Тема 2. Место человека в пространстве как результат объективных обстоятельств судьбы или собственного выбора и творчества
УСЛЫШЬ себя, познай себя, реализуй СЕБЯ!
План работы
1. Место человека в пространстве: пространство внешнее и внутреннее.
2. Поиск человеком своего «места в жизни» - разные уровни решения этой проблемы.
3. Со-бытие и со-действие человека в едином пространстве.
Основные понятия:пространство, время, природное пространство, социокультурное пространство «место в жизни», со-бытие, со-действие
1. Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором воспроизводится и развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общества.
Уже на ранних стадиях человеческой истории формируются особые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека. Функционально выделены из окружающей среды пространство непосредственного обитания (жилище и поселение), территория вокруг него, включающая особые зоны хозяйственных циклов. У племен, ведущих охотничье-собирательский образ жизни, эти зоны создаются в зависимости от циклов восстановления полезных растений и животных в той экосистеме, в которую включено племя. С возникновением древних земледельческих обществ особое значение приобретают зоны плодоносных земель. Например, для жителей Древнего Египта зона по берегам Нила была особым пространством, имевшим решающее значение для судеб этой цивилизации.
Освоенное человеком, «очеловеченное», и неосвоенное пространство природы с точки зрения природных свойств не различаются. Но в социальном плане их различие существенно. Оно определено отношениями человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводства способов человеческой деятельности и поведения.
Специфические черты и характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Например, в древних мифах ясно прослеживается представление о качественном различии частей пространства, противопоставление упорядоченного пространства человеческого бытия остальному пространству, в котором действуют недобрые и непонятные человеку силы. В этих представлениях в фантастической форме отражалось реальное различие между «очеловеченным» пространством и пространством природы, остающимся вне сферы человеческой деятельности.
Так, в космологии древних египтян различаются, с одной стороны, пространство, заполненное водами Хаоса, а с другой — созданное богом Солнца упорядоченное пространство Земли. Началом его считался первобытный холмик суши, который бог Солнца создал в водах Хаоса и на котором он мог стоять. Все эти образы корнями уходили в общественную практику древнеегипетской цивилизации. Участки суши, пригодные для земледелия, были расположены по берегам Нила. Они каждый раз уходили под воду во время наводнения, а когда вода спадала, обнажались сначала в виде небольших холмиков, оплодотворенные речным илом. Такое ежегодное «рождение» оплодотворенных участков земли — основы жизни всей древней земледельческой цивилизации — воспринималось как своеобразное таинство мира, что нашло свое выражение в мировоззренческих образах пространства. Все, что было значимо и свято для древнего египтянина (места храмов, усыпальницы фараонов), ассоциировалось с пространством первичного холма суши и рассматривалось как особые места, единосущие этому первому холму.
В представлениях древнего египтянина освоенное им пространство по берегам Нила было центром Вселенной, а течение Нила с юга на север задавало главное направление в пространстве. Египетское слово «идти на север» означало то же, что «идти по течению». Когда египтянин встречал другую реку, например Евфрат, которая течет на юг, он говорил: «Это перевернутая вода, которая течет вниз по течению, двигаясь вверх по течению».
Понятия и представления о пространстве, свойственные различным историческим эпохам, выражают различные исторически развивающиеся смыслы важнейшей мировоззренческой категории. В ней находят отражение прежде всего характеристики и свойства социального пространства, сквозь призму которых человек рассматривает остальное пространство мироздания.
Привычные нашему здравому смыслу представления о пространстве, где все точки и направления одинаковы (физика эти свойства определяет как однородность и изотропность пространства), возникли в качестве доминирующих мировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории. Их становление в качестве мировоззренческих ориентиров в европейской культуре происходило в эпоху формирования ранних буржуазных отношений и было связано с ломкой мировоззренческих ориентаций, возникших в эпоху средневековья. Средневековому мышлению было свойственно рассматривать пространство как некоторую систему разнокачественных мест. Каждое из них наделялось определенным символическим значением. Различался земной греховный мир и мир небесный — мир «чистых сущностей». В земном мире выделялись святые места и особые направления (направления паломничества к святым местам, особые места в храмах, дающие исцеление и искупление грехов, и т. д.).
Основанием этих смыслов категории пространства выступала реальная система отношений людей и способов их деятельности, свойственная феодальному обществу европейского средневековья. Прикрепленный к земле крестьянин, всей своей жизнедеятельностью сращенный с определенным участком земли, воспринимавший тяжелый труд на ней как наказание и искупление грехов, подсознательно выделял место своей жизни как особенное. Но и его сюзерен, владелец земли, личностно переживал сопричастность к своему родовому имению, которое для него было не только источником доходов, но и символом его сословных привилегий, позволявшим включаться в социальные связи, принадлежать к определенной социально привилегированной корпорации.
Важно учитывать, что мировоззренческие категории, в том числе и категории пространства, не просто отражают общественное бытие, но и активно воздействуют на общественную жизнь. Они функционируют в качестве своеобразной матрицы, в соответствии с которой в определенные эпохи воспроизводится свойственный им образ жизни людей. Действуя в соответствии с этой матрицей, усвоив содержащееся в ней понимание пространства, человек своей реальной деятельностью воспроизводит определенные типы отношений социального пространства, включающие не только отношения предметов, но и их связи с человеком.
Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующего, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей — мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений. Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет свою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей. Мир вещей «второй природы», окружающих человека, их пространственная организация обладает надприродными, социально значимыми характеристиками. Пространственные формы технических устройств, упорядоченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искусственно созданных водоемов, архитектура городов — все это социальные пространственные структуры. Они не возникают сами по себе в природе, а формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи, выступая как культурно-значимые пространственные формы.
Например, в пространстве городской архитектуры выражены особенности производственной жизни и быта людей того или иного этапа истории общества, специфика их социальных связей (города античной эпохи непохожи в своей пространственной композиции ни на города средневековья, ни на современные), особенности этнических и национальных традиций (одна и та же эпоха дает множество образцов городской архитектуры разных народов: неповторимы Лондон или Париж; китайские и индийские города несут на себе печать национально уникальных черт). Историческое развитие меняет городскую пространственную среду, и новые пространственные формы как бы наслаиваются на прежние, видоизменяя их.
Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.
2. Человеку мало испытывать бытовой комфорт и чувство безопасности. Когда удовлетворены базовые физиологические потребности, становится актуальным самовыражение. Современные люди испытывают колоссальную потребность в самореализации и всей душой хотят соответствовать своему внутреннему призванию. И человек начинает искать «своё место в жизни»…Интуитивно человек всегда знает свое призвание, хотя часто оно отягощается условными социальными ценностями, а также пожеланиями других людей. Как же распознать свое внутреннее призвание? Как отличить свое внутреннее призвание от установок, перенятых когда-то от других людей?
Для кого-то «свое место в жизни» это территория проживания, статус в обществе, уровень достатка, карьера. Для другого это творчество, исследования, интересный и неповторимый жизненный путь. Место в жизни – это то место, которое Вы занимаете здесь-и-сейчас. С момента рождения и на протяжении всей жизни, оно единственное и неповторимое. Его осознание не всегда бывает простым из-за проблемы в самоидентификации (самоопределении), из-за проблемы с базовым ощущением собственного существования. Поиск «своёго места в жизни»… сложный процесс и он не ограничивается только бытовым комфортом и чувством безопасности. Когда удовлетворены базовые физиологические потребности, становится актуальным самовыражение. Современные люди испытывают колоссальную потребность в самореализации, стремясь соответствовать интенциям внутреннего призвания.
Условные ценности поддерживают чувство собственной значимости и важности. Человек, выбирая условные ценности, соревнуется с окружающими, доказывает им, что «он лучше». Если человек стремится достичь какого-то результата, чтобы почувствовать себя самым-самым, например «самым успешным», «самым сильным», «самым умным», «самым богатым», «самым красивым», «самым лучшим профессионалом в своем деле», значит, его глубинной мотивацией является поддержание чувства важности. Чувство собственной важности нужно для того, чтобы поддерживать роль в спектакле общественной жизни.
Такой человек страдает оттого, что все время вынужден носить психологическую «маску» и прятать свою истинную сущность. Когда человек отказывается соревноваться с другими людьми, сравнивать себя с окружающими, тогда и проявляется красота его истинной сущности. Истинная сущность любит жизнь и ищет возможности для самореализации через творчество. Деятельность такого человека перестает зависеть от похвалы и оценки окружающих. Он занимается любимым и интересным делом увлеченно, а не ради результата. Занимается потому, что нравится сам процесс и ежедневный труд приносит радость и удовлетворение. Отказавшись от соперничества с другими людьми, человек может осознать свое внутреннее призвание.
Внутреннее призвание — это то, что человек хочет больше всего на свете и то, без чего он не мыслит своего дальнейшего существования. Другими словами это то, чему человек добровольно хочет посвятить свою жизнь, то, что интереснее всего на свете. Это нечто сокровенное, некое внутреннее, глубинное знание.
Таким образом, можно сказать, что призвание – это привлекательное для нас жизненное направление. Жизнь – это поток событий, процесс постоянного роста, и вбить поперек течения гвоздь под названием «мое единственное дело жизни» – весьма опрометчивый поступок. Призвание – это весь комплекс ваших ценностей, идеалов, жизненных приоритетов и потребностей.
Сам путь поиска своего предназначения, которое дает в жизни дополнительную радость и удовлетворение очень тесно связан с гармоничным мировосприятием. По мнению Карен Хорни абсолютно каждый человек имеет генетически заложенную склонность к самореализации и самосовершенствованию. И для того, чтобы эта склонность могла себя проявить, всего лишь нужно… убрать препятствия, которые мешают свободно развиваться и найти себя. Самые сложные препятствия, конечно же, не внешние, а внутренние. Очень часто внутренние препятствия – это необходимость, но нежелание выполнять виды деятельности, любой – профессиональной, чувственно-эмоциональной, предметной, которые вызывают внутренний дискомфорт (то, что делать не хочется), значит – данная обязанность не совпадает с нашими внутренними потребностями. Это напрямую связано с реализацией человеком себя в бытии, т.к. соответствие своему месту в жизни и призванию - это всегда эмоциональный комфорт высочайшей степени.
3. Со- грамматическая приставка, выявляющая в ряде философских понятий - бытие, деятельность, сознание, творчество - их существенно новые аспекты. Эта частица "создает" терминологию, специфичную для философии второй половины XX столетия, как бы намечает особую систему понимания бытия, человека, знания. Термины, образуемые с помощью этой частицы, очерчивают вроде бы традиционные для философии "предметности": бытие людей, их деятельность, их сознание, их творчество, но эти "предметности" сразу представляются так, что их исходное понимание оказывается существенно отличным от соответствующих традиционных трактовок. Понятия со-бытия, со-действия, сознания, со-творчества не являются простым дополнением к понятиям бытия, деятельности, знания, творчества. Они задают перспективу рассмотрения проблематики, в которой могут определяться эти, традиционные понятия, но способ их видения, методология их "развертывания" становится иной. Принципиальной является установка на выявление структур бытия через структуры со-бытия людей. Если прежде общество и человек характеризовались через некие абстрактные формы бытия, то теперь "контуры" бытия проявляются через формы со-бытия людей, через вырабатываемые ими формы со-знания, со-действия, взаимопонимания. Бытие предстает разнообразным и многокачественным именно благодаря разнообразию связей со-бытия людей, различным комбинациям сил, используемым взаимодействующими субъектами. Несводимость бытия к формам со-бытия людей проясняется в необходимости многомерного представления о реальности, в постоянном преобразовании форм взаимодействия человека с миром. Известное положение "Человек есть мера всех вещей", попадая в сферу толкования бытия как со-бытия разных человеческих, социальных, культурных субъектов, их взаимодействий с природными системами, обнаруживает свою ограниченность и даже опасность. Вещи, с которыми имеет дело современный человек, "дорастают" по сложности своей до системных характеристик, не укладывающихся ни в какие изначально определенные человеком меры. Поведение человека в этих условиях требует от него выработки форм деятельности, познания, мышления, обеспечивающих его со-бытие с другими субъектами и системами Со-бытие требует со-изменения, сотворчества. Формы самобытности субъекта выявляются и вырабатываются через формы со-бытия. Человеческие субъекты осуществляют свое со-бытие не в одном отдельно взятом диалоге. Они пребывают в многообразии субъектных взаимодействий, в полифоническом переплетении связей и зависимостей. В качестве "другого" для отдельного субъекта могут выступать социальные индивиды, социальные общности, культурные и природные системы, обобщенные характеристики бытия. Философская задача состоит в том, чтобы конкретизировать представление о "другом", перевести рассуждения о со-бытии из плана психологического, отождествляющего взаимодействие с непосредственным общением, в широкий онтологический план, в план различных субъект-субъектных отношений, взаимодействий человеческих и нечеловеческих систем. Такого рода "перевод" не может быть представлен в виде набора абстрактно-общих определений бытия, соответствующих логике и методологии. Признание со-бытия принципиальным пунктом в понимании бытия означает и то, что философия отдает предпочтение выработке форм со-бытия готовым фигурам деятельности и мышления, что выработка этих форм со-бытия может быть осуществлена философией в контакте, в со-творчестве с другими формами человеческого познания.
Источник: http://mirslovarei.com/content_fil/so-5600.html#ixzz2K7DA5uIq
Тема 3. Время общества и время личности. Время и «безвременье»