Трансактный анализ комплиментов
Трансактный анализ позволяет понять психологический механизм взаимодействия партнеров при общении. В частности, и при комплименте. Покажем, что трансакции (взаимодействия) при неотразимых комплиментах соответствуют одной из трех схем. Те, кто незнаком с трансактным анализом общения, могут прочитать об этой технике в книге Э. Берна [3] или в книге автора [10], где эта техника изложена более доходчиво (об этом автору сообщали читатели, – это были комплименты для автора, а желанные комплименты не забываются).
Для рассмотрения данного вопроса нам понадобятся следующие обозначения: Р – состояние «Родитель» (оценивает, учит, покровительствует); В – состояние «Взрослый» (работа с информацией); Д – состояние «Дитя» (чувства, беспомощность).
Поскольку неотразимый комплимент незаметен и разговор воспринимается как обмен информацией, то явные трансакции имеют вид: В → В.
Но в комплименте информация содержит подтекст, а он передается скрытыми трансакциями. В комплименте происходит пристройка снизу, то есть возможен выбор из трех типов таких пристроек: Д → Р, В → Р, Д → В. Рассмотрим их.
Первый тип комплиментов: «Восхищение»
Пример: Мать слышит, как кто-то восхищается ее ребенком. Трансакции, осуществляемые в комплименте, представлены на схеме рис. 5.
Рис. 5. Трансакции в комплиментах типа «Восхищение»
Состояние Д (чувство восхищения) автора комплимента адресуется к состоянию Р матери (покровительство).
Второй тип комплиментов: «Удивление»
Пример: Посетитель – руководителю: «Как вам удалось создать такой дружный коллектив?» Соответствующие трансакции изображены на рис. 6.
Рис. 6. Трансакции в комплиментах типа «Удивление»
Состояние В (потребность в информации) автора комплимента адресуется к состоянию Р руководителя (учит).
Третий тип комплиментов: «Самокритика»
Пример: «Мне так не хватает вашего умения управлять своим временем!» Соответствующие трансакции представлены на схеме рис. 7.
Рис. 7. Трансакции в комплиментах типа «Самокритика»
Состояние Д (чувство беспомощности) автора комплимента адресуется к состоянию В партнера по общению (поделиться информацией).
Закончим эту главу выводом,принципиально важным для всего содержания книги: приведенные здесь экспериментальные и теоретические исследования убедительно объясняют, почему неотразимые комплименты столь эффективны:неотразимые комплименты отвечают психологическим потребностям человека и тонко используют присущие ему глубинные психические механизмы.
Глава 4