Самым большим табу Зля многих людей являются разговоры о религиозных убеждениях. Игра дает возможность нарушить это табу!

- 45 минут -

Материалы----------------------- ■--------------------------------------

1. Скажите участникам следующее: «Разногласия в вопросах веры могут обострять конфликты в группах, в семьях, между друзьями, на работе. Для каждого человека, независимо от того, хочет он этого или нет, духовные убеждения имеют чрезвычайно большое значение. Суще­ствует к тому же такое понятие, как духовная ранимость. Если мы не обсуждаем мировоззренческие и духовные вопросы, то понимаем друг друга лишь частично». 2. Позаботьтесь о том, чтобы игроки получили возможность обсудить друг с другом собственные религиозные убеждения. Такое обсуждение может способствовать росту уважения и доверия в отношениях. 3.Каждый участник выбирает партнера, которого хотел бы узнать по­лучше. Партнеры садятся за стол и заполняют полученный экземпляр анкеты. На выполнение задания отводится 10 минут. 4. Затем игроки меняются анкетами. В течение 15 минут они должны прочитать, что написал партнер, и найти сходства и расхождения в их позициях. Этот шаг не рассчитан на то, чтобы искусственно прийти к общему знаменателю. Однако углубить уважительное отношение к религиозным убеждениям других с помощью такой практики можно. При этом надо понимать, что религиозная (духовная, нравственная) позиция есть у каждого человека, даже если сам он нечасто задается поисками ответов на «вечные вопросы бытия». Вопросы помогают прояснить, как протекало духовное развитие человека. 5. В конце игры все участники собираются вместе, и каждый делится впе­чатлениями, полученными в ходе работы.

Каждому члену группы понадобится один экземпляр Анкеты (см. ни­же), бумага и карандаш.

Это я!

Это «звездный час» дпя всех творчески одаренныхучастников. Они могут без слое представить себя очень интересным способом - 45 минут -

Материалы-----------------------------------------------------------------

Каждому участнику потребуется лист бумаги формата A3 или пласти­ковая доска, а для всей группы — стопка старых журналов, ножницы, клей, фломастеры или восковые мелки.

Мгновенная характеристика

Высокий темп игры и необходимость сконцентрировать свое внимание на мяче помогут преодолеть смущение участников. У каждого есть возможность поделиться какими-то подробностями своей жизни

- 20 минут -

Материалы------------------------------------------------------------------

Вам понадобится мяч, который хорошо прыгает и который можно лег­ко поймать, например баскетбольный.

1.

 
  Самым большим табу Зля многих людей являются разговоры о религиозных убеждениях. Игра дает возможность нарушить это табу! - student2.ru

Попросите участников сделать коллаж на тему «Это я!». Можно вы­резать из старых журналов иллюстрации, символы или слова, харак­теризующие данного участника. С их помощью ему нужно показать, что он любит делать, чем он владеет, чем ему хотелось бы обладать, где он бывает или где охотно бы оказался, его цели в жизни, какие люди для него важны, каких он хотел бы встретить, его успехи, стра­дания и т. п.

Каждый клеит эти вырезки на свой лист картона так, чтобы получился интересный коллаж. Попросите участников не показывать свои рабо­ты остальным и не подписывать их.

2. Соберите готовые коллажи и развесьте их на стенах. Пусть участники попытаются догадаться, кому принадлежит та или иная работа.

3. Затем каждый автор представляет свой коллаж и обсуждает с группой его отдельные компоненты.

4. Подчеркните еще раз, что композиция коллажа выявляет уникальность каждого автора, но, поскольку многие темы повторяются в разных ра­ботах, можно говорить о некоторой общности в группе.

Самым большим табу Зля многих людей являются разговоры о религиозных убеждениях. Игра дает возможность нарушить это табу! - student2.ru
Личные реакции

Игра дает возможность участникам поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Желательно, чтобы в группе был высокий уровень симпатии и согласия - 30 минут -

Материалы-----------------------------------------------------------------

По 12 карточек (небольших листов бумаги) на каждого игрока.

2. Соберите все карточки и перемешайте их. Затем сложите карточки в одну стопку.

3. Доброволец вытягивает только одну карточку и молча читает ее, что­бы затем передать участнику, которому может подойти приведенное высказывание. Если доброволец решает, что оно не подходит никому, он перекладывает карточку в другую стопку и берет следующую. Та­кой образ действий стимулирует свободу в принятии решений и обес­печивает довольно быстрый ход игры.

4. Игрок, получивший карточку, читает написанную фразу, затем фор­мулирует прочитанное как мнение человека, от которого эта карточ­ка получена: «Вася полагает, что я выгляжу задумчивым». Теперь данный участник, как и другие члены группы, может согласиться с прозвучавшей фразой или отклонить ее. По поводу отдельных выска­зываний вполне уместно провести короткую дискуссию.

5. Затем выходит другой доброволец и вытаскивает следующую кар­точку.

| Замечания |

Подчеркните значение открытого высказывания мнений. Даже в кри­тических высказываниях проявляется интерес и участие к человеку. Напомните, что личные мнения участников не стоит воспринимать как истину в последней инстанции, а то можно слишком загордиться или, наоборот, расстроиться. Однако игра предоставляет возможность вес­ти открытый диалог друг с другом. Вы можете поговорить с группой о нашей обидчивости: почему мы не любим выслушивать критические замечания? Вероятно, нам неприятно осознавать собственное несо­вершенство и мы предпочитаем делать все для того, чтобы посторон­ние люди не замечали наших недостатков. Однако откровенные мнения помогут нашей личности «созреть» и обогатят нашу жизнь, если толь­ко мы сможем вдумчиво проанализировать, как выглядим со стороны.

Завершите предложение

Игра помогает начать разговор. Благодаря ей высвечиваются различные грани личности и возникает интерес к другому человеку - 30 минут -

Материалы ----------------------------------------------------------------

Длякаждой пары участников понадобится один экземпляр списка предложений «Если бы я был птичкой...» (см. ниже).

1. Каждый участник выбирает партнера, который ему интересен.

2. Партнеры садятся рядом и вместе рассматривают лист со списком не­оконченных предложений. Скажите членам группы следующее: «Закончите предложения, написанные на листе, чередуясь со своим партнером. Не размышляйте долго над ответом, а доверьтесь своей ин­туиции и говорите то, что сразу приходит в голову. Предложения, к которым рекомендуется давать несколько вариантов ответа, отмече­ны звездочками. Будет очень неплохо, если в конце игры вы сможете сами придумать несколько подобных неоконченных предложений».

3. Попросите игроков не обсуждать каждый ответ, как только он полу­чен, иначе творческий настрой снизится. В конце работы с карточкой у участников будет время на обсуждение того, что им удалось узнать друг о друге. На выполнение задания отводится 15 минут.

4. Дайте участникам добавочных 5 минут для дополнительных вопросов и комментариев.

5. Затем вся группа собирается вместе, и каждый представляет своего партнера, рассказывая о тех его ответах, которые показались особен­но интересными.

О

Список неоконченных предложений
«Если бы я был птичкой...»____________

Заверши эти предложения, чередуясь с партнером, старайся делать это быстро, особо не задумываясь. Попробуй дать несколько вариантов отве­тов для предложений, отмеченных звездочкой:

• Если бы я был птичкой...

• Если бы я был цветком, то я бы был...

• Если бы я был камнем...

• Если бы я был деревом...

• Если бы я был зверем.,.

• Если бы я был музыкальным инструментом...

• Если бы я был транспортным средством..,

• Если бы я был зданием...

• Если бы я был инструментом труда...

• Если быя был дорогой...

• Если бы я был частью одежды.,,

• Если бы я был временем года...

• (*) Если бы я был знаменит...

■ (*) Если бы я был изобретателем...

• (*} Если бы я был совсем другим человеком...

• (*) Если бы я превратился в человека другого пола ...

• (*} Если бы я был богат...

• (*) Если бы я был беден...

• (*) Если бы я был невидимым...

• Если бы я был...

Когда ты ответишь на все вопросы, поговори с партнером о своих реак­циях:

• Какие ответы были для тебя самыми интересными?

• Какие удивили тебя?

• Пробудились ли в тебе какие-нибудь воспоминания или желания?

Самым большим табу Зля многих людей являются разговоры о религиозных убеждениях. Игра дает возможность нарушить это табу! - student2.ru Самым большим табу Зля многих людей являются разговоры о религиозных убеждениях. Игра дает возможность нарушить это табу! - student2.ru
Рубежи

В этой игре каждый участник осознает важнейшие достижения своей жизни - 45 минут -

Материалы-----------------------------------------------------------------

Лист бумаги (формата A3) и фломастер для каждого участника.

Игры для активизации правого полушария мозга

Это тяжело!

Время от времени опытные ведущие чем-то ошеломляют членов группы. Попробуем применить на практике один из подобных методов - 10 минут -

1. Объясните членам группы, что в данной игре проверяется координа­ция движений.

2. Участники могут расположиться где захотят: на стульях, столах или на полу либо остаться стоять.

3. Предупредите игроков, что выполнить это упражнение одним махом очень трудно. В таком случае они не будут разочарованы, когда по­терпят неудачу.

4. Сначала каждый участник правой рукой рисует в воздухе круг, боль­шой или маленький, какой пожелает. Это довольно просто, и все смо­гут легко выполнить задание.

5. Затем каждый участник левой рукой рисует в воздухе крест. Это тоже легко. Все сразу смогут это сделать.

6. И вот настала трудная минута: нужно выполнить оба движения одно­временно. Некоторым покажется, что это практически невозможно. Обычно с заданием справляется только один из тридцати участников и очень редко — двое.

( Варианты^

Участники сидят либо на стульях, либо на столе и правой ногой при­близительно полминуты описывают круги в воздухе. Продолжая ри­совать круги ногой, они пытаются правой рукой написать в воздухе свое имя... Это практически невыполнимо.

Задание можно облегчить, если круги рисовать левой ногой, а имя писать правой рукой. С этим вариантом часто справляются несколько участников.

7. Обсудите с группой возможные причины возникших трудностей. Объясните участникам, что если потренироваться, то можно научить­ся выполнять этот трюк. Исходя из своего опыта расскажите, как дол­го нужно упражняться, чтобы овладеть этим искусством.

Почему выполнить задание так трудно? На уровне нейронов или фи­зическом уровне никаких препятствий для выполнения этого упраж­нения нет!

Яблоко

Уже в самом начале совместной работы мы стараемся способствовать развитию воображения членов группы, поскольку воображение служит предпосылкой для дальнейшего роста творческих способностей и умения решать проблемы - 30 минут -

Материалы----------------- ■---------------------------------------------

Вам потребуется несколько яблок (по одному на каждого участника).

1. Кратко обсудите с участниками значение воображения как для про­фессиональной деятельности, так и для получения удовольствия от жизни. С какими заданиями нам легче справиться благодаря развитой фантазии? Полезна она лишь людям искусства или нужна всем?

2. Попросите членов группы удобно устроиться на полу или на стуле.

3. Не торопясь, прочтите спокойным тихим голосом нижеприведенный текст. Дайте участникам достаточно времени, чтобы они могли пред­ставить себе каждую картинку:

«Закрой глаза и глубоко вдохни. Дыши ровно и спокойно, постарайся расслабиться. Сконцентрируй внимание на своих ощущениях. Пред­ставь, что ты находишься в приятном месте, где можешь с удоволь­ствием съесть яблоко. Попробуй понять, что именно делает для тебя это место приятным...

Теперь представь, что ты держишь в руках восхитительное, только что снятое с ветки яблоко. Почувствуй легкую прохладу в руке, в которой оно лежит... Почувствуй вес яблока, его твердость, круглую форму, нежность кожи...

Внимательно исследуй стебель. Напряги фантазию и постарайся раз­глядеть каждую мелочь: мелкие вмятины, пятнышки, солнечный свет на кожуре. Смотри на яблоко до тех пор, пока не потекут слюнки. Только теперь откуси чуть-чуть от яблока. Услышь сочный хруст...

Насладись сладким вкусом яблока...

Теперь возьми нож, разрежь яблоко пополам и посмотри, что у него внутри. Исследуя поверхность среза, косточки и сердцевину, время от времени старайся увидеть более общую картину: свою руку, предме­ты, находящиеся вокруг; почувствуй воздух...

Теперь не торопясь съешь воображаемое яблоко...

Открой глаза. Понравилось тебе яблоко? Возможно, ты ощутил его вкус сильнее, чем вкус всех тех яблок, что ты по-настоящему съел за последнее время. Однако ты не до конца представляешь себе, что такое яблоко. К сожалению, обычно мы уделяем мало внимания тому, что едим. Мы что-то делаем во время еды, разговариваем, думаем, но вовсе не концентрируемся на нюансах наших чувственных ощуще­ний.

Теперь я даю каждому из вас настоящее яблоко. Ты можешь его съесть. Но, пожалуйста, не разговаривай при этом. Сконцентрируй все свое внимание на яблоке и своем чувственном восприятии. Прежде чем съесть яблоко, потрать одну минуту на то, чтобы исследовать его хо­рошенько. Рассмотри форму, величину, цвет, какие-то особенности фрукта. Оцени его температуру, твердость, поверхность, вес. Когда ты уже хорошо «узнаешь» свое яблоко, чуть-чуть откуси от него. При­слушивайся к своим ощущениям, определяй вкус, запах, обращай вни­мание на все подробности. Не торопись. (Дождитесь, пока все спокойно съедят яблоки.)

Опять закрой глаза. Твоя пищеварительная система усваивает яблоко, которое ты только что съел. Яблоко становится частью тебя...

Представь, что ты яблоко. Ты висишь на яблоне. Подари себе глубо­кий вдох. Дай воздуху вытечь из тебя...

Вместе с воздухом выпусти из своего тела напряженность. Пусть уй­дут все мысли, совершенно спокойно поразмысли о том, как хорошо быть чудесным яблоком, висеть на настоящей яблоне, в прекрасном фруктовом саду, где-то далеко от города...

Ты чувствуешь на своей кожуре теплое солнце. Ты ощущаешь нежный летний ветерок. Небо над тобой глубокого синего цвета. Приятно чув­ствовать, как солнечные лучи согревают твое «тело», «тело» яблока. Иногда ты ощущаешь запах других яблок, созревающих рядом с тобой в саду. Так приятно быть составной частью природы...

Представь, что ты перемещаешься в обратном направлении во време­ни. Ты становишься все меньше, меньше, зеленее... еще меньше, пока не превращаешься в розовый яблоневый цвет. Вместе с другими цвет­ками ты растешь на яблоне. Ты чувствуешь теплое солнце на своих нежных лепесточках. Ты слышишь жужжание пчел, облетающих яб­лоневые цветы и собирающих пыльцу. Вдалеке лает крестьянский пес. Ты чувствуешь себя частичкой невероятно сложного круговорота, в котором задействованы солнце, земля, вода, воздух. Тебе это нравит­ся...

Теперь представь, что ты больше, чем один яблоневый цветок. Ты вся яблоня. Позволь своей фантазии проникнуть в ствол и ветви, на кото­рых висят розовые цветы. Ты чувствуешь сок, питающий листья и цве­ты дерева. И ощущаешь, как этот сок течет сквозь тебя. Последуй за этим потоком энергии вниз по стволу дерева. Ощути мощь ствола де­рева в своем теле... Ты должен быть сильным, чтобы удержать ветви, которые осенью отяжелеют от спелых яблок. А может быть, тебе при­дется противостоять урагану. Ощути также шероховатую поверхность коры, твердость и упругость древесины...

Направь свое внимание вниз по стволу до самых корней. Твои корни находятся в темной и влажной земле. Наблюдай эту черную темноту, дыши запахом плодородной почвы. Внимательно рассмотри всех кро­хотных подземных жителей, копошащихся в земле. Почувствуй хо­лодную влажность земли, камни, которые лежат там, пока твои корни медленно разветвляются, чтобы добывать воду и питательные веще­ства.

Теперь покинь дерево, стань водой, что сочится во влажной земле фрук­тового сада. Ощути, как ты поишь траву и цветы. Ты часть большой экосистемы. Вода очень важна для поддержания жизни. Ты часть при­роды. Ты присутствуешь повсюду в земле фруктового сада. Почувствуй, как солнечное тепло вытягивает тебя наверх. Ты испаряешься, меня­ешь свой образ, превращаешься из воды в пар. Почувствуй, как твои молекулы поднимаются к небу по направлению к горячему солнцу. Вместе со многими другими молекулами ты образуешь легкое облако. Далеко внизу виднеется земля, мелкая мозаика фруктового сада, а ты летишь по синему небу. Ты тихое, мягкое как вата, невероятно изящ­ное облако. В отдалении кружит ястреб. Ты часть таинственного кру­говорота природы.

Вдруг небо становится темнее, холодает. Ты чувствуешь, как ветер гонит облако и продувает его насквозь. Ты присоединяешься к другим молекулам воды и проливаешься на землю мелкими дождевыми кап­лями. Медленно падаешь ты вниз сквозь холодное серое небо, все ниже и ниже. Ты орошаешь листья яблони. Затем падаешь на землю и мед­ленно просачиваешься к корням деревьев. Оттуда ты вновь поднима­ешься вверх, будучи соком, питающим ветки, листья, цветы, а также яблоки.

Теперь ты снова яблоко, висящее на яблоне во фруктовом саду, на этот раз в дождливый день. Ты слышишь, как капли дождя падают на лис­тья. Ты ощущаешь резкие порывы холодного ветра, раскачивающего ветви и сучья во все стороны, и вдыхаешь терпкие запахи влажной почвы...

Ощути, что яблоко, которое ты съел в самом начале нашего упражне­ния, возникло в этом удивительном круговороте природы, И ты сам также являешься некой особенной частью большой животворящей при­роды...

И когда ты вернешься сюда, принеси с собой чувство того, что ты часть большого единства, которое всегда было и всегда будет. Немного по­тянись, сделай глубокий выдох. Затем открой глаза. Будь снова здесь, свежий и бодрый».

Творческий беспорядок

Наши рекомендации