Адаптация студентов в ВУЗе.
Впервые в 17 в. французский натуралист Бюффон высказал идею о том, что основой выживания является приспособление организма к изменениям окружающей среды.
Возникновение термина «адаптация» относится ко второй половине 18 в. введение его в научный оборот связывают с именем немецкого физика Ауберта, который использовал его для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха, которая проявлялась в повышении или понижении порога чувствительности в ответ на действия раздражителя.
Позже понятие адаптации перешло в область гуманитарных наук, вчастности в психологию и социологию и использовалось для описания явлений, касающихся освоения человеком природной и социальной среды.
«Адаптация» переводится как «приспособление» и в наиболее общем виде определяется:
Определение: Адаптация – приспособление организма к изменяющимся условиям среды.
Существуют разные концепции и определения адаптации, в зависимости от того в какой сфере адаптация исследуется.
Адаптация студентов к вузу представляет собой процесс приспособления к особенностям вузовского обучения и специфике выбранной профессии в ходе учебного процесса. При этом идет приспособление не только к условиям вуза, новым формам и организации обучения, но и к новым нормам и функциям будущей профессии.
Успешная адаптация к обучению в вузе – условие успешной адаптации к профессиональной деятельности.
Структура адаптации студентов к обучению в вузе:
1. Социальная адаптация – приспособление к новым социальным условиям, новому типу и формам отношений (с однокурсниками, преподавателями, администрацией, родителями и друзьями), новым правилам поведения, новому уровню ответственности, новой социальной роли.
2. Психологическая адаптация – приспособление познавательных процессов к новым условиям усвоения информации (перестройка памяти, мышления, внимания, речи и т.д.).
3. Деятельностная адаптация – приспособление к новым способам учебной деятельности и новым условиям организации обучения.
4. Физиологическая (психофизиологическая) адаптация – приспособление к новому режиму жизни и деятельности, новым физическим и умственным нагрузкаб, новым бытовым условиям.
Критерии адаптации:
- Объективные критерии – нормативные характеристики успешности деятельности студентов: академическая успеваемость, общественная активность, научная активность, состояние здоровья.
- Субъективные критерии – уровень удовлетворенности (деятельностью, коллективом, ситуацией и т.п.) и эмоционального комфорта; стремление к совершенствованию и достижениям; желание самореализации.
Факторы, определяющие успешность адаптации:
- Объективные факторы – это специфические условия конкретного вуза и факультета; предшествующая подготовка и уровень готовности к обучению в вузе; возраст; бытовые условия; состояние здоровья.
- Субъективные условия - факторы, которые определяются особенностями личности студента: мотивация учебной деятельности, социальная позиция, ценности и установки, особенности темперамента и эмоциональной сферы и др.
Лекция 3.
Психология образования. Наука и сфера практической деятельности.
Психология образования. Наука и сфера практической деятельности.
План лекции:
· Определение психологии образования
· Структура психологии образования
· Методологические принципы психологии образования
· Связь психологии образования с другими науками
Определение психологии образования.
Понятие появилось в науке и практике сравнительно недавно (конец 80-х начало 90-х прошлого века). Это понятие имеет сейчас официальный статус и определен 2 моментами: в 1993 году была организована федерация психологов образования России; открытие профилей подготовки психологов образования в соответствии с федеральным государственным стандартом ВПО, был принят в 2010 году.
До понятия психология образования использовалось понятие педагогическая психология. Педагогическая психология - отрасль психологии. В середине 19 века выделилась.
Педагогическая психология - наука, изучающая механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе (И. А. Зимняя). Понятие психология образования шире понятия педагогической психологии.
Психология образования занимается проблемы, которые выходят за пределы образовательно процесса.
Образование - социальный институт, одна из важнейших подструктур общества. Образование представлено в жизни общества в трех планах: образование как система (образовательная система); образование как процесс (образовательный процесс); образование как результат - индивидуальный или коллективный (образованность).
Образование как система:
Система учреждения образования в городе, регионе, стране и в мире в целом.
Кроме того, мы имеем в виду взаимосвязь уровней образования. Образование имеет ряд уровней: уровень дошкольного образования, уровень начального образования, основное общее образование, среднее профессиональное или высшее профессиональное (бакалавриат, магистратура, аспирантура), послевузовское дополнительное профессиональное образование. Основной принцип современного образования - принцип непрерывности (то есть человек учиться всю свою жизнь, с ранних лет и до конца жизни). Непрерывность образования в современном обществе - важное условие успешности профессионального и личностного развития человека.
Образование как процесс.
Включает обучение и воспитание. Обучение - формирование у обучающихся разных ЗУН. Воспитание - развитие личности. Образовательный процесс - единство образования и обучение. Преподавание - деятельность педагогов. Обучение - обучающихся. Основные субъекты образовательного процесса - педагоги и обучающиеся.