Содержательные теории мотивации. Одной из первых и самых популярных содержательных теорий мотивации была теория Абрахама Маслоу, которая была создана в 40-х годах

Одной из первых и самых популярных содержательных теорий мотивации была теория Абрахама Маслоу, которая была создана в 40-х годах. А. Маслоу разделил многочисленные потребности человека на пять основных категорий и выявил некую ие­рар­хию их ценности. Для простоты и ясности изложения его теории воспользуемся рисунком, известным под названием пирамиды Маслоу.

Содержательные теории мотивации. Одной из первых и самых популярных содержательных теорий мотивации была теория Абрахама Маслоу, которая была создана в 40-х годах - student2.ru

               
    Содержательные теории мотивации. Одной из первых и самых популярных содержательных теорий мотивации была теория Абрахама Маслоу, которая была создана в 40-х годах - student2.ru
 
    Содержательные теории мотивации. Одной из первых и самых популярных содержательных теорий мотивации была теория Абрахама Маслоу, которая была создана в 40-х годах - student2.ru
 
    Содержательные теории мотивации. Одной из первых и самых популярных содержательных теорий мотивации была теория Абрахама Маслоу, которая была создана в 40-х годах - student2.ru
 
  Содержательные теории мотивации. Одной из первых и самых популярных содержательных теорий мотивации была теория Абрахама Маслоу, которая была создана в 40-х годах - student2.ru

Пирамида разделена на пять уровней, соответствующих пяти основным категориям:

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания чело­века. Они включают в себя внутренние потребности человека, такие как потребность в пище, отдыхе, убежище и т.п.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают также внутреннюю потреб­ность в защите от физических и психологических опас­нос­тей.

3. Социальные потребности называют иногда потребностями в причастности, - это понятие включает в себя принадлежность чему-либо или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия.

4. Потребности в уважении включают потребности в личных достижениях, самоуважении, уважении со стороны окружающих.

5. Потребности в самовыражении - потребность в реализации своих потенци­аль­ных возможностей и росте как личность независимо от чьих-либо оценок.

Первые две категории относятся к внутренним потребностям человека, три остальные - к внешним. По теории А. Маслоу нижние уровни потребнос­тей человека требуют удовлетворения раньше чем верхние. В каждый конкрет­ный момент человек будет стремиться к удовлетворению тех потребностей, ко­торые для него являются более сильными. Самыми сильными для человека яв­ляются нижний слой неудовлетворенных потребностей.

Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание прин­ципов мативационного поведения людей. Еще не так давно в развитых стра­нах основным побудительным мативом было материальное стимулирование, затрагивающее главным образом первые два уровня человеческих потребнос­тей. Сегодня, с общим повышением благосостояния в этих странах, более действенными становятся третий и четвертый уровень, т. е. потребности в общении и уважении.

Следует отметить, что не во всех группах людей соблюдается вышепри­веденная иерархия потребностей. Исследования показали, что личный опыт игра­ет исключительно важную роль в формировании мотивационного поведе­ния человека. Так, например, жители Европы перенесшие две мировые войны, в иерархии потребностей на первое место ставят безопасность и готовы доби­ваться ее удовлетворения даже ценой отказа от ряда физиологических по­треб­ностей. Эти особенности необходимо учитывать руководителям при организа­ции мотивации по теории Маслоу.

В дополнение теории Маслоу рассмотрим кратко теорию потреб­ностей МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власть, успех и причастность. Теория МакКлелланда вполне сочетается с теорией Маслоу. Жажда власти и успеха располагается в иерархии потребностей где-то между четвертым и пятым уровнем, а потребность в причастности совпадает с треть­им уровнем по Маслоу.

Во второй половине 50-х годов была создана еще одна теория мотива­ции, получившая название двухуровневой теории Герцберга.

Согласно выводам Герцберга, на человека воздействует два типа факто­ров:

1. гигиенические факторы связаны с окружающей средой в которой произво­дит­ся работа;

2. мотивационные факторы связаны с самим характером и сущностью работы.

С помощью опроса 200 инженеров и конторских служащих Герцберг выделил основные факторы повышающие производительность и делающих ра­боту более привлекательной.

Факторы повышающие производительность Заставляют работать ин­тенси­внее % Делают работу прив­лека­тельнее % И то, и другое %
  Хорошие шансы продвижения по службе      
Хороший заработок  
Сдельная оплата труда  
Одобрение хорошей работы  
Работа, которая заставляет развивать свои способности
Сложная и трудная работа  
Работа, позволяющая думать самостоя­тельно
Высокая степень ответственности  
Интенсивная работа  
Работа, требующая творческого подхода  
Факторы делающие работу привлекательной Делают работу прив­лека­тельнее % Заставляют работать ин­тенси­внее % И то, и другое %
  Работа без больших напряжений и стрессов        
Удобное расположение  
Тишина и чистота рабочего места
Работа с приятными людьми  
Хорошие отношения с непосред­ственным начальником
Осведомленность в делах фирмы  
Гибкий темп работы  
Гибкий график работы  
Значительные дополнительные льготы
Справедливое распределение объемов работ  

Теория мотивации по Герцбергу также имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют двум нижним уровням потребностей по Маслоу, т. е. физиологическим потребностям и пот­ребности в безопасности. Его мотивации соответствуют трем высшим уровням потребностей по Маслоу. Но в одном пункте обе теории расходятся. Маслоу считал, что гигиенические факторы действуют постоянно и вызывают линию поведения соответствующую их удовлетворению. Герцберг же считал, что человек обращает внимание на гигиенические факторы только тогда, когда считает что они удовлетворены недостаточно.

Таким образом, все три рассмотренные нами содержательные теории мотивации дополняют и уточняют друг друга и могут быть использованы совместно.

Наши рекомендации