Специальность 062100 - управление персоналом
Стандарт дисциплины.
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника ВУЗа, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Социология и психология управления».
Специалист должен:
Знать | Теоретические основы и закономерности социологии и психологии управления; современные тенденции и принципы управления социальным и организациями; структуру и потенциал социальной организации; социальные роли руководителя организации; проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении; мотивацию поведения личности в организации; социальные и психологические основы принятия управленческих решений. |
Уметь | Выявлять проблемы социально-психологического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; критически оценивать с социально-психологической стороны поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности. |
Владеть навыками | Самостоятельного исследования состояния социально-психологического климата организации; психодиагностики предпринимательских и организаторских способностей. |
Быть компетентным | При разборе стандартных социально-управленческих ситуаций в организации. |
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Социология и психология управления»
Индекс | Дидактические единицы | Всего часов |
ОПД Ф.07 | Социология и психология управления Управление как общественное явление; объект и предмет социологии и психологии управления; современные тенденции и принципы управления социальным и организациями; аппарат управления как социальная группа; структура и потенциал социальной организации; личность и малые группы в организации; отношения в социальной организации – предмет труда руководителя; социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования; организационная культура как социально-психологическая проблема; социальные роли руководителя организации; проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении; мотивация поведения личности в организации; психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей; социальные и психологические основы принятия управленческих решений; социальная ответственность менеджера. |
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподавание дисциплиныимеет целью: вооружить студентов знаниями основ и закономерностей социологии и психологии управления, современных тенденций и принципов управления социальным и организациями; сформировать четкое представление о социальных ролях руководителя организации, проявлении индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении; раскрыть мотивацию поведения личности в организации, структуру и потенциал социальной организации; привить студентам навыки самостоятельного выявления проблем социально-психологического характера при анализе конкретных ситуаций, определения способов их решения и оценки ожидаемых результатов
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«Социология и психология управления»
Тема 1. Управление как общественное явление | Процесс управления и управленческая деятельность. Управление как разновидность общественно-необходимого труда. Эволюция теории управления. Менеджмент как организация работы людей, сотрудников, коллектива для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом. Принципы, современные тенденции и законы управления. Социальные и психологические индикаторы восприятия людьми качества жизни и качества управления |
Тема 2. Объект и предмет психологии управления | Психология в системе наук об управлении, объект психологии управления. Предмет и методы современной психологии управления. Структура психических явлений человека. Траектория развития психически здоровой личности. Основополагающий принцип психологии в теории и практике управления. Опережающее отражение действительности - важнейшая для управления функция сознания руководителя. Методы психологии в саморазвитии человека и совершенствовании управления |
Тема 3. Феноменология, структура и динамика личности | Подходы к описанию и пониманию личности. Физическое, эмоциональное, когнитивное, социальное и нравственное развитие личности. Структура проявлений личности: индивид, персона, индивидуальность. Основные сферы личности. Три вида описаний личности: теория черт, теория типов, теория инстанций |
Тема 4. Основные элементы и потенциалы личности | Темперамент, характер, способности, направленность. Познавательный, морально-нравственный, творческий, эстетический потенциал личности. Интегральная характеристика личности: устойчивость. Основные черты (факторы) личности. |
Тема 5. Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении | Ключевые системообразующие признаки личности: эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждение. Формирование нравственно развитой личности. Менеджмент и индивид. Индивидуальные различия. Индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальные характеристики, влияющие на управленческое (организационное) поведение индивида. Ценностные качества персонала. |
Тема 6. Мотивация поведения личности в организации | Нравственная оценка поступка человека: содержание мотивов. Место мотивации при объяснении движущих сил поведения личности. Мотивация в менеджменте. Основная функция мотивации. Типы мотиваций. Уровни мотиваций. Анализ ситуационного развития мотива. |
Тема 7. Ситуационные требования к личности управленца | Ситуационные требования к личностным функциям менеджера. Концепции стилей управления. «Ориентация на работника», «ориентация на продукт». Типы управленческой деятельности, связанные с использованием или созданием ситуации. Проблема анализа деятельности личности Ситуационные модели эффективного управления |
Тема 8. Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей | Роль психодиагностики в научной организации управления производством. Психодиагностика как специальная психологическая дисциплина. Дефиниция психодиагностики. Теоретическое зарождение психологической диагностики. Психодиагностика исследования личности в системе управления. Функции, специфика и результирующие показатели психодиагностических средств. Показатели методов психодиагностики. Теоретико-методологичекие и концептуальные основы психодиагностики. Психодиагностика деловых и личностных качеств |
Тема 9. Объект и предмет социологии управления; современные тенденции и принципы управления социальным и организациями | Объект и предмет исследования социологии управления, ее место в системе научных знаний. Цели и значение социологии управления. Законы и закономерности социальных отношений. Современные тенденции и принципы управления социальным и организациями. |
Тема 10. Аппарат управления как социальная группа; структура и потенциал социальной организации | Социальная система. Социальная стабильность. Социальная динамика Социальная группа. Аппарат управления. Социальные структуры и отношения. Потенциал социальной организации. Социальный аспект управления. Влияние социальных факторов на процесс управления |
Тема 11. Личность и малые группы в организации; отношения в социальной организации – предмет труда руководителя | Условия, позволяющие признавать человека личностью. Факторы формирушие образ человека в глазах окружающих. Социальная зависимость. Психические процессы, обеспечивающие социализацию личности. Два типа социального единения: рациональное и эмоциональное единство. Общество и общность, организация и толпа. Группа и коллектив. Личность в малых группах. Отношения в социальной организации – предмет труда руководителя. |
Тема 12. Социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования; организационная культура как социально-психологическая проблема. | Методы социологии в диагностике состояния системы и качества управления. Анализ и регулирование социально-управленческой ситуации. Методы управления. Социальный конфликт. Манипулирование. Культура как социальная система. Уровни и типы организационной культуры. Моральные нормы и ценности, стереотипы поведения, традиции и ритуалы, определенное отношение к деятельности и ее результатам |
Тема 13. Социальные роли руководителя организации; социальная ответственность менеджера | Стремление личности к самоутверждению и власти. Социальные роли руководителя. Лидеры и лидерство. Формальный и неформальный лидер. Взаимосвязь личностных качеств менеджера и управленческой ситуации. Условия и факторы достижения успеха в профессиональной деятельности управленца нового типа. Социальная ответственность менеджера. Ограничения личной эффективности и типичные ошибки в управлении |
Тема 14. Социальные и психологические основы принятия управленческих решений. | Понятие и классификация управленческих решений. Качество управленческих решений и степень подготовленности (субъективная и объективная) менеджера. Принципы и методы принятия решения. Сочетание коллективных и единоличных решений. Технология принятия решения. Влияние социальных и психологических аспектов на различных этапах принятия управленческих решений. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
по дисциплине«Социология и психология управления».
Специальность 062100 - управление персоналом
Очная форма обучения
Количество часов по рабочему учебному плану:
Всего - 166
Аудиторные занятия - 92
Самостоятельная работа - 74
№ п/п | Раздел, тема | Контрольные мероприятия | ||||||||
Всего | Самостоят. работа | Аудиторные зан. | ||||||||
Всего | Лекционные | Групповые | Курсов. раб. | Зачет | Экзамен | Контр. точки по мод.-рейтинг. системе | ||||
Управление как общественное явление | ||||||||||
Объект и предмет психологии управления | ||||||||||
Феноменология, структура и динамика личности | ||||||||||
Основные элементы и потенциалы личности | 1-я КТ | |||||||||
Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении | ||||||||||
Мотивация поведения личности в организации | ||||||||||
Ситуационные требования к личности управленца | ||||||||||
Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей | 2-я КТ |
Объект и предмет социологии управления; современные тенденции и принципы управления социальным и организациями | ||||||||||
Аппарат управления как социальная группа; структура и потенциал социальной организации | ||||||||||
Личность и малые группы в организации; отношения в социальной организации – предмет труда руководителя | 3-я КТ | |||||||||
Социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования; организационная культура как социально-психологическая проблема | ||||||||||
Социальные роли руководителя организации; социальная ответственность менеджера | ||||||||||
Социальные и психологические основы принятия управленческих решений | 4-я КТ | |||||||||
Итого часов по курсу: | 8 сем | 7 сем | 8 сем |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
по дисциплине«Социология и психология управления».