Разделы дисциплин и виды занятий.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | Лаб. зан. | Семин. | СРС | Все-го |
1. | РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы психологии (10 часов) | ||||||
2. | РАЗДЕЛ 2. Психологическая характеристика познавательных процессов (10 часов) | ||||||
3. | РАЗДЕЛ 3. Психология личности (10 часов) | ||||||
4. | РАЗДЕЛ 4. Психология группы и психология общения (8 часов) | ||||||
ИТОГО: |
Лабораторный практикум
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудо-емкость (часы/зачетные единицы) |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
… |
Учебная дисциплина не предполагает проведение лабораторных практикумов.
Примерная тематика курсовых проектов (работ)_______________________________
Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы (зачет)
1. Предмет психологии как наука, значение психологических знаний для будущей профессиональной деятельности.
2. Методы исследования в психологии.
3. Основные методы психологических исследований: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование.
4. История развития психологии как науки.
5. Бихевиоризм как наука о поведении и поведенческих реакциях.
6. Гештальт-психология и проблема образа в сознании человека.
7. Психоанализ, его взаимосвязь со становлением клинического подхода и экспертных методов в психологии.
8. Гуманистическая психология и психология личности.
9. Отечественная психологическая школа (П.П.Блонский, Л.С.Выготский и др.).
10. Основной закон культурно-исторического развития личности в трудах Л.С.Выготского.
11. Понятие и теория деятельности в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.).
12. Структура деятельности - мотивы, цели, способы осуществления.
13. Основные виды деятельности и их характеристика.
14. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции.
15. Представление об ощущениях.
16. Виды ощущений.
17. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность, восприятие пространства, времени и движения.
18. Внимание как психологическая категория. Основные концепции внимания.
19. Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
20. Основные свойства внимания, их психофизиологические основы.
21. Понятие памяти и характеристика данного психического познавательного процесса.
22. Теории памяти в психологии.
23. Классификация видов памяти по времени хранения информации (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая).
24. Понятие мышления и общая характеристика его как основного познавательного процесса.
25. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности.
26. Теоретическое и эмпирическое мышление, их виды: понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое.
27. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация, моделирование.
28. Понятие творческого мышления, его особенности в условиях продуктивной деятельности.
29. Основные теории мышления в психологии.
30. Формирование развития мышления.
Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы (экзамен)
1. Предмет психологии как наука, значение психологических знаний для будущей профессиональной деятельности.
2. Методы исследования в психологии.
3. Основные методы психологических исследований: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование.
4. История развития психологии как науки.
5. Бихевиоризм как наука о поведении и поведенческих реакциях.
6. Гештальт-психология и проблема образа в сознании человека.
7. Психоанализ, его взаимосвязь со становлением клинического подхода и экспертных методов в психологии.
8. Гуманистическая психология и психология личности.
9. Отечественная психологическая школа (П.П.Блонский, Л.С.Выготский и др.).
10. Основной закон культурно-исторического развития личности в трудах Л.С.Выготского.
11. Понятие и теория деятельности в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.).
12. Структура деятельности - мотивы, цели, способы осуществления.
13. Основные виды деятельности и их характеристика.
14. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции.
15. Представление об ощущениях.
16. Виды ощущений.
17. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность, восприятие пространства, времени и движения.
18. Внимание как психологическая категория. Основные концепции внимания.
19. Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
20. Основные свойства внимания, их психофизиологические основы.
21. Понятие памяти и характеристика данного психического познавательного процесса.
22. Теории памяти в психологии.
23. Классификация видов памяти по времени хранения информации (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая).
24. Понятие мышления и общая характеристика его как основного познавательного процесса.
25. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности.
26. Теоретическое и эмпирическое мышление, их виды: понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое.
27. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация, моделирование.
28. Понятие творческого мышления, его особенности в условиях продуктивной деятельности.
29. Основные теории мышления в психологии.
30. Формирование развития мышления.
31. Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия.
32. Характеристика основных видов воображения и их особенности: активная, пассивная, продуктивная и репродуктивная.
33. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями.
34. Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: образный (конкретный) и логический (абстрактный). Взаимосвязь и взаимодействие воображения как идеального с органическими процессами как материальными.
35. Научное определение понятия «личность».
36. Индивид, личность, индивидуальность как представление целостного понятия о человеке в совокупности многих его свойств.
37. Общепсихологические теории личности и их характеристика.
38. Теория социального научения.
39. Стадии развития личности на различных возрастных этапах.
40. Роль социальных установок, проявляемых в системе межличностных отношений.
41. Краткая характеристика основных методов изучения личности на различных этапах онтогенеза.
42. Понятие о способностях и задатках.
43. Темперамент в структуре личности.
44. Характер как совокупность устойчивых психических свойств человека, определяющих способ его поведения и эмоционального реагирования.
45. Характер и воля, их психологическая характеристика.
46. Понятие социальной группы.
47. Взаимосвязь личности с группой.
48. Основные признаки группы: интегральные и психологические характеристики, основные параметры группы как единого целого, способность индивидов к согласованным действиям.
49. Понятие общения, характеристика процесса общения.
50. .Типы и виды общения, их психологическая характеристика.
51. Психологическая характеристика механизмов социальной рецепции: эмпатия, аттракция, механизм каузальной атрибуции, идентификация, социальная рефлексия.
52. Дифференциация и интеграция межгрупповых отношений. Основные виды межгрупповых взаимодействий.
53. Характеристика основных стратегий группового взаимодействия.
54. Соперничество, сотрудничество, отношение неучастия как стратегии группового взаимодействия.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. - М.: «Академический проект», 2002. -496с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности М. МГУ, 2004.
3. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология Учебник. М., 2001.
4. Гальперин П.Я. Лекции по психологии М. 2002.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. –– М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций – М. МГУ, 2005.
7. Изарт К. Эмоции человека. М, 2000.
8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб 2004
10. Мехтиханова Н.Н. История отечественной психологии конца XIX – начала ХХ веков: учебное пособие. М., 2005.
11. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М, 2004.
12. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. Мд .2004. Гл.2.
13. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ. / Под ред. B.C. Магуна. М., 2000.
14. Психические состояния. Хрестоматия. Составитель Куликов Л.В. «Питер», 2002.
15. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
16. Психология /ред. Сосновский Б.А. Москва,2005
17. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001.
18. Социальная психология //А.Л.Журавлев, М., 2002.
19. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
б) дополнительная литература __________________________________________________
- Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. С – Пб, 2002.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М, 2002.
- Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2000.
- Бэддели А. Ваша память. М, 2001.
- Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001.
- Выготский Л. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2008.
- Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М, 2000.
- Марцинковская Т.Д. Психология развития. М.: Гардарики, 2004.
- Первин Л., Джон О. Психология личности. – М.: Аспект-пресс, 2000.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Ромашова. М., 2000.
- Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Ромашова, М., 2000.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб, 2000.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: АСТ-Пресс, 2005.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. М.: МПСИ, 2005.
- Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
в) программное обеспечение ___________________________________________________
Система Интернет-сервисов тестирования НТ-LINE (http:// www.ht-line.ru) Экспериментально-диагностический комплекс ЭДК (http:// eds.pu.ru)
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы___________________
http://flogiston.ru/
www.psychological.ru
www.psy-gorod.ru
www.allbest.ru
www.silchenkova.ru
www.psyhoterapevt.ru
www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html
www.pirao.ru
www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo.html
www.psy.msu.ru/about/kaf/razvit.html
www.91.ru/about.shtml
www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985068.htm
www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-podjun.html
www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/5.html
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Мультимедийные средства, компьютеризированные методы тестирования студентов (разработанные программные продукты – методики тестирования и обработки результатов).
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: