Б Власть Повестка дня Население Пресса
При этом очень существенной является ориентация на конечного потребителя информации. К примеру, власть должны интересовать не журналисты, а стоящее за ним население. Поэтому возможен выход на население и вне привычной журналистской схемы. Так, американцы во времена Р. Рейгана поставили четкие задачи выхода на "молчаливое американское большинство", для чего особое внимание уделялось региональной, а не столичной прессе как более приближенной к основному потребителю информации.
Имиджелогия обладает чрезвычайно эффективными методиками влияния на массовое сознание. Имидж как бы выполняет требования двух сторон: канала коммуникации и массового сознания. В соответствии с их требованиями и формируется результирующий продукт.
Интересно также посмотреть на имидж с совершенно нетрадиционной стороны. Исторически любая цивилизация занята тем, что стирает индивидуальные различия. К примеру, университеты придуманы для того, чтобы давать однотипное образование, книгопечатание изобретено для того, чтобы печатать полностью идентичные тексты библии.
То есть, идут очень мощные унификационные процессы, для которых одинаковость важнее разнообразия. Вероятно, это следствие требований процессов социального управления, для которого гораздо выгоднее иметь гомогенную аудиторию.
Имидж в этом плане также является стиранием индивидуальности по строго заданным канонам.
Поп-певец, чтобы выжить, должен стать таким и только таким. Имидж как бы сочетает два ряда противоречивых требований: массовое сознание требует несколько унифицированных образов, приходится вводить определенное разнообразие в их содержание.
Имидж очень сильно подстраивается подтребования аудитории, являясь тем, что хочет увидеть население. Так, генерал Лебедь стал выглядеть более штатским. Как написал В. Костиков: "Если генерал извлечет правильные уроки из ошибок других — бывших и нынешних претендентов — и к тому же научится говорить с людьми и со страной не сквозь сжатые губы и без искусственного рыка, то он войдет в Кремль, какие бы баррикады ни строили на его пути"1.
Имидж также строится на контрасте с имеющейся ситуацией, со своим противником, что весьма важно для любого варианта информационной войны. Так, в этой же статье В. Костиков с намеком на Б. Ельцина говорит о Лебеде: "Он не кинется колесить по заграницам и заискивающе поддерживать за талию "друга Коля" или шутковать с "братом Рю".
Паблик рилейшнз в ряде случаев определяется как наука о "стратегических коммуникациях", поэтому многие результаты, полученные здесь, практически "без перевода" могут использоваться в сфере информационных войн.
(Более подробно см. книгу: Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. — М.,. 1998. ).
Статусность этой сферы отражают перемещения высших чиновников. Советником по имиджу российского президента является его дочь Т. Дьяченко.
Руководителем личного секретариата С. Кириенко назначена Джохан Полыева, которая до этого сочиняла тексты еженедельных радиообращений президента России.
И. Шабдурасудов, ранее возглавлявший департамент информации и культуры правительства и выступавший в роли пресс-секретаря В. Черномырдина, стал отвечать за подготовку публичных выступлений Б. Ельцина.
Как видим, публичная политика стала диктовать совершенно иные требования к политику и его выступлениям. Например, В. Черномырдин проявляет себя как независимый политик впервые в публичных переговорах с лидером террористов Ш. Басаевым. Через три года после событий в Буденновске в 1998 г. он прилетает туда, чтобы публично принести извинения жителям от имени власти за то, что не смогли уберечь невинных людей.
При этом данная коммуникативная сфера начинает носить и существенный экономический характер. В интервью журналу "Шпигель" Борис Ельцин сказал по поводу финансового кризиса: "Нам нужна была политическая поддержка. Я позвонил моему другу Биллу Клинтону и сказал: "Выступи с заявлением, что ты поддерживаешь новое российское правительство и президента. Для того чтобы реформы у нас продолжались, надо, чтобы американские инвесторы не кинулись в бегство с российских финансовых рынков". И далее продолжил: "Ровно 30 минут спустя после нашего разговора Клинтон уже выступил с заявлением. Так же действовали Германия, Франция и Англия"2.
Разрабатываются методы выдачи информации, которые бы достигали читателя в наиболее эффективной форме.
Так случилось с опровержением тяжелой болезни Б. Ельцина, которое прозвучало из уст всемирно известного виолончелиста Мстислава Ростроповича, который вспоминал об этом следующим образом: "Когда Борис Николаевич в последний раз приболел, мы с Галей побывали у него в гостях и увидели, что ничего страшного — обычная простуда. Но на этом же всегда спекулируют: то он неполноценный, то он дебильный, как хотят представить коммунисты. Мы собрали пресс-конференцию, чтобы успокоить людей. А это подали — вроде как меня подкупили, что наша пресс-конференция — какой-то пропагандистский трюк. Они что, идиоты? Разве не знают, что мне ничего не нужно?"3
Его интерпретация этого события несомненно несколько иная, но и он не должен знать того, что знают создатели подобных событий. Характерной особенностью этой встречи было то, что СМИ сначала передали, что ее не было, что Ростропович специально на один день прилетел и не смог встретиться. На этом фоне происходит и встреча, и пресс-конференции, которые сразу же приобрели оттенок "исторического" события. Ведь без предварительной отрицательной информации пресс-конференция не имела бы такого шумного эффекта.
1. "Столичные новости", 1998, № 20.
2. "Столичные новости", 1998, 9-16 июня.
3. "Комсомольская правда", 1998, 11 июня.
Леонов КС. Лихолетье. — М., 1994. — С. 348-349.
"Известия", 1996, 7 декабря.
"Комсомольская правда", 1997, 8 февраля.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции
русского дворянства (XVIII — начало XIX века). — СПб.,
1994. - С. 25.
21. Там же. — С. 43
22. Там же. - С. 334-335.
23. Settel F.P. The Practice of Public Relations. — New York etc 1992. - P. 413
. Cutlip S.M. a.o. Effective Public Relations. — Englewood Cliffs, 1994. - P. 485. ■ Ibid. - P. 487.
Settel F.P. The Practice of Public Relations. — New York etc., 1992. - P. 416.
"Комсомольская правда", 1996, 29 октября. Bruce В. Images of Power. How the Image Makers Shape our Leaders. — London, 1992. "Московские новости", 1996, № 14. Bruce В. Images of Power. — London, 1992. — P. 96. Даллес А. Искусство разведки. — M., 1992. — С. 203. "Известия", 1996, 7 августа. "Всеукраинские ведомости", 1996, 7 августа. Docherty J.S. Managing Diversity During Law Enforcement Negotiations: the Lessons of Waco. — 1996 (manuscript). Green P. S. Winning PR Tactics. — London, 1994. — P. 25-26. "Московские новости", воскресный выпуск, 1995, № 25. "Московские новости", 1996, № 19. "Собеседник", 1996, № 22.