Время как понятие психологии
1. Время неотделимо от субъекта. Субъект - в самой сути понятия времени, со своим переживанием текучести, тягучести, непрерывности, потока. Время - это поток, но в той его области, где поток проходит сквозь субъекта.
2. Человек действует - это процесс. Процесс имеет собственное время. Можно сказать что-нибудь о собственном времени процесса? Действие и субъект слиты. Действие - это определенный аспект субъекта, форма субъекта. Время - это особая характеристика процесса, который мы назвали «действием человека». В этом и состоит то особенное, что отличает действие человека от действия других людей, что раскрывает его лицо: время. Во времени процесс раскрывается как особенный. Это особенное субъект создает своим усилием, сознанием, настроением.
Время - это ткань самого субъекта. Но какого субъекта? Материального или духовного, интеллектуального, интеллигибельного? Всех сразу, целого, конкретного, живого субъекта. Это ткань, а не просто объективная мерка, которая прикладывается к человеку.
3. Время предполагает систему событий, временной ряд с его особой структурой. Какое место занимает субъект в структуре временного ряда? Субъект схватывает структуру, осмысливает и удерживает структуру временного ряда. Промежутки тянутся в переживаниях субъекта. Субъект проживает длительность и создает ее своим переживанием.
4. Попробуем противопоставить время субъекту и утверждать: «время чуждо субъекту». Не получается. Структура временного ряда дана субъекту, временной ряд включает длительность, если ее отнять, останется чистая схема. Она пространственна, т.е. может быть схвачена вся сразу, целиком.
Ряд только тогда будет временным, когда субъект вложит в него длительность, которую он переживает. И тогда субъект сам войдет внутрь времени. Субъект, переживающий дление процесса, не временного ряда, а - процесса. Временной ряд - это парадокс. Абстрактная характеристика процесса.
Время экзистенциально. Оно проживается человеком, который вкладывает в проживаемое время часть своей жизни. Жизнь входит в определение времени. Но жизнь, проживаемая и рефлексируемая, а не просто жизнь как биопроцесс. Необходим субъект, который озабочен временем, думает о нем и присутствует, проживает течение времени.
О времени нельзя говорить, не подразумевая его непрерывного течения.
Разговор о времени возникает, когда возникает необходимость рассмотреть некий процесс. Рассматривая его со стороны, в нем можно выделить ряд событий, а затем попытаться построить временную характеристику выделенного ряда. Если проанализировать переходы между событиями, возможно, удастся доказать непрерывность некоторых переходов. Попытаемся построить понятие собственного времени рассматриваемого нами процесса через изучение таких его особенностей, как длительность и последовательность, дискретность, прерывистость и тягучесть. Возможно, нам удастся привести свидетельства непрерывности, но для этого потребуется живой свидетель - субъект, который наблюдает процесс со стороны или участвует в нем, создавая его своими движениями. Субъект переживает длительность. И на его переживание тягучести, дления накладывается, сливаясь с ним, эмоциональное состояние и предметное содержание. А.Бергсон пытался понятие чистой длительности построить рационально, через ряд негативных положений и запретов для мыслящего «Я». Но у него есть понятие «просто живет», есть восприятие и воспоминание, которые могут дать свидетельства непрерывности, тягучести. Если вводится «Я», то его можно снабдить аппаратом для восприятия движения, воспоминания движения, мысли о движении.
Добавляется вопрос о синхронизации, или о сроке, о том, как успеть вовремя. Здесь не может не найтись места для наблюдающего или действующего субъекта.
И все-таки загадка остается - субъект творит время своим действием, но время противостоит ему, нависает, не дается и даже тяготит. Как это совместить? Гармония субъекта со временем возможна, но она требует от субъекта огромных усилий и концентрации. Гармония - мгновение, а за ней снова следует противоречие между временем и человеком.