие умения: организация условий по изучению характера развития человека на разных этапах онтогенеза; грамотное проведение психологической диагностики; оказание необходимой помощи и поддержки в рамках содержания возрастной психологии; корректировка и оптимизация условий и ресурсов развития жизнедеятельности субъектов семьи, профессиональных коллективов. 3. Курс дает возможность будущим специалистам научиться анализировать особенности психики человека на разных этапах в соответствии с закономерностями развития его психики, и на этом основании определять уровень развития, пространство прогноза развития, способы социально-психологического воздействия и взаимодействия. |
Требования к результатам обучения | В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - основные понятия и положения психологии; - направления, теории психики в отечественной и зарубежной психологии; - особенности психических процессов, свойств и состояний; - условия, движущие силы, механизмы психологии развития; - общие закономерности психического развития личности; - особенности развития в разные возрастные периоды. уметь: - пользоваться понятийным аппаратом изучаемых основных школ и направлений в психологической науке; - понимать и выделять новообразования в психическом развитии на разных этапах развития человека; - аргументировать положения и выводы, основываясь на основных теориях развития личности; - владеть методологией и методами психологии; – применять теоретические знания в процессе решения прикладных задач психологии. |
Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность. | Учебная дисциплина «психология» общим объемом ___54____ часа изучается в течение ____1______ семестров (а). Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в 1 семестре. |
1.2 Тематический план учебной дисциплины «Психология» (54 час.)
Наименование тем | Количество часов | ||||
Лек | Лаб | Пр | СРС | Всего | |
1. Введение. Теоретико-методологическое основы курса «Психология». Психологическая теория и практика | - | ||||
2. История развития психологии | |||||
3. Психика как система: процессы, свойства, состояния | - | ||||
4. Развитие психики в онтогенезе. Периодизация психического развития | - | ||||
5. Детерминация психики | |||||
6. Человек в психологии: индивид, личность, индивидуальность, субъект. | |||||
7. Проблема общественных и межличностных отношений в психологии. | |||||
8. Проблема общения и деятельности в психологии | |||||
9. Диагностика психического развития. Методы и методики изучения психики. | |||||
Экзамен | |||||
- | |||||
Итого | - |
Содержание учебной дисциплины
Тема 1.Введение. Теоретико-методологическое основы курса «Психология». Психологическая теория и практика
Предмет, задачи, понятийный аппарат, проблемы, принципы, подходы к исследованию в психологии. Психология как система развивающихся наук. Связь психологии с другими научными дисциплинами.
Психологическая теория и психологическая практика
Методы исследования в психологии. Методы психологической практики. Общая характеристика основных методов психологической теории и практики.
Основные понятия: методология, предмет, метод, факторы, принципы, проблематика, подходы, междисциплинарные связи. Психологическая и наука практика.
Тема 2. История развития психологии
История развития психологии. Детерминанты развития психологии: социокультурный контекст, логика развития научного знания, личность ученого. Общая характеристика этапов развития психологии. Развитие предмета, методов, проблематики исследований в психологии от Античности до современности. Изучение психики в основных психологических школах: бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, генетической, гуманистической, когнитивной психологии.
Становление и развитие отечественной психологии: социокультурный контекст, периодизация, концепции, школы, направления исследований.
Современное состояние психологии: проблемы и перспективы.
Основные понятия: Античность, средневековье, Возрождение, Новое время, Ассоционизм, экспериментальная психология, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, генетическая, гуманистическая, экзистенциальная когнитивная психологии. Отечественная психология.
Тема 3. Психики как система: процессы, свойства, состояния
Чувственный уровень познания. Понятие ощущений как элементарного познавательного процесса. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в истории учений об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека.
Восприятие, его отличие от ощущений. Понятие апперцепции. Свойства восприятия. Виды восприятия. Закономерности и механизмы восприятия.
Внимание. Виды внимания. Внимание и установка. Свойства внимания. Рассеянность внимания и ее причины. Развитие внимания.
Память. Процессы памяти. Виды памяти. Память и деятельность. Развитие памяти в онтогенезе человека. Индивидуальные особенности памяти, типы памяти.
Воображение: функции, виды. Связь воображения с действительностью, эмоциями. Развитие воображения. Творчество.
Мышление: свойства, виды, формы. Мышление и речь. Мышление как деятельность. Особенности творческого мышления. Развитие мышления.
Понятие об эмоциях и чувствах. Эмоциональное отражение действительности. Классификации эмоций. Особенности проявления, переживания, выражения отдельных эмоций. Виды эмоциональных состояний.
Соотношение эмоций и чувств. Виды чувств. Развитие эмоциональной сферы личности.
Воля. Детерминизм и свобода воли. Критерии волевого поведения. Воля как регулятора деятельности. Роль и функции воли. Структура волевого действия. Развитие воли у человека. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.