Сравнительный анализ теорий по проблемам в пси мотивации

Тут я решила пренебречь инициативой автора ответа к освещению всех представителей каждого направления, т.к. на установочной лекции Гордеева просила рассмотреть только центральных представителей каждой школы.

Психоанализ: Фрейд

Бессознательные процессы управляют деятельностью и определяют содержание сознания. В фокусе исследования - объяснение казавшихся непонятными поступков (клиническое наблюдение, методика провоцирования и истолкования причудливых содержаний сознания: оговорок, ошибок).

Источники: «влечение» - («толчок», «неодолимая движущая сила», «движение») – основной мотивационный побудитель интрапсихической динамики. 4 параметра влечений: объект, цель, сила, источник. В сознании человек воспринимает его количественную и качественную стороны в виде психических коррелятов: представления [желание] и аффекта. Источник влечения - телесные, соматические процессы (отражение динамического аспекта, наблюдаемый универсальный телесный механизм: напряжение-разрядка).

Важно понимать, что влечения не равны инстинктам!:инстинкт - это биологически наследуемое поведение, а влечение - следствие раздражения внутри соматического источника.

Факторы выбора:необходимость устранения возбуждения и снятия напряжения.Потребности той или иной части организма постоянно порождают энергию раздражения, которая аккумулируется и от которой требуется «избавиться». Если в результате долгого накопления или превышения предела либидо не находит источник разрядки, то оно размещает себя и разряжается посредством использования других «аккумуляторов». Влечения могут смещаться на другие объекты, они могут сублимироваться (внешне направляться на несексуальные цели), вытесняться (бсз так и появляется) =\ скрытое влияние на переживания (проявляется в содержании сновидений) или на поведение (проявляется в ошибочных действиях или невротических нарушениях). Важно понимать, что Фрейд противопоставлял социум и индивида, писал, что в социуме существует множество табу, правил, оценок, которые не позволяют нам непосредственно следовать своим влечениям.

Реализация мотива: Поскольку влечение действует изнутри организма, то от него не возможно бегство. Раздражение влечения лучше называть "потребностью", а то, что удовлетворяет этой потребности, "удовлетворением". Оно может быть достигнуто только целесообразным (адекватным) изменением внутреннего раздражения.Судьба влечений: превращение в противоположность, обращение на собственную личность (мазохизм, эксгибиционизм), вытеснение, сублимирование.

Другие представители ПА теорий в мотивации: Адлер, Фромм, Хорни – представители неофрейдизма.

Очень коротко и хорошо написано тут: http://www.refbank.ru/psicho/87/psicho87.html

Бихевиоризм: краткий обзор всех авторов + закон оптимума мотивации (Йеркс и Додсон).

Поведение изначально рассматривается как целенаправленная активность. Целенаправленность придают промежуточные конструкты, а энергию – мотивационные.

Источник: реагируем на стимул из внешней среды.

Факторы выбора: принцип научения. Условный и безусловный стимул (это наши биологические потребности) совпадают во времени, образуется связь, ассоциация и на условный стимул вырабатывается реакция.

Реализация мотива: Скиннер дополнил Уотсона и сказал, что это не просто совпадение условного и безусловного стимула во времени, а что важно постоянное подкрепление движения в правильную сторону, поощрение действий (пример с голубями).

Закон оптимума мотивации Йеркса и Додсона: работы 1908 года, выявляли закономерность между уровнем активации испытуемого и качеством выполнения задания. Задача состояла в различении двух яркостей, при этом сложность задачи варьировалась: всего предполагалось три уровня труд­ности различения. Кроме того, предусматривались три уровня мотивации, а имен­но: слабый, средний или сильный электрический удар как наказание за ошибки. Данные были подтверждены на крысах, кошках, цыплятах и человеке.

Сам закон: с увеличением трудности задачи интен­сивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, должна приближаться к пороговой величине». Это означает, что в случае трудной задаче оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но такая возможность возникает при трудных зада­чах.

Необихевиоризми его новшества: между стимулом и реакцией вводятся опосредующие гипотетические конструкты [потребность, мотив и др.] и схема поведения имеет вид S=>конструкт=R.

ТОРНДАЙК – ввел закон готовности.

ХАЛЛ –объяснение разницы в поведении в одной ситуации. Выделил три компонента поведения: мотивационный (=энергетический), привлекательность (=направление), ассоциативный компонент (стимул-реакция).

ТОЛМЕН - разделил мотивацию и научение. В его представлении нужно анализировать поведение молярно – у единичного акта есть цель, средства и избирательность (готовность). Для того, чтобы выученное проявилось в поведении, нужна соответствующая мотивация (драйв и привлекательность объекта).

МИЛЛЕР разделяет истинную мотивацию, drive [например, голод] и приобретенную [страх].

БРАУН. Влечение как активирующую и неспецифическую в отношении направленности переменную. Выученных влечений нет, но есть вторичные мотивационные системы, которые образуются, когда определенные стимулы связываются с состоянием страха.

Гуманистическая психология: Маслоу

Сам называл свою теорию холистико-динамической.

Источник:потребности разных уровней в силу биопсихосоциальной природы человека. Базовые потребности – с ними человек рождается. Два типа потребностей: потребности роста и потребности дефицита. Потребности дефицита за поддержание гомеостаза. Потребности роста про преодоление личности, создание напряжения. В поздних работах человек – это существо, которое стремится к личностному росту.

Самоактуализирующийся человек осуществляет гораздо большую часть возможностей, заложенных в человеческой природе, он движется к полному раскрытию своего человеческого потенциала, он преодолел дихотомии и поднялся на уровень наджитейской целостности.

Факторы выбора: иерархия потребностей (базовые, в безопасности, в принятии, уважении, в самоактуализации). В ранних работах потребности высшего уровня не могутбыть удовлетворены, пока не удовлетворены потребности низшего уровня. Однако, в поздних работах потребности разных уровней могут быть удовлетворены параллельно.

Перечислил несколько метапотребностей(например, истина, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей.

Реализация мотива:

Наши рекомендации