Семинар 1. Тема: «Понятие личности в системе человекознания».
На каждом семинаре проводится контроль самостоятельной работы студентов над ключевыми понятиями темы.
На семинарских занятиях используется также групповая, парная и индивидуальная работа по методу ситуативного анализа для усвоения и применения теоретических знаний дисциплины
Пример ситуации для анализа:
Ситуация: Школьник отличается невежливостью, способен нагрубить учителю.
Вопрос: Как (какими терминами) бихевиористы объяснили бы такое поведение школьника?
Ответ:
1. Бихевиористы объясняют отклоняющееся поведение школьников как результат неправильного научения.
2. С точки зрения поведенческой психологии любое поведение (кроме инстинктивного) является результатом научения.
3. Поведение – это закрепившаяся реакция на стимул. Закрепление реакции (операнта) происходит благодаря положительному или отрицательному подкреплению (Теория Скиннера) (внешнее подкрепление).
4. В необихевиоризме считается (теория А.Бандуры), что научение происходит также по механизмам наблюдения и подражания (внутреннее подкрепление).
5. Следовательно, отклоняющееся поведение мальчика – это результат внешнего или внутреннего подкрепления, которое привело к научению.
Примерные вопросы к экзамену
1. Понятие личности в системе человекознания.
2. Личность как предмет психологического исследования.
3. Индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
4. Движущие силы развития личности.
5. Устойчивость и изменчивость личности.
6. Психические процессы, состояния и свойства в структуре личности.
7. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.
8. Психодинамические теории личности. Практическое применение теории.
9. Поведенческие теории личности. Практическое применение теории.
10. Когнитивные теории личности. Практическое применение теории.
11. Гуманистические теории личности. Практическое применение теории.
12. Отечественные теории личности.
13. Идиографический подход к исследованию личности. Практическое применение теории.
14. Номотетический подход к исследованию личности. Практическое применение теории.
15. Язык и речь.
16. Формы языка.
17. Значение и личностный смысл.
18. Психосемантика. Практическое применение подхода.
19. Теории порождения и понимания речи.
20. Виды и функции речи.
21. Речь, мышление и сознание.
22. Факторы развития речи.
23. Этапы развития речи в онтогенезе. Практическое применение исследований.
24. Вербальное и невербальное общение. Практическое применение исследований.
25. Средства невербальной коммуникации. Практическое применение исследований.
26. Признаки и свойства сознания. Практическое применение исследований.
27. Неосознаваемые явления в психике, их классификация. Практическое применение исследований.
28. Понятие копинг-стратегии. Сравнительный анализ защитных механизмов и копинг-стратегий. Практическое применение исследований.
29. Защитные механизмы и факторы их осознания. Практическое применение исследований.
30. Теория идентичности Э.Эриксона. Практическое применение исследований.
31. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания.
32. Структурный анализ сознания.
33. Состояния сознания.
34. Самосознание и Я-концепция. Практическое применение исследований.
35. Формирование позитивной и негативной самооценки. Практическое применение исследований.
36. Биологическая детерминация личности.
37. Возраст и личность.
38. Гендер и личность.
39. Теории темперамента. Практическое применение.
40. Свойства темперамента. Практическое применение исследований.
41. Понятие характера.
42. Представление о структуре личности в трудах отечественных ученых.
43. Факторный подход к структуре личности. Практическое применение исследований.
44. Структура личности в психоанализе З.Фрейда.
45. Представления К.Юнга и А.Адлера о структуре личности.
46. Бихевиористский подход к структуре личности.
47. Понятие акцентуации личности. Типы акцентуаций. Практическое применение исследований.
48. Понятие социального характера. Типология социальных характеров. Практическое применение исследований.
49. Понятие и признаки способностей. Практическое применение исследований.
50. Направленность личности. Практическое применение исследований.
Список обязательной литературы
1. Баданина Л.П. Основы общей психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие /Л.П. Баданина. – 2-е изд. - М.: Флинта, 2012. – 448 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=25349
2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2012.
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21947&cat=1044&page=2
4. Слотина, Т.В. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Слотина. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21516&cat=1084&page=1
Список дополнительной литературы
1. Аверин В.А. Психология личности. СПб., 2007.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - Москва-Воронеж, 1996.
4. Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 2007.
5. Берн Р.Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
6. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
8. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2002.
9. Мерлин В.С. Очерк интегральной индивидуальности. М., 1986.
10. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995.
11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
12. Психология индивидуальности. Тексты. Ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырей. М., 2000.
13. Психология личности в трудах отечественных психологов. / Составитель Л.В. Куликов, СПб.: Питер, 2000.
14. Фейдимен Дж., Фрейджер Р. Личность. Теории. Упражнения. Эксперименты. - М.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб, 2003.
Глоссарий