Алгоритм помощи при приступе панкреатита 22 страница
Финансирование групп основано на добровольных пожертвованиях от участников для оплаты помещения, приобретения необходимой литературы, а также для покупки чая, кофе, десерта и иных необходимых расходов. Такая децентрализованная схема придаёт группам большую автономность и независимость и способствует устойчивости механизма групп в масштабах страны. В АА существует традиция, в которой рекомендуется отказываться от посторонней помощи и существовать на добровольные пожертвования её членов. Размер пожертвования член группы определяет сам. Если человек посещает собрание менее 3 раз, он считается гостем и ему не предлагается вносить пожертвование.
АНРАВАТА (др.-инд. «восставший из вод»), в древнеиндийской мифологии прародитель слонов. По одной версии мифа, вышел из мирового океана во время его пахтанья богами и асурами (см. Амрита); по другой версии, А. и ещё семь слонов (диггаджи) появились на свет из шелухи мирового яйца Брахмы, они стали хранителями восьми направлений, или стран, света, А. — хранителем Востока. А. изображается с четырьмя клыками; он считается ездовым животным (ваханой) и боевым слоном Индры.
АНТАЛОП - в средневековых бестиариях и европейском "восточном" фольклоре чудесный зверь. Его часто изображали на щитах и знаменах. У анталопа тигриная голова, два зазубренных рога, а мех растет клочьями по хребту и на ляжках. Он отличается свирепым нравом. Испытывая жажду, анталоп обязательно отправляется к реке Ефрат: Там его и можно поймать: нужно лишь подождать, пока зверь не запутается в густом кустарнике.
"Физиологи" говорят об анталопе следующее: "У анталопа два рога. Живет он около реки-океана на краю земли. Когда же захочет пить, то пьет из реки и упивается.ю упирается в землю и роет ее рогами своими. И есть там древо, называется танис, сильно напоминающее виноградную лозу широкими ветвями и густыми прутьями, - и, продираясь сквозь прутья, анталоп запутывается в них, - тогда охотник его ловит и одолевает."
АНТАРИКША (др.-инд. ап*агхкза), в ведийской и индуистской мифологии воздушное пространство, промежуточная космическая зона между небом и землёй. Иногда А. называется раджас («мрак», «тьма») или самудра («море») и описывается уже начиная с «Ригведы», как тёмное, чёрное, заполненное облаками, туманами, водой. А. населяют гандхарвы, апсары, якши; с А. связаны Индра, Рудра, маруты, Парджанья, Вата, Ваю, Апас, Трита Аптья, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Апам Напат, Матаришван. А. делится или на три части (две нижние части доступны человеческому восприятию, а третья, недоступная, принадлежит Вишну), или на две части (нижнюю — «земную» и «небесную»), из которых нижняя, судя по некоторым местам из «Ригведы», может находиться под землёй и отождествляться с местонахождением солнца (Савитара) ночью. Нередко А. уподобляется земле (горы — облака, семь потоков и т. п.).
АНТАРОВАКонкордия Евгеневна (1886 – 1959 гг.) – русская духовная подвижница. Согласно биографам, имела своего Учителя и связь с Шамболой. Певица (контральто), заслуженная артистка РСФСР. Духовная деятельность А. была посвящена, главным образом, одной благородной задаче – раскрытию Духа человека.
АНТАХКАРАНА(«внутренний инструмент») – термин веданты для обозначения всего разума в целом, расположенного между Я (Атма) и его внешним инструментом – телом. А. состоит из четырех подразделений: 1) Аханкара, то, что индефицирует как индивидуальное и пренадлежащее данной личности, все мысли и идеи, возникающие в разуме, в том числе и идею собственной «персональности»; 2) Буддхи, то, что дает оценку идеям и мыслям и осознанию тех фактов, к-рые они содержат; 3) Манас, то, что сравнивает и классифицирует идеи и образы объектов в разуме, то, что размышляет о них; 4) Читта, та часть разума, к-рая погружена во внешний мир, накапливает и сохраняет ментальные образы и факты, также называется «низшим разумом».
АНТЕЙ ( 'Алтаю?), в греческой мифологии сын Посейдона и богини земли Геи, великан. Его местопребывание Ливия, где он уничтожает чужеземцев, вызывая их на бой. Славился неуязвимостью, но был неуязвим до тех пор, пока прикасался к матери-земле. Геракл на пути к саду Гесперид встретил А. и одолел его, оторвав от земли и задушив в воздух. Миф об А. отражает борьбу героев с миром хтонических чудовищ.
АНТЕНОР, в греческой мифологии один из троянских старейшин, советник Приама. Перед началом Троянской войны А. принимал у себя в доме Одиссея и Менелая, прибывших в качестве послов для переговоров о возвращении Елены. По одной из версий, троянцы не только отвергли предложения Одиссея и Менелая, но и пытались их убить, и лишь вмешательство А. спасло ахейских вождей. После поражения Париса в поединке с Менелаем А. настаивал в народном собрании троянцев на выдаче Елены, поскольку в противном случае была бы нарушена клятва, данная Приамом и Агамемноном в присутствии троянского и ахейского войск. Благодарные А. ахейцы во время захвата Трои оставили в неприкосновенности его дом, а двум его сыновьям — Главку и Геликаону, Одиссей и Менелай сохранили жизнь. Согласно римской традиции, восходящей к греческим источникам 6—5 вв. до н. э., А., покинув землю Троады, основал колонию в северной Италии. Эта версия, вероятно, связана с отождествлением племён италийских венетов с пафлагонским племенем энетов, союзников Трои.
АНТИБИОТИКИ,вещества, образуемые микроорганизмами, задерживающие развитие или убивающие многих микробов. А. широко используются в медицине. Одно время даже считались панацеей от всех бед. В наше время отношение к А. более взвешенное, т.к. они могу и навредить.
АНТИГОНА, в греческой мифологии дочь фиванского царя Эдипа и Иокасты. Сопровождала изгнанного из Фив слепого отца в его скитаниях; после смерти Эдипа возвратилась на родину как раз к началу осады Фив семью вождями. Когда царь Фив Креонт после гибели в единоборстве братьев А. Этеокла и Полиника велит похоронить первого со всеми почестями, а второго, как изменника, оставить непогребённым, она, несмотря на царский запрет, под угрозой смерти решается предать земле тело брата. Слабая и нерешительная сестра А. Йемена боится нарушить запрет Креонта, и А. одна совершает над Полиником символический обряд погребения, засыпав его тело тонким слоем земли. Схваченная стражниками, А. отстаивает перед Креонтом свою правоту: приказ смертного (каким является Креонт) не может отменить «не писанных, но прочных божественных законов», повелевающих ей исполнить священный родственный долг и предать погребению родного по крови человека. Разгневанного Креонта эти доводы не убеждают, и за нарушение его воли А. заключают в пещеру, где она должна погибнуть от голода. Желая избежать столь мучительной смерти, А., оказавшись в заточении, кончает жизнь самоубийством. Её примеру следует проникший в пещеру Гемон, сын Креонта, с которым она была обручена. Этот вариант мифа, получивший наибольшее распространение, восходит к трагедии Софокла «Антигона». Наряду с ним существовали и другие версии. По одной из них, А. вместе с Исменой похоронили Полиника и после этого пытались бежать в Аргос, но были настигнуты сыном Этеокла Лаодамантом (по этому варианту, у обоих сыновей Эдипа были взрослые дети) и искали от него спасения в храме Геры в Платеях. Лаодамант поджёг храм, и сёстры сгорели в нём заживо. По другой версии, А. вместе с женой Полиника Аргией выкрали его тело у заснувшей стражи и возложили на погребальный костёр, где уже лежало тело Этеокла. Аргии удалось после этого бежать, а А. схватила стража. Вариантом этой версии является похищение тела Полиника одной А.; т. к. ей не под силу нести его, она тащит тело волоком, поэтому ещё в историческую эпоху участок от места единоборства братьев до погребального костра назывался «волок Антигоны». В основе этого варианта лежало фиванское сказание, согласно которому пламя над погребальным костром сыновей Эдипа разделилось на два языка, не сливавшихся друг с другом. Первую литературную обработку этот эпизод получил у Каллимаха в «Причинах» (1-я половина 3 в. до н. э); затем он повторяется у многих греческих и римских авторов. Иначе был изложен миф в несохранившейся трагедии «Антигона» Еврипида: насколько можно судить по свидетельствам и фрагментам, А. воспользовалась при погребении Полиника помощью Гемона, поэтому Креонт то ли осудил их обоих на смерть, то ли поручил Гемону казнить А. Развязкой было появление бога Диониса, который повелевал Креонту женить молодых и, вероятно, предсказывал рождение у них сына. К трагедии 4 в. до н. э. восходит вариант, по которому Гемон получал приказ казнить А. и сообщал отцу об исполнении приказа, но в действительности прятал А. у пастухов и жил с ней как с женой. Родившийся у них сын, достигнув юношеского возраста, был опознан Креонтом, когда прибыл в Фивы, чтобы участвовать в состязании. Несмотря на вмешательство Геракла, Креонт требовал казни А., и Гемон убил А., а затем себя.
АНТИКЛЕЯ, в греческой мифологии дочь Автолика, супруга Лаэрта, мать Одиссея. Потеряв надежду на возвращение сына, А. скончалась от тоски и встретилась с сыном только в аиде, куда Одиссей спустился живым, чтобы узнать от Тиресия о своём будущем. По одной из версий мифа, А., уже предназначенная в жёны Лаэрту, сошлась с гостившим в доме её отца Сиси фом, от которого и родила Одиссея. В «Одиссее», в рассказе Эвмея упоминается младшая дочь А. Ктимена (которая больше нигде не встречается).
АНТИЛОХ, в греческой мифологии сын Нестора. Как один из женихов Елены А. отправился на Троянскую войну, сопровождая своего отца. А. приносит Ахиллу известие о смерти Патрокла и участвует в погребальных играх в честь убитого. В недошедшей эпической поэме «Эфиопида» А. спасал отца, теснимого союзником троянцев Мемноном, но сам погибал героической смертью. Разгневанный Ахилл выступил против Мемнона и сразил его, как он ранее убил Гектора.
АНТИМАТЕРИЯ – Теоретически выведена квантум-физиком П. А. М. Дираком в качестве утверждения, что все частицы имеют соответственную анти-частицу, характеризуемую определенными правилами соответствия, важнейшим из которых является то, что при встрече пара взаимоуничтожается, обращая свою общую массу в энергию. Различие между антиматерией и материей может заключаться только в «свойстве аннигиляции / уничтожения», как это происходит для нейтрона и анти-нейрона.
АНТИМИНС(греч. – вместопрестольник) – четырехугольный льняной или шелковый платок с зашитыми в угол частицами мощей, с изображением лежащего в гробу Иисуса Христа и 4-х евангелистов по углам. Принесение и возложение А. на престол – необходимый ритуал, предшествующий совершению таинства причащения и освящения новых церквей.
АНТИНОЙ, в греческой мифологии предводитель женихов Пенелопы, домогавшихся её руки в отсутствие Одиссея; самый знатный и самый наглый из них. По его совету женихи устроили засаду сыну Пенелопы и Одиссея Телемаху, чтобы убить его при возвращении на Итаку; их замысел не достиг цели только благодаря вмешательству Афины, покровительствовавшей Телемаху. А. много раз оскорблял Одиссея, явившегося во дворец под видом нищего странника, и Эвмея, который его привёл. Он устроил на потеху женихам драку Одиссея с нищим Иром. Погиб от первой же стрелы Одиссея, которая пронзила его горло в тот момент, когда он подносил к губам кубок с вином.
АНТИОПА, в греческой мифологии дочь фиванского царя Никтея. Забеременев от Зевса, явившегося к ней в образе сатира, А. в страхе перед гневом отца бежала из Фив в Сикион, где стала женой царя Эпопея. Никтей перед смертью завещал своему брату Лику насильно вернуть А. в Фивы. Лик отправился в поход на Сикион, убил Эпопея и привёл домой пленённую А., которая по дороге у подножия горы Киферон разрешилась двойней — Амфионом и Зетом (по приказу Лика они были брошены на произвол судьбы). А., терпевшая в течение многих лет притеснения со стороны Лика и особенно его супруги Дирки, однажды бежала из Фив и нашла своих сыновей, которых подобрал и воспитал пастух. Узнав мать и услышав о её страданиях, они пошли походом на Фивы, свергли Лика, а Дирку казнили, привязав её к рогам свирепого быка. По другой версии мифа, Дирка сама обнаружила бежавшую А. и поручила Амфиону и Зету, которых она считала сыновьями пастуха, казнить эту женщину. Узнав от пастухов, что обречённая на казнь — их мать, Амфион и Зет освободили А., а к рогам привязали Дирку .
АНТИОХиз Аскалона (около 130 – 68 гг. до н.э.) – древне греческий философ платоник, ученик Филона из Ларисы. Возвратил платоновскую Академию от скептицизма к догматизму Древней Академии (призыв «Следовать древним»), в следствии чего его называют основателем 5-й Академии. С антискептическими тенденциями А. связано влияние на него стоицизма: А. признает учение стоиков о «постигающем впечатлении», формулу «жить по природе», хотя и расходится со стоиками в ее понимании, признавая помимо добродетели также физические или внешние блага.
АНТИОХИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ –одна из автокефальных православных церквей. С 111 в. стала самостоятельной митрополией, в состав к-рой вошли христианские объединения Аравии, Сирии, Финикии, Кипра. С середины У в. возглавляется патриархом. В настоящее время объединяет около миллиона православных верующих, проживающих на территории Сирии, Ливана и ряда других стран. Патриаршья резиденция находится в Дамаске (Сирия). В ее юрисдикции – три экзархата (Австралийский, Мексиканский и Чилийский) и 18-ть епархий (в Сирии, Ливане, Ираке, Турции, США, Бразилии). Кадры богословов и священнослужителей А. ц. готовит в Бельментской духовной академии (вблизи Триполи), семинарии и на богословский факультетов институтов. Издает журнал «Ан-нарха» (бюллетень). Является членом Всемирного совета церквей.
АНТИПА (сокр. от Антипатр) (От. 2.13)—мученик Пергамской церкви, о котором упоминает Сам Господь, по преданию—епископ Пергамский, сожженный во времена императора Домициана.
АНТИСФЕН(около 450 – 360 гг. до н.э.), древнегреческий мыслитель, ученик Сократа, противник Платона. Этические идеи А. были развиты киниками. Согласно античной традиции учеником А. был Диоген Синопский. В молодости обучался риторике у Горгия. Считал «рассмотрение имен» (названий вещей) «началом образования». Аристотель критикует загадочное утверждение А., будто «об одном может быть высказано только одно, а именно единственно лишь его собственное наименование, откуда следовало, что не может быть никакого противоречия, да пожалуй что и говорить неправду – тоже». По-видимому А. воспринимал как пародокс, когда в суждении приравниваются нетождественные субъект и предикат. А. собственным примером учил всемерному ограничению потребностей и называл себя «богатейшим из людей»; единственное подлинное наслаждение, по А., дает труд, а целью жизни он считал добродетель. Выступал против равенства людей, и будучи индивидуалистом в морали, утверждал, что «в общественной жизни мудрец руководится не общепринятыми законами, а законами добродетели». А. противопоставлял многочисленных богов народной религии одному подлинному.
АНТИТЕЗИС(греч. – противоположение), 1) в логике – исходная посылка логического вывода и доказательства от противного; 2) в философии Гегеля А. – отрицательный момент в процессе диалектического развития, составляющий вместе с тезисом и синтезом триаду.
АНТИТЕТИКА(от греч. – противополагающий) – свод противоречащих утверждений (тезисов и антитезисов), ни одному из к-рых нельзя отдать предпочтение перед другим. Идея А. восходит к философским спорам античности и полемическим методам схоластов. Термин «А.» характерен для философии Канта и указывает на тот «спор разума с самим собой», который Кант отобразил в антиномиях. Трансцендентальная А. – это по Канту, исследование антиномий чистого разума, их причин и результатов.
АНТИТРИНИТАРИИ(от греч. anti – против и лат. trinitas – троица) – сторонники христианских сект отвергающих догмат о триединстве Бога. Учение А. возникло в конце 11 – начале 111 вв., когда в борьбе различных направлений и сект шло формирование христианства. Вероисповедные взгляды А. расходились с общепринятым толкованием положений христианской догматики. Все они признавали абсолютным Богом лишь отца. Остальные же лица божественной троицы объявлялись различными силами, находящимися в подчинении у Бога-отца. Ожесточенные споры шли вокруг «единой природы» Иисуса Христа: одни настаивали на его божественной природе, другие – на человеческой. Для церкви это был вопрос первостепенной важности, а потому противники учения о триединстве Бога жестоко преследовались. Антитринитаризм вновь возрождается в эпоху Реформации в Италии, Швейцарии, Германии и других странах. Находясь в оппозиции католицизму, лютеранству, кальвинизму, А. допускали свободное толкование Библии, отрицали первородный грех, искупительную жертву Христа, выступали против церковной иерархии, монашества, икон, святых: отражая интересы простого народа, требовали имущественного равенства, отмены частной собственности, крепостного права, доходя порой до отрицания власти.
АНТИХРИСТ(греч.) – по христианским представлениям, опирающимися на откровения Иоанна Богослова, противник Христа. к-рый должен появиться для последней битвы против христианской церкви перед концом света и вторым пришествием Христа; будет окончательно побежден Христом и уничтожен. За 2 тысячелетия существования христианства легенда о приходе А. часто использовалась различными его направлениями для разжигания религиозных войн, религиозного фанатизма и в политических целях.
АНТИЦИПАЦИЯ(от лат. anticipo – предвосхищаю) – понятие, обозначающее способность высших живых существ (человека и животных) предвидеть появление результатов действий, предметов, явлений еще до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»). Способность А. основана на свойстве центральной нервной системы «моделировать» ход и итог предстоящих событий, используя прошлый опыт.
АНТОНОВВладимир родился в апреле 1946 года в России в атеистической семье. Закончил Государственный Университет в Петербурге со специализацией по экологии. Затем работал около 10 лет в медицине, защитил кандидатскую диссертацию, изучая закономерности формирования характеристик поведения под влиянием факторов окружающей среды. Спустя какое-то время он переключается на проблемы целительства, психической саморегуляции, начинает активно изучать духовные учения,
религии. Подвергался гонениям со стороны КГБ. Много лет практиковал методы духовного совершенствования. Выступал с лекциями, вел занятия в разных городах России и за рубежом. В конце 80-х организует в Петербурге центр духовного развития «Ваджраяна». В начале 90-х г. А. становится известным в эзотерических кругах как основатель и пропагандист системы духовного развития под названием Раджа-буддхи-йога. Эта система носит эклектический характер и направлена на развитие сознания. Все мировые духовные учения и религии говорят, хоть и на разных языках, об одном и том же – о духовной эволюции сознания человека. Но лучше всего об этом сказано в Бхагавадгите (Божественная песнь), где даны исчерпывающие представления о том, что такое Бог, что такое человек, в чем смысл жизни человека и т. д. Именно в Бхагавадгите даны основы буддхи йоги – йоги развития сознания. Согласно фундаментальной психологии сознание – это сгусток осознающей себя энергии и главная задача человека увеличить количество этой энергии. Развитие сознания идет по 7-ми ступенчатой шкале (см. Планы сознания) в три этапа. В конечном итоге человек достигает совершенства, к-рое выражается в 3 компонентах, присущих Богу; совершенной Любви, совершенной Мудрости и совершенной Силы. 1-й этап этический (карма йога). 2-й этап – интеллектуальный (джнана йога) и 3-й этап – психоэнергетический, состоящий из трех ступеней; хатха-йоги, раджа йоги и буддхи йоги.
1 ступень - хатха йога (китайская гимнастика, физкультура) направлена на приведения в порядок тела и его энергетики.
2 ступень – раджа йога – специальная работа по прочистке и развитию конкретных энергоструктур (чакры, меридианы).
3 ступень – буддхи йога – непосредственная работа с развитием сознания.
Литер. В. Антонов «Методология йоги» издат. «ЦАОМ» 1992 г.
В последнее время А. выпускает множество публикаций и книг, таких как «Исконное Учение Иисуса Христа»,»Как познается Бог», Экология сознания», «Бог говорит» и многих др.
АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthropos - человек и genesis – рождение) – процесс происхождения человека. Древнейшие люди появились в начале четвертичного периода. Несколько миллионов лет назад. Основными предпосылками А. послужили такие отличительные признаки обезьян, как высокое развитие обоих основных проявлений двигательной активности (локомоций и манипулирования); предельная в животном мире подвижность кистей, особенно пальцев передних конечностей и способность к выполнению весьма сложных хватательных движений; бинокулярное зрение
преобладающее над обонянием и функционирующее в сочетании с движениями передних конечностей и их кожно-мышечной чувствительности, что обеспечивает лучшее ознакомление с физическими свойствами объектов манипулирования; высокоразвитые формы группового поведения. Приматы, предки человека перешли к наземному образу жизни и двуногому хождению. В результате этого передние конечности освободились от функции передвижения и основной их функцией стало манипулирование, что обеспечило мощное развитие орудийных действий и дальнейшее повышение уровня психической деятельности. На этой основе зародились первые, хотя и примитивные, но уже специфически человеческие трудовые действия, характеризующиеся применением специально изготовленных орудий труда. Совместный труд породил первые общественные отношения, а затем членораздельную речь и сознание, оказавшие большое влияние на становление человека. В целом А. характеризуется не столько морфологическими преобразованиями (изменение строения тела непосредственных предков человека), сколько глубочайшими, качественными изменениями поведения и психики и установление принципиально новых отношений к окружающему миру. А. представляет собой небывалый в истории органического мира качественный скачок из биологической сферы развития в социальную.
АНТРОПОЛОГИЗМ (anthropos — человек и logos — учение) — научная концепция, рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее произведение природы. Поэтому "человек" в антропологизме является основной мировоззренческой категорией и именно, исходя из его точки зрения должно проводиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук. Так как в деятельности человека участвуют, обеспечивая ее, все продуктивные силы, то и познание человека, его психической жизни (см. Психика), его творчества дает ключ ко всем тайнам и законам природы и общества. Многие психологические теории исходили в своих теоретических взглядах из антропологизма — психоанализ, экзистенциализм (см. Экзистенциальная психология), прагматизм. Эта точка зрения была очень характерна для большинства отечественных психологических и философских концепций (Чернышевский, Соловьев, Лосский, Франк).
АНТРОПОЛОГИЯ(от греч. anthropos –человек, logos – учение) наука о человеке, представляющая переход от морфологии и физиологии его рас к истории. Основные разделы А. антропогенез или учение о происхождении человека; этническая А. или расоведение; морфология человека или учение о вариациях человеческого тела. С середины ХХ века усилено развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием «биология человека» (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).
АНТРОПОМОРФИЗМ(от греч. anthropos – человек, morfe – вид, форма) – представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики обусловленных общественной жизнью и членораздельной речью, к отрицанию ведущей роли социальных факторов в жизни и деятельности человека и развитии человечества. А. неотъемлемая особенность религ. верований и мифологии. А. ранних религий связан с тотемизмом (антропоморфизация тотемических предков), ведовством
(одной из форм его является вредоносная магия и представление о злых силах, принимающих антропоморфный облик), термоморфизмом ( напр., широко распространенной в Тропической Африке представление о том, что души умерших предков вплоть до нового воплощения в людей пребывают в образе ящериц, змей, лягушек, анимизмом, шаманством, погребальным культом. В мифологии широко известны олицетворения явлений природы(напр. солнце – чаще всего в облике женщины, луна – в облике мужчины). А. лег в основу представлений о племенных богах. Особое выражение А. нашел в древнегреческих религиях. Боги Олимпа – физически прекрасные люди, со всеми, присущими человеку психическими свойствами. А. – характерная черта таких мировых религий как христианство и буддизм. В них широко распространены антропоморфические изображения скульптуры и иконографии. Имеется немало примеров народной интерпретации культовых образов.
АНТРОПОС (греч. человек»), в представлениях позднеантичного мистического синкретизма и особенно христианского или околохристианского гностицизма духовный первочеловек как божественное существо, прототип и эманирующий исток для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности); иногда — один из эонов. Генезис мифологемы А. восходит к Индии (образ Пуруши) и к Ирану (образ Гайомарта). Имели значение и некоторые аспекты библейской традиции, а также платоновской доктрины об идее как предвечном первообразе эмпирического явления. Соединяя в себе мужскую и женскую сущность, А. на разных уровнях своего бытия есть верховный бог («первый А.»), но также и отображение и эманация «первого А.», в силу грехопадения соединившаяся со своим земным подобием (Адам), присущий всем людям как бессмертное начало («дух», «внутренний человек», «великочеловек») и в них дожидающийся своего конечного освобождения из мрака материи и тирании архонтов. Доктрины об А. получили развитие в манихействе и в еврейской каббале (Адам Кадмон), а также в христианских ересях. В мистике ортодоксального христианства им до некоторой степени отвечает учение о том, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», рассматривающее Иисуса Христа как абсолютную парадигму человеческой сущности и постольку «нового Адама», а также о реальном присутствии Христа и святого духа в душе верующего (а через таинства — ив его плоти): «...не я живу, но живёт во мне Христос».
АНТРОПОСОФИЯ(греч. anthropos – человек, sophia – мудрость) – мистическое учение в основе к-рого лежит представление, что человек путем развития скрытых в нем таинственных возможностей может достичь господства над природой. Это достигается усвоением предлагаемым А. методов развития дремлющих в человеке особых органов сверхчувственного восприятия и подражанием Учителям человечества – Будде, Заратуштре, Платону, Христу, к-рые являются вочеловечиванием Высшего Духа. А. сложилась в начале ХХ века на почве теософии. Ее основатель Рудольф Штейнер (1861 – 1925 гг.) возглавил созданное им «Всеобщее антропософское общество». Считая реальным сверхчувственный мир, а мир земной лишь иллюзией, он тем не менее проявлял внимание и к политическим проблемам, проблемам воспитания детей и т.д. Несмотря на солидный срок существования, А. и в наше время имеет немало приверженцев. Международный центр А. в Дорнахе (Швейцария) ведет активную пропаганду мистических идей, издает и распространяет труды Р. Штейнера.
АНТУ (аккад.), женское соответствие А на, шумеро-аккадского бога неба (имя А. представляет собой существительное женского рода от существительного мужского рода Ану). В двуязычном шумеро-аккадском мифе о возвышении Инанны Ан возводит Инанну в «ранг» А. и делает её своей супругой. Впоследствии в аккадской мифологии А. строго отличалась от Иштар (Инанны), по мифу города Урука, дочери Ану и А.
АНУ, АН (шумер. – небо) – одно из главных божеств в шумеро-аккадской мифологии, первый из богов, «отец богов», создатель неба. (см. АН).