Тема 8. Способности и одаренность личности
В кратком психологическом словаре способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Это определение содержит указание на их роль, но ничего не говорит об их природе и формах проявления в деятельности, поэтому оно нуждается в уточнении.
Признаки способностей по Б.М.Теплову:
а) они отличают одного человека от другого
б) влияют на успешность выполнения деятельности
в) не сводятся к знаниям, навыкам и умениям.
Основой для формирования способностей являются задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические особенности строения индивида, особенно его центральной нервной системы. Они обусловлены генотипом, а также факторами, влияющими на внутриутробное развитие плода. Так, например, для развития музыкальных способностей, имеет огромное значение строение и функциональные характеристики слухового анализатора. При этом для пианиста еще также важно строение кистей рук, а для певицы строение голосовых связок и гортани. Задатки представляют собой лишь потенциальные возможности для развития способностей, но сами способности могут сформироваться только в процессе обучения соответствующей деятельности.
Всякое обучение деятельности начинается с овладения простыми операциями, и в зависимости от того, насколько правильно было построено обучение, будет зависеть развитие способностей. Г.Вишневская в книге своих воспоминаний рассказывает, что первый педагог неправильно поставил ей дыхание, в результате чего она перестала брать самые верхние ноты, и только спустя годы другому педагогу удалось вернуть ей утраченные голосовые возможности, данные ей от природы. Второй фактор, от которого зависит формирование способностей, это большое стремление человека к овладению деятельностью. Увлеченный человек может часами заниматься любимым делом, не чувствуя усталости. Иногда склонность к определенному виду деятельности проявляется в раннем детстве и служит самым первым признаком способностей. Между мотивацией, способностью и успехом существуют отношения взаимовлияния. Высокая мотивация побуждает человека много трудиться над развитием способности, что приводит к успеху, который в свою очередь усиливает дальнейшую мотивацию.
Способности нельзя рассматривать в отрыве от других характеристик личности. Более того, у людей, достигших высокого развития способности к какой-либо деятельности (художественной, научной, спортивной, политической и др.), вся жизнь оказывается посвященной этой деятельности
Признаками наличия способностей к какому-нибудь виду деятельности являются следующие.
1. Высокий темп обучения соответствующей деятельности.
2. Широта переноса навыка, которая состоит в том, что, обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях.
3. Энергетическая экономность выполнения данной деятельности. В Ленинградском университете в 70-х годах проводились эксперименты на студентах-психологах с применением аппаратуры, которые показали, что студенты с высоким уровнем интеллекта при выполнении интеллектуальной работы (сдача экзамена) затрачивают меньше энергии, чем студенты со средним уровнем интеллекта. Психологи даже придумали специальный термин “цена интеллектуального напряжения”.
4. Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности. Каждый мастер своего дела всегда имеет свой неповторимый стиль, манеру исполнения. Можно его имитировать, подражать, но перенять стиль невозможно и бесполезно для подражателя, т.к. стиль связан со всей индивидуальностью мастера.
5. Высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам жизни.
В психологии принято выделять общие и специальные способности. Под общими способностями понимают такие свойства индивида и личности, которые влияют на успешность выполнения многих видов деятельности. Примером такой способности служит интеллект человека, который позволяет ему адаптироваться к широкому кругу ситуаций. Специальные способности связаны со свойствами индивида и личности, имеющими отношение к конкретному виду деятельности (музыкальные, математические, спортивные и т.д.). Развитие тех и других способностей идет у конкретного человека в неразрывном единстве, обеспечивая успешность во многих видах деятельности. Этим объясняется тот факт, что часто люди проявляют способности в далеких друг от друга сферах деятельности. Композитор А.П.Бородин был одновременно и химиком, Леонардо да Винчи был художником, архитектором и механиком, М.В.Ломоносов писал труды по химии, физике, математике, грамматике, риторике, истории и сочинял стихи.
Виды способностей по К.К.Платонову:
а) способности к отдельным свойствам форм отражения
б) свойства личности, связанные с психическими процессами
в) способности к труду, речи, общению
г) профессиональные способности.
Одной из первых работ, посвященных проблеме одаренности, была статья Б.М.Теплова “Способности и одаренность”, опубликованная им в 1941 году. В ней он высказал основные идеи, необходимые для понимания этого сложного образования. Б.М.Теплов решительно выступал против количественного подхода к оценке одаренности, при котором речь идет о большей или меньшей одаренности того или другого человека. Он считал, что разные люди имеют различную одаренность. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, а другой - в другой, а в том, что у них разная структура способностей, разная техника исполнения и т.д. С.Л.Рубинштейн, разделяя эту точку зрения, отмечал, что одаренность одного человека так же отлична от одаренности другого, как различна и их жизнь. По его мнению, общая одаренность и специальные способности как бы взаимопроникают друг в друга, составляя две части единого целого. Способности формируются в процессе развития, и наряду с этим происходит специализация одаренности. У одних людей одаренность проявляется только в их профессиональной сфере, у других охватывает несколько, третьи демонстрируют еще большую широту своих способностей. Но всегда одаренность ограничена и не может охватывать все виды деятельности.
Особенно высокие уровни одаренности принято называть талантом и гениальностью. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого уровня, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто другими людьми, гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое в данной деятельности.
В работе М.А.Холодной на основе современных исследований предпринят анализ типов интеллектуальной одаренности. Ею выделено шесть типов людей, которые оцениваются как интеллектуально одаренные:
1) “сообразительные” - те, кто имеют высокие значения при тестировании общего интеллекта (IQ больше 135-140 баллов);
2) “блестящие ученики” - лица с высокими показателями академической успешности;
3) “креативы” - лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей;
4) “компетентные” - лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности; имеющие большой опыт работы;
5) “талантливые” - лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями;
6) “мудрые” - лица с экстраординарными способностями к оценке и предсказаниям событий обыденной жизни людей. Оценивая все шесть категорий людей на основе эмпирических данных об их жизненных успехах, М.А.Холодная приходит к выводу о том, что только последние три категории демонстрируют истинную интеллектуальную одаренность, поскольку они приводят к успеху в реальной жизни.
Таким образом, каждый человек чем-то одарен и его задача состоит в том, чтобы выявить ту сферу деятельности, в которой его способности и одаренность максимально разовьются.