Характеристика структурных компонентов введения магистерской диссертации
Введение.Во введении в сжатом виде должны быть отражены актуальность работы, объект и предмет исследования, цель, гипотеза, задачи, научная и практическая ценность, а также методологический аппарат, которым пользовался автор при написании диссертации. Объём введения ограничивается 3-5 страницами.
Таблица 2 - Структурные компоненты Введения магистерской диссертации
Элемент | Комментарий к формулировке |
Выбор проблемы и обоснование темы | Необходимо сформулировать проблему - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Именно она становится темой исследования. |
Актуальность | Актуальность темы отражает её важность, своевременность выполнения, необходимость исследования проблемы и перспективность достигнутых решений. При обосновании актуальности необходимо убедительно показать, что в современном состоянии изучаемого вопроса имеются неразрешенные или не полностью решенные аспекты какой-либо проблемы. Актуальность темы исследования может быть рассмотрена с трёх точек зрения: Социальная актуальность - положение дел по отношению к проблеме исследования. ("В существующих условиях... проблема не получила должного рассмотрения...."). Теоретическая актуальность - абзац о масштабе и глобальности теории вопроса. ("Существует ... проблема, в то же время, в психологических исследованиях эта проблема не получила должного освещения в таких аспектах, как... "). Практическая актуальность - положение дел в практическом преломлении темы исследования - "анализ практики показывает, что молодые специалисты-психологи не знают (не умеют, не рассматривают), но при этом всё чаше сталкиваются с..."). |
Цель работы | Решение сформулированной проблемы и составляет цель исследования. Она должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Лаконично - сжатая формулировка результата решения проблемы есть цель исследования. Например: цель исследования составляет решение данной проблемы; или цель исследования - разработка (создание, апробация, формирование) у кого-либо чего-либо. |
Объект исследования | Объект - то, что противостоит познающему субъекту, в познавательной деятельности. Объектом исследования или областью, в пределах которой существует исследуемая проблема, является система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности и т.д. |
Предмет исследования | Формулировка предмета исследования направлена на выделение из объекта исследования более узкой и конкретной области исследования. Например: Объект исследования – семья как социальный институт. Предмет исследования– основные тенденции развития семьи как социального института. |
Гипотеза | Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Формирование гипотез – это разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. |
Задачи исследования | Задача - это данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Обычно в магистерских работах формулируется от 4 до 6 задач. Задачи должны раскрывать выдвинутые в параграфах компоненты исследования. То (какое-либо действие), что необходимо сделать/ исполнить, для достижения цели. |
Методы исследования | Методами могут быть: изучение и анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, опрос, обследование, мониторинг, тестирование, беседа, эксперимент, математическая обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов и т.п. |
Научная новизна | Применительно к магистерской диссертации новизна может сводиться к так называемому элементу новизны. Таким элементом может быть: - систематизация подходов к определению отдельных понятий; - использование новых методологических подходов к данной теме; - обогащение работы данными смежных наук; - самостоятельно проведенный эксперимент, если был применен нестандартный подход или новый алгоритм или методика и т. д. |
Практическая значимость | Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты. Практическая значимость магистерской работы означает ее нужность и обычно отвечает на вопрос, для чего эта работа делалась? По своей сути практическая значимость – это рекомендации по использованию результатов исследования. Обычно описание практической значимости исследовательской работы можно начать так: "Практическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для...". |