Эмоционально-нейтральные и директивные.
Им присущи твердость и уверенность, умение внести ясность в дело, по отношению к больным это внимательный и сдержанный человек. Такой тип врача более импонирует больным с неврастеническими чертами, в которых есть потребность сохранения самообладания.
"Понятие о профессиональной деформации"
Впервые в США в середине 60-х годов было введено понятие "профессиональной деформации". Она постепенно формируется наряду с процессом адаптации человека в условиях ее неуправляемого влияния на других. Врач испытывает такое влияние, поскольку именно от него зависит физическое и духовное здоровье больного, а также их жизни. Ярким примером профессиональной деформации является восприятие пациента как носителя симптома или синдрома, когда больной выглядит со стороны врача как "интересный случай". Подобное явление относится ко многим врачебных специальностям, например: терапия, наркология, психиатрия, гастроэнтерология, стоматология, в которых есть большая доля вероятности "ярлыковости" в обозначении различных состояний физического состояния больного. Такие высказывания воспринимаются пациентами буквально, и имеют психотравмирующие последствия. Эти явления часто сопровождаются профессиональной некомпетентностью врача в виде ложного понимания феномена, и соответствующей гипердиагностикой.
"Синдром эмоционального выгорания" (СЭВ)
Синдром «эмоционального выгорания» у медицинских работников впервые был введен американским психологом Фрейденбергом (1974). «Выгорание» при этом не означает буквально потерю сил, оно означает противостояние своего эмоционального "Я" истощению от переживаний, в результате чего постепенно и формируется синдром. Преморбидно это состояние более присуще специалистам с большим творческим потенциалом, гуманистически ориентированных на другого человека и чрезвычайно любящих свое дело.
Maslahe, Jacson S.E. (1986) выделили следующие признаки «синдрома выгорания»:
1. Изменения в поведении медицинского работника (нежелание работать, общаться с больными, утрата навыков к оздоровлению за счет развлечений;
2. Изменения чувств. Потеря чувства юмора, или наоборот, появление "черного юмора", наличие переживаний неудачи и вины;
3. Изменения в мышлении. Появление мыслей о необходимости оставить работу;
4. Изменения в состоянии здоровья. Инверсия ритма сон-бодрствование, общее снижение иммунитета, истощаемость;
"Синдром выгорания", как процесс, имеет несколько типов течения:
1. Деперсонализация или потеря индивидуальности. Врач в такой период пытается избежать эмоциональных контактов;
2. Недооценка личностного вклада в общее дело;
3. Изоляция. Добровольная изоляция от коллег и выполнение обязанностей;
4. Рост физического истощения. Субъективно человек ощущает невозможность продолжать полноценно работать;
Высокий уровень синдрома отмечается у людей имеющих дело с хроническими больными, или перспективно неизлечимыми (например онкологические, психиатрические больные).
Более низкий уровень имеют лица, работающие с относительно "перспективными", в плане выздоровления пациентами, (акушерство, гинекология, офтальмология). Врачи-специалисты по терапии и стоматологии средний уровень риска возникновения "синдрома выгорания" по отношению к таким профессиям, как психиатры, хирурги, анестезиологи и реаниматологи, у которых отмечается наибольший риск.
При возникновении "синдрома выгорания" у лица срабатывают механизмы психологической защиты, чаще в виде избегания, рационализации, вытеснения. Иногда у медицинских работников возникает зависимое поведение с употреблением алкоголя или других психоактивных веществ, как попытка пережить конфликты, снизить тревогу, чувство вины, состояние фрустрации.
ВОЗ (1998) рекомендует следующие пути предупреждения "синдрома выгорания" у медицинских работников:
1. Уменьшение особо высоких требований к лицам, оказывающим помощь другим;
2. Равномерное распределение нагрузки между сотрудниками;
3. Обучение сотрудников рациональному распределению времени и техникам релаксации;
4. Модификация видов работ, вызывающих высокий стресс;
5. Поощрения работников к формированию "групп поддержки";
6. Обеспечения возможности работать на часть рабочей ставки;
7. Поощрения работников к участию в принятии решений, влияющих на условия труда;
Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который предусматривает обмен информацией, определенную тактику и стратегию взаимодействия, восприятие и понимание субъектами во время общения друг с другом.
Целью общения является удовлетворение людьми своих потребностей, в частности социальных и духовных.
Основными мотивами общения являются потребности в познании и самопознании, в духовном и эмоциональном контакте, в безопасности, в психологической защите, в признании, в престиже и т.п.