Уровень — 11 точек и менее
МЕТОДИКА 1.2 "4-й ЛИШНИЙ"
Рис. 1
Назначение: определение уровня развития операции классификации на невербальном уровне.
Оборудование:5 карт с изображением набора из 4-х предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по общему с ними существенному признаку, то есть — "лишний".
Инструкция: Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? (какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке?) Подумай, как назвать одним словом предметы.
Процедура:Испытуемому поочередно предлагается 5 карт различной тематики:
1 карта"Овощи — фрукты": яблоко, груша, морковь, слива.
2 карта"Игрушки — учебные вещи": машина, пирамида, кукла, ранец.
3 карта"Одежда — обувь": пальто, сандалии, трусы, майка.
4 карта"Домашние — дикие животные ": курица, свинья, корова, лисица.
5 карта"Живые технические средства передви
жения": автобус, лошадь, мотоцикл, легковой автомо
биль.
Обработка: Каждая карта оценивается отдельно по правильности обобщения и наличия — отсутствия слова.
Уровни оценкирезультатов:
Уровень | Признак обобщения | Наличие обобщающего слова |
существенный | есть | |
существенный | нет | |
функциональный | нет | |
случайный | нет | |
нетобобщения | нет |
N карты | I | ||||
Уровень обобщения по каждой карте |
М Е Т О Д И К А 1.3
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО
МЫШЛЕНИЯ
(по Й.Еразеку)
.- Назначение: определение Годашюсти ребенка к
Оборудование: бланк теста " вербальное мыше-
ние"
Инструкция : ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов.
Процедура : обследуемому задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по представленной шкале.
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
Вопросы | Ответы | (оценка в баллах) | |
правильный | неправильный | другие | |
1. Какоеживотное больше, лошадь илисобака? | а | -5.3 | нет |
2. Утром мы завтракаем. а днем? | -3 | нет | |
3. Днемсветло, а ночью? | -4 | нет | |
4. Небо голубое, а трава? | 0 . | -4 | нет |
5. Яблоки, груши, сливы, персики— это что? | +1 | -1 | нет |
6. Чтоэто такое: Москва, Калуга, Брянск,Тула? | +1 города | -1 | станции 0 . |
7. Футбол, плавание, хоккей, волейбол — это?
+3
спорт (физкультура)
игры
(упражнения, гимнастика)
+2
N5 СЛ
8. Маленькая корова — это | +4 | -1 | назван |
теленок | кто-то | ||
Маленькая собака — это..? | щенок | один | |
Маленькая лошадь — это..? | жеребенок | ||
9. Почему уавтомобилей | +1 | -1 | |
тормоза? | две причины | одна | |
(тормозить с горы, на повороте, остановиться в случае опасности, столкновения, после окончания езды) | причина | ||
10. Чем похожи друг на | +3 | ||
друга молоток и топор? | два общих | один | |
признака | признак |
11. Чем отличаются гвоздь | +3 | +2 | |
и винт? | у винта | винт завинчи- | |
\ | нарезка | вается,а гвоздь забивается или увинта гайка | |
12. Собака больше похожа на | -3 | -1 | |
кошку или курицу? Чем? | на кошку | на курицу | на кошку |
Что у них одинаковое? | (с признаком | (без признака | |
подобия) | подобия) | ||
13. Чем похожи друг на | +3 | +2 | |
белка и кошка? | 2 признака | один признак | |
14. Какие ты знаешь транс- | +4 | +2 | |
портные средства? | названы три | три назем- | |
средства | ные с объяснением | ||
15. Чем отличается старый | +4 | +2 | |
человек от молодого? | названы три | два или | |
Какая разница между | признака | один | |
ними? | признак |
IS5
МЕТОДИКА 1.4 "НЕЛЕПИЦЫ"
Назначение: определение уровня развития критичности познавательной деятельности.
Оборудование:картинка с нелепыми ситуациями. Инструкция:Посмотри внимательно и расскажи, что неправильно нарисовано на картинке.
Процедура:обследуемый в течение 30 секунд рассматривает картинку, затем называет те нелепые ситуации, которые он обнаружил: 10 и более.
Обработка:за каждую выявленную нелепицу вы-
ставляется один балл.
Ситуация | Баллы |
1. Луна и солнце одновременно | |
2. На березе вдовые иголки | |
3. На березе растут арбузы | |
4. У вороны 3 ноги | |
5. Бабушка гладит чайником | |
6. Штепсель воткнут н березу | |
7. У велосипеда квадратные колеса | |
8. Голова и руки мальчика направлены | |
вперед, а ноги назад | |
9. Рыба удит рыбу | |
10. Утюг плавает | |
11........... | |
12........... |
МЕТОДИКА 1.5
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ("ласточки")
Назначение:Изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.
Оборудование:5 сюжетно связанных картинок.
Инструкция и процедура:перед ребенком выкладываются картинки с нарушением последовательности сюжетной линии : 2, 3, 1, 5, 4. Предлагается разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета: "Положи картинки по порядку". Испытуемый выполняет задание, экспериментатор фиксирует особенности его деятельности в соответствии с которыми ребенок может быть отнесен к одному из 5 уровней.
.Уровни оценки результатов
1 уровень — разложил бег ошибок, без дополнительных и поравочных действий 2 уровень — разложил верно, самостоятельно внеся поправки 3 уровень — сделал одну ошибку и при обосновании (на вопрос:"почему?") ее исправил; 4 уровень — сделал одну ошибку и не справился |
5 ;
5 уровень — разложил картинки без установле
ния логической последовательности или отказал
ся выполнить задание.
28
МЕТОДИКА 11.2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Назначение: определение объема произвольного зри тельного запоминания.
Оборудование: набор из 10 картинок
1.МЯЧ \ 6.ШАПКА
2.ЯБЛОКО J 7.MATPEHIKA >
З.ГРИБ 8.ЦЫПЛЕНОК
4.МОРКОВКА 9.МАК е 5.БАБОЧКА Ю.ГРУЗОВИК *
Инструкция : Я тебе буду показывать картинки, ты постарайся запомнить, что на них нарисовано.
Процедура : картинки предъявляются по одной. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок. Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных названий картинок.
Обработка: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.
Уровни оценки результатов:
1 уровень — 10-9 правильных названий (баллов)
2 уровень — 8-7
3 уровень — 6-5
4 уровень — 4-3
5 уровень — 2 и менее
МЕТОДИКАП.11.3 ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ
Назначение: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.
Оборудование: набор из 10 слов:
1.ДОМ_ 6.МОЛОКО
2.СОЛНЦЕ 7.СТОЛ
З.ВОРОНА 8.СНЕГ
4.ЧАСЫ 9.ОКН0,.
5.КАРАНДАШ Ю.КНИЖКА «t
Инструкция : Я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.
Процедура : слова предъявляются в медленном темпе (приблизительно одно слово в одну секунду). Набор слов предъявляется однократно и отчетливо. Затем слова сразу вопроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.
Обработка: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце — солнышко, окно — окна).
Уровни оценки результатов:
1 уровень — 10-9 правильно воспроизведенных слов (баллов)
2 уровень — 8-7
3 уровень — 6-5
4 уровень — 4-3
5 уровень — 2 и менее
МЕТОДИКА III.I