Особенности индивидуально-личностной сферы ученика
Общие данные
Для составления психологической характеристики мною была выбрана ученица 8 класса. Ученицу зовут Алёна, ей 14 лет. Своей внешностью девочка выделяется из толпы: длинные, густые, волнистые волосы, необычные черты лица, девочка очень красивая. В одежде предпочитает темные тона, имеет свой стиль. Физическое развитие в норме, спортом не занимается. Заболеваний нет. Свободное от учебы время Алёна посвящает волонтёрству, чтению книг по психологии. У Алёны есть молодой человек.
Условия семейного воспитания
Алёна воспитывалась в полной семье до недавнего времени. Сейчас родители Алёны в разводе, но живут всё ещё вместе. Развод родителей Алёна переживает спокойно, объясняя это тем, что, как мама, так и папа, важны для неё, и она не хотела бы портить отношения ни с кем из них. Алёна с трепетом рассказывала о своей маме, одно из желаний Алёны: «Когда я вырасту, я обязательно куплю квартиру для своей мамы, ведь она это заслужила. Мне хочется многое сделать для своих родителей, ведь они многим пожертвовали ради меня. Я хочу оправдать их надежды, стать лучше». Мама Алены – бухгалтер, имеет два высших образования. Папа работает водителем в компании где работает его жена. У Алёны есть младший брат, в этом году он пошёл в первый класс, той же школы где учится Алёна. К сожалению, Алёна не так часто проводит время со своей семьёй, после школы всё свободное время она посвящает волонтерству и своим друзьям. Родители много работают, но они находят время что бы всей семьёй провести вечер за просмотром телепередач. У Алёны и её мамы есть любимое шоу – «Пусть говорят». С папой девочка ходит на рыбалку, хотя рыбачит не охотно, но любит проводить время с отцом. В их семье преобладает демократический тип воспитания. Девочке предоставляют право выбора, право решать, где и как проводить свободное от учебы время. Отношения строятся на доверии, учитываются индивидуальные особенности ребёнка.
По словам классного руководителя, родители регулярно посещают родительские собрания, участвуют в общественной жизни школы. Они также интересуются успехами дочери, консультируются у классного руководителя по вопросам воспитания, развития тех или иных задатков Алёны.
Характеристика познавательной деятельности ученика
У неё склонности к техническим наукам, она любит математику, физику, но в то же время занимается рисованием, интересуется психологией. Она быстро запоминает числа, даты, что свидетельствует тому, что у ребенка хорошо развита память. На уроках она умерено активна, почти не отвлекается. Мышление и речь достаточно хорошо развиты. На вопросы отвечает развернуто, приводя примеры.
Алёна ответственно подходит к учебе, она учится на оценки «хорошо» и «отлично». Уже сейчас задумывается о дальнейшем образовании. По словам Алёны, ходить в школу нужно не для общения с друзьями, а для того что бы получить знания и в будущем найти хорошую работу. Родители Алёны не контролируют учебный процесс, полностью доверяют дочери. Она не стремится получить похвалу от учителя или поощрение от родителей, ей не важно считаю ли одноклассники её хорошим учеником – «Для меня главное, чтобы я сама была уверена в своих знаниях» - говорит Алёна. Математика, физика – одни из её любимых предметов, возникают проблемы с химией. Алёна дополнительно занимается рисованием в школе и любит читать книги по психологии. У девочки достаточно широкие интересы, поэтому она не знает какое образование выбрать после школы: техническое, медицинское или же поступить в архитектурный университет.
Особенности индивидуально-личностной сферы ученика
Для выявления особенностей и-л сферы ученица мною был проведен тест Айзенка. Тип темперамента – сангвиник. Общительность, отзывчивость, энергичность, дружелюбие – одни из главных её качеств.
С первого взгляда Алёна характеризует типичного экстраверта, можно отметить ее общительность и обращенность вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Она импульсивна, весела, но в то же время спокойна и не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений. Именно это и выявилось по результатам теста, среднее между экстравертом и интровертом. Как и любой сангвиник, она есколько непоседлива, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
На вопрос «К чему ты стремишься в жизни» Алёна ответила: «Я стремлюсь стать лучше, чем свои родители, большего добиться, не для того что бы упрекнуть в чём-то, а для того что бы они гордились мной, и знали, что не зря столько вкладывали в меня». Жизненные цели несколько отличаются, от интересов девочек-сверстниц. Она хочет стать успешной, получить хорошее образование, высокооплачиваемую работу, купить машину, квартиру для своих родителей. Алёна много говорила о своих родителях и о том, как ей хочется в будущем отблагодарить их. «Я не хочу чтобы вы подумали, что я карьеристка или как там сейчас это называют, я просто хочу что бы мои родители жили достойно» - говорит Алёна.