Алгоритм помощи при приступе панкреатита 28 страница

АРОМАТЫ (Исх 25.6; 4Ц 20.13; 2Пар 32.27; Есф 2.12; Песн 4.10.16; Ис 39.2; Мк 16.1)—специи или вещества с сильным благовонным запахом (благовония), которые в Библии упоминаются под следующими наименованиями:

(название) (назначение)

аир (благовонный) - миро,

алой - душистые составы,

благовонное дерево - благовонные вещества,

касия - миро, душистые составы,

корица - миро, душистые составы,

ладан (ливан) - курение,

мирра (см. смирна ниже),

нард - миро,

ониха - курение,

смирна (мирра) - миро, душистые составы,

стакти - курение,

стиракса - благовонные вещества,

халван - курение,

шафран - душистые составы.

Вещества эти употреблялись (как указано выше) для приготовления священного мира, курений и душистых составов (для ароматизирования одежд, помещений и приготовления мастей). Некоторые из этих веществ добывались в самой Палестине, но большинство доставлялось из Аравии, Африки, Индии. Ароматы как драгоценность хранились при царском дворце и храме (1Пар 9.29). В некоторых местах названия ароматов в русской Библии переведены произвольно. Например, в Быт 37.25 словом «ладан» переведено то же слово, которое в Мф 2.11 переведено как «смирна», а общее понятие «благовония» в двух местах переведено словом «стиракса».

АРОНИЯ– собирают цветки растения во второй четверти Луны от полудня до заката Солнца. Используют в колдовстве в качестве оберега от воров. Высушенные цветочки заваривают и бросают в том месте, которое хотят уберечь от кражи. Заговор на цветки аронии:

«Я есмь камень, я есмь огонь, вор, моего места не тронь. Если, ты вор, в это место войдешь, именем Аналои погибель найдешь. Огонь охватит, камень задавит, вора погибнуть заставит. Во имя. Отца, и. Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

АРСА (восторг, восхищение) (3Ц 16,9)—начальник дворца царя израильского Ваасы, в доме которого Вааса был умерщвлен.

АРТА Арта - в древнеиранской мифологии дух огня и олицетворение правды. Высшее рождающее начало, мать мира, праведность.

АРТАВАЗД (возможно, от авест. ашавазда, «бессмертный»), мифологи­ческий персонаж армянского эпоса «Випасанк», сын царя Арташеса. А., не найдя места для своего дворца в основанном его отцом городе Арташат, отнял у вишапов их владения к северу от реки Ерасх (Араке). Восставших против него вишапов, включая их предводителя и отца Аргавана, он истребил. Когда умер Атрашес, А. по­завидовал посмертной славе отца, за что был им проклят. Однажды во вре­мя охоты он был пойман каджами, за­кован в цепи в одной из пещер Масиса. Две собаки непрерывно грызут его цепи, а А. силится выйти из пещеры и положить конец миру. Но от звука ударов кузнечных молотов оковы снова укрепляются (поэтому, чтобы укре­пить цепи А., по воскресеньям куз­нецы трижды ударяют молотом по на­ковальне). Встречаются иные мифы об А., по одному из них А. выкрали мла­денцем вишапиды (женщины из рода Аждахака) и на его место положили дэва (злого духа), согласно друго­му, — при самом рождении А. виша­пиды околдовали его, отсюда — его злой нрав. В другом варианте мифа главный персонаж — сумасшедший сын армянского царя А., Шидар, кото­рый, вопреки воле отца, после его смер­ти объявил себя царём. Именно он ока­зывается закованным в цепи (по­вторение сюжета, ранее связанного с А.). В некоторых версиях Ши­дар — прозвище А. Имеется архаиче­ский вариант мифа, в котором некий герой А. заточён злыми духами, но когда-нибудь он высвободится и ов­ладеет миром. В этом мифе, по-види­мому, выражалась надежда армян на освобождение их страны от иноземного ига. Миф о закованном цепями А. первоначально, вероятно, был вари­антом распространённого у многих народов мифа о прикованных к горе героях. В дальнейшем образ А. пре­терпел изменения под влиянием иран­ского мифа о борьбе злого Заххака с Феридуном; отсюда в различных ва­риантах сказаний «Випасанка» вы­ступает двойственный характер А.: он — то герой, то дэв. Образу А. посвя­щено стихотворное произведение И. Иоаннисяна «Царь Артавазд».

АРТАКС`ЕРКС—общее наименование нескольких персидских царей. В период от Зоровавеля до Неемии Персией правили следующие цари:

• Кир (536-529 гг. до РХ),

• Камбиз (529-522 гг. до РХ) (Езд 4.7,8,11,23),

• Дарий 1 Гистасп (522-485 гг. до РХ) (см. Дарий),

• Ксеркс (485-465 гг. до РХ) (Есф 1.1,2),

• Артаксеркс 1 Лонгиман (длиннорукий) (465-425 гг. до РХ) (Езд 6.14; 7.1,7,11,21; 8.1; Неем 2.1; 5.14). (См. также Персия)

АРТЕМИДА — этимология неясна, возможные варианты: «мед­вежья богиня», «владычица», «убий­ца», в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра- близнец Аполлона. Родилась на острове Астерия (Делос). А. проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф — своих спутниц и тоже охотниц. Она вооруже­на луком, её сопровождает свора собак. Богиня обладает реши­тельным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как ору­дием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А. разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принёс ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды уро­жая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охо­та); она вызвала раздор среди роди­чей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра. А. потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, пред­водителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань А. и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда А. в гневе наслала безветрие, и ахей­ские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прори­цателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей А. унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв. А. Таврической прино­сили человеческие жертвы, о чём сви­детельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы А. Пе­ред А. и Аполлоном должен был оп­равдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами. Эти факты, подчёрки­вающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью А. была нимфа-охотни- ца Бритомартис. Древнейшая А. — не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы А. Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медве­дицами. Святили­ща А. часто находились вблизи источ­ников и болот (почитание А. Лимнатис — «болотной»), символизируя пло­дородие растительного божества (напр., культ А. Ортии в Спарте, вос­ходящий к крито-микенскому време­ни). Хтоническая необузданность А. близка образу Великой матери бо­гов — Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, про­славляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение А. многогрудой. Рудимен­ты архаической растительной богини в образе А. проявляются в том, что она через свою помощницу (в преж­нем свою ипостась) Илифию помогает роженицам. Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона. Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и лёгкую смерть. Однако классическая А. — девствен­ница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, прези­рающему любовь. Пе­ред свадьбой А., согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обы­чае, она наполнила брачные покои змеями. Юный охот­ник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами. Она же убила свою спутницу нимфу — охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гне­ваясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса. А. убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё, так же как и охотника Ориона. А. Эфесская — покрови­тельница амазонок. Древнее представление об А. свя­зано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам бо­гини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Позд­няя героическая мифология знает А.- луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона. В героической мифологии А. — участ­ница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на сто­роне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. А. — враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить миро­вой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами А. и Апол­лона. Похва­лявшаяся перед богами своим много­численным потомством Ниоба поте­ряла 12 детей, также убитых Аполло­ном и А. В римской мифологии А. известна под именем Дианы, считалась олицет­ворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской ан­тичности идентифицировался с солн­цем.

АРТЕРИИ –кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца к органам, богатую кислородом.

АРТЕРИАЛЬНЫЙ ТРОМБОЗ – медленно развивающая закупорка артерии в следствии артериосклероза.

АРТЕРИОСКЛЕРОЗ– старое обозначение различных хронических заболеваний артерий, выражающееся в из утолщении и уплотнении. Наиболее часто встречается атеросклероз, выражающийся в отложении липидов (преимущественно холестерина и его соединений) во внутренней оболочке артерий с развитием соединительнотканных бляшек, отложением в них извести, образованием тромбов. Отложение белковых веществ в стенках мелких артерий, что также вызывает их сужение иногда до полного закрытия просвета с последующей атрофией органов. Склероз артерий на почве их хронических, воспалительных изменений.

АРТИШОК – в колдовском деле служит для снятия порчи-нестоячки или если муж перестал исполнять супружеский долг. Собирают корни артишока, когда Солнце нахо­дится в пятом знаке Весов. При колдовстве на артишок читают так: «Тело бело, стой, не ломайся, перед женской похотью не сгибайся. Корень из корня в корень перейдет, а мою плоть ни один колдун не перебьет. Ключ, замок, язык. Аминь».

АРТ-ТЕРАПИЯ—метод лечения посредством художественного творчества.

Арт-терапия — один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей — это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся — задача арт-терапии.

Одним из важных преимуществ арт-терапии в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество — является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом. Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение.

Эффективность занятий напрямую зависит от профессионализма арт-терапевта. Он должен не только владеть техниками и приемами тех видов искусств, с которыми работает, но и иметь медицинское, психотерапевтическое или психологическое образование. Художник или танцор, не имеющий таких знаний, не может быть арт-терапевтом, так как он не знаком с причинами и механизмом развития тревожных состояний. Немалое значение для результата арт-терапии имеет и творческая индивидуальность психотерапевта, его эрудиция, гибкость мышления, мобильность.

Арт-терапия опирается на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты, воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая их таким образом, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними. С помощью арт-терапии глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а переводятся в творчество. Возможно, поэтому нередко искусство оказывается единственным инструментом, проясняющим неосознаваемые чувства и переживания.

Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Поэтому арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, взрослыми, в индивидуальной и семейной терапии, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся физического здоровья.

АРТРИТ – воспаление суставов острого и хронического характера. Вызывается инфекциями (ревматической, туберкулезной, сифилитической, тифозной), расстройством обмена веществ (подагрический, эндокринный А.), ушибом или ранением (травматический А.), нервными заболеваниями.

АРТУР, одна из этимоло- гий — от кельт. «медведь») ге­рой кельтской мифо-эпической тради­ции, впоследствии персонаж европей­ских средневековых повествований о рыцарях Круглого стола, Граале и др. («артуровские легенды», «артуровский цикл сюжетов»). Образ А. принадле­жит кельтской традиции в двух отно­шениях: наличия его реального исто­рического прототипа и участия в скла­дывании легенды о короле А. (далеко вышедшей за рамки деятельности ре­ального лица) тем и мотивов кельт­ской мифологии. Хотя наиболее прочно традиция об историческом А. укорени­лась в юго-западной Британии, самые ранние упоминания ассоциируют его с севером острова, где А., знатный вождь кельтов-бриттов, был в кон. 5 — нач. 6 вв. одним из предводителей их борьбы против англосаксонского вторжения в Британию. В последую­щие века образ А. бытует преимуще­ственно в валлийской традиции, при­обретая (у Ненния, автора историче­ской хроники Британии, рубеж 8 — 9 вв., в «Триадах острова Британии», в валлийской повести «Куллох и Олуэн», в сочинениях английского хро­ниста 12 в. Джефри Монмаутского) существенно новый облик: из кельт­ского военного предводителя он пре­вращается в мудрого короля, оконча­тельно устанавливается его происхож­дение от короля Утера Пендрагона и Игрейны, число его подвигов и вы­держанных им сражений и т. д. Облик А. и события, в которых он участвует, пронизываются множеством элементов кельтской символики и мифа. Не позд­нее 11 в. легенды об А. широко рас­пространяются на континенте среди кельтского населения Бретани, а за­тем воспринимаются и во многом пере­осмысливаются средневековой ры­царской литературой. Историческая реальность А. отступает на второй план, на предания об А. заметное влияние оказывают куртуазная ры­царская среда и мир христианских представлений, происходит циклиза­ция легенд об А. с другими сюжетами (о Граале и др.). Мир артуровских ле­генд сам приобретает мифологические черты. При этом образ А. оказывается в центре «кельтского варианта» име­ющей широкое распространение мифилогемы о правителе мира, деграда­ции и фатальной гибели его царства, несмотря на поиски очищающего кон­такта с неким универсальным принци­пом (в данном случае Граалем). Ги­бель и исчезновение правителя оказы­ваются всё же временными, и мир ожидает его нового появления. Мифо­логема становится полем для органич­ного слияния элементов разных тра­диций при огромной роли собственно кельтской.

По легенде, А. утвердил своё вла­дычество над Британией, сумев вы­тащить из-под лежащего на алтаре камня чудесный меч или добыв при содействии мага Мерлина, валлийско­го Мирддина, меч владычицы озера, который держала над водами таинст­венная рука (название меча «Экска- либур», валлийск. — меч Фергуса, героя ирландских саг, или чудес­ный меч Нуаду, один из талисманов ирландских Племён богини Дану). Он осно­вывает резиденцию в Карлионе, отме­ченную явной символикой центра ми­ра, таинственного и труднодостижи­мого. Во дворце А. (Камелоте) уста­новлен знаменитый Круглый стол (сведения о нём впервые появляются у авторов на рубеже 12 и 13 вв.), во­круг которого восседают лучшие ры­цари короля. Центром пиршественного зала был добытый А. при путешествии в Аннон (потусторонний мир) маги­ческий котёл (символика магического котла играет большую роль в ирлан­дской мифологии). Кульминация мно­гочисленных подвигов рыцарей коро­ля — поиски Грааля, героями которых были прежде всего Персеваль (вал­лийск. Передур) и Галахад. Закат ко­ролевства, гибель храбрейших рыца­рей знаменует битва при Камлане, где А. сражается со своим племянни­ком Мордредом, который в отсутствие короля посягнул на его супругу Гиньевру (валлийск. Гвенуйфар); Мордред был убит, а смертельно раненный А. перенесён своей сестрой феей Морганой (предтеча этого образа — ирланд­ская богиня войны и смерти Морриган) на остров Аваллон, где он и воз­лежит в чудесном дворце на вершине горы (ранняя традиция валлийских бардов не знает родственных отноше­ний А. и Мордреда, как и предатель­ства последнего, а сообщает лишь, что оба пали в битве при Камлане).

АРФАКСАД(Быт 10.22,24; 11.10-13; 1Пар 1.17,18; Лк 3.36)—один из сыновей (потомков) Сима, сына Ноя, предок Авраама и Иосифа в родословии Иисуса Христа, родоначальник некоторых племен, населявших Халдею.

АРТХА –Космический ум сам в себе есть как познающий субъект (грахака), так и познаваемый объект (грахья), ибо он еще не проектировал свою мысль в мир материи: ум как субъект познающего есть шабда, а ум как познаваемый объект, то есть ум в форме объекта, есть – артха. Этот шабда, называемый мадьхьяма – шабда, есть «внутреннее именование» или «скрытая речь».

АРТХА – МАНТРА – смысл мантры : надо знать смысл и назначение, цель мантр (особенно биджа-мантр) и углублять свои познания в этой области с помощью изучения Писаний, указаний учителя и советов более опытных подвижников.

АРУНА –Питха Шакти бога огня: Пита, Швета, Аруна, Кришна, Дхумра, Тивра, Спхулингини, Ручира, Джвалини. Питхамантра: «Ом поклонение местопребыванию бога огня». Выполнив все необходимые ньясы, преданный погружается в медитацию на бога огня, пребывающего в его теле.

АРУНА (хетт. Агипа, «море», «оке­ан», родственно др.-инд. агпауа, «мо­ре»), в хеттской мифологии бог моря (мировой океан). Обычно упоминается в конце перечислений богов пантеона. Сохранился миф эпохи Древнего царства о том, как А., пос­сорившись с людьми, увёл к себе бога солнца (известен и более поздний, переведённый с хуррит- ского текст, согласно которому тот сам приходит в гости к А.). Бог грозы посылает бога плодородия Телепинуса вернуть его, и А., испугавшись, возвра­щает бога солнца и отдаёт свою дочь в жёны Телепинусу.

АРУНА (др.-инд. Агипа, собств. «красноватый»), в ведийской и инду­истской мифологии божество рассве­та; в этой его функции ему предшест­вовала Ушас. Представлялось в виде колесничего Солнца, пребывающего на Востоке. А. известен главным обра­зом из эпоса. А. — сын Кадру или Дану (в пуранах) и Кашьяпы, внук Дакши. В «Махабхарате» (I) мать А. Вината разбивает в нетерпении сне­сённое ею яйцо, где находился напо­ловину развившийся А.; он прокли­нает её за своё уродство и предрекает ей рабство. Другие имена А. — Ариш- танеми, Румра и др.

АРХАНГЕЛЫ (греч. ангелоначальники»), в христианских представлениях старшие ангелы, в системе ангельской иерархии, раз­работанной византийским богословом Псевдо-Дионисием Ареопагитом (5 — нач. 6 вв.), А. — восьмой из девяти чинов ангельских (занимают иерар­хическое место ниже властей и выше собственно ангелов). Термин «А.» по­является впервые в грекоязычной иудейской литературе предхристианского времени (греч. извод «Книги Еноха» 20, 7) как передача выраже­ний вроде ваг («великий князь») в приложении к Михаилу вет­хозаветных текстов; за­тем этот термин воспринимается ново­заветными авторами и более поздней христианской литературой. Древнее предание, вос­ходящее к ветхозаветным представле­ниям, говорит о семи А.; ср. также зороастрийское пред­ставление о семи Амеша Спента; из них общераспространённая ортодокса­льная традиция называет по именам трёх. Это Михаил — небесный «ар­хистратиг» (греч. «верховный воена­чальник»), полководец верных богу ангелов и людей в космической войне с врагами бога, победоносный анта­гонист дьявола (Апок. 12, 7), покро­витель и как бы ангел-хранитель «на­рода божьего» (в Ветхом завете — Из­раиля, в Новом завете—«воинству­ющей церкви», т. е. совокупности всех верующих); Гавриил, известный пре­имущественно своим участием в бла­говещении; Рафаил — А.-целитель, спутник Товии из ветхозаветной Кни­ги Товита. В позднеиудейских и хрис­тианских апокрифах встречаются и другие имена: Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Изображе­ние А. в искусстве см. в ст. Ангелы.

АРХАТ(санскр. освобожденный) – в буддизме человек достигший верного понимания природы Запредельного, таким образом готовый к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти «оков», к-рые все еще ограничивают его: от желания пребывания в форме, от желания бытия вне формы, духовной гордыни, самолюбия и последних проявлений неведения и ошибочности. Для достижен6ия условий, определяющих статус А., ученик должен отбросить пять более простых оков: 1) идею важности тела и чувства привязанности к нему; 2) сомнения и неуверенность относительно пути освобождения; 3) Зависимость от внешних правил и обычаев; 4) и 5) положительные и отрицательные оценки, являющиеся следствием прежнего опыта и проявляющиеся как импульсивные привычки и действия в настоящем. Тем самым, обычный человек должен освободиться от пяти объективных ограничений, а А. – от пяти субъективных (см. боддхи). А. тот, кто устранил мешающие эмоции и неведение, вынуждающие его оставаться в сансаре и достиг прекращения собственных страданий. К числу А. относятся ближайшие ученики и последователи Будды, в традиции Хинаяны их насчитывается 16-ть, в Махаяне - 18-ть. А. также входит в число эпитетов Будды. В Хинаяне А. более популярны, чем в остальных направлениях буддизма. В Махаяне путь А. – это часть пути Бодхисатвы.

АРХЕ(др. греч. начало, принцип) – термин др. греч. философии. В дофилософском употреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка, начало чего-либо в пространственном или временном смысле; 2) начало как причина чего-либо; 3) начало как начальство, власть, главенство. Процесс терминологизации А. как «первоначала» произошел в 1У в. до н.э. и в дальнейшем широко использовался др. греч. философами (Платоном, Аристотелем и др.).

АРХЕЛАЙ, в греческой мифологии сын одного из потомков Геракла Темена. Изгнанный своими братьями из Аргоса, А. пришёл в Ма­кедонию, где правил царь Киссей. Когда враги окружили его царство, он обратился за помощью к А., по­обещав ему в награду за спасение свой город и царство. А. победил врагов Киссея и спас его. Однако, попав под влияние своих советников, Киссей решил не выполнять обеща­ние, а убить А. На пути, по которому А. возвращался, была вырыта яма, её наполнили горячими углями и при­крыли лёгкими ветвями. Предупреж­дённый оракулом об опасности, А. избежал западни и отправился по дороге, которую указала ему коза. Дорога привела А. к месту, где он основал город, названный им Эга («ко­за»). А. считался мифическим предком Александра Ма­кедонского.

АРХЕЛАЙ (начальник, главный) (Мф 2.22)—сын и преемник Ирода Великого, жестокий правитель Иудеи, Идумеи и Самарии. По жалобе иудеев был сослан римским императором в Виенну (Галлия, нынешняя Франция), где и умер. (См. Ирод).

АРХЕОЛОГИЯ– наука, изучающая по памятникам материальной культуры прошлое человеческого общества. Основной способ открытия и изучения археологических памятников – это раскопки. По ископаемым орудиям труда оружия и утвари А. установила существование трех сменявших друг друга периодов (веков) в истории человечества – каменного, бронзового и железного; соответственно особенностям развития техники ввела ряд более дробных подразделений этих периодов (веков) на «эпохи» и «культуры».

АРХЕТИП(греч. arche – начало, typos – образ; первообраз) понятие восходящее к традициям платонизма и неоплатонизма, играющее главную роль в «аналитической психологии» К. Г. Юнга. Под слоем «личностного бессознательного», составляющего основной предмет изучения в классическом психоанализе З. Фрейда, Юнг обнаружил «коллективное бессознательное», трактуемое им как общечеловеческое основание «грибница» душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном Фрейда основную роль играют «комплексы» (комплекс Эдипа, комплекс неполноценности) то структурообразующими элементами коллективного бессознательного, согласно Юнгу, являются А. – универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподобляет их осям кристалла); другое дело архетипические представления (символы), как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы – есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного смысла, уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия, по мысли Юнга, выстраивают «защитную стену» символов, позволяющую сознанию ассимилировать опасную самостоятельную энергию бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов, Юнг усматривает инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагменты древних эзотерических систем.

АРХЕТИПЫ(от греч. arche — начало + typos — образ) — элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы — способ связи образов, переходящих из поколения в поколение.

Говоря об архетипах речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных писаниях (Большая мать, Мудрый старик).

Согласно Юнгу, архетипы представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток.

Архетипы — это врождённая, проявляемая в виде инстинктов, и приобретённая воспитанием и образованием внутренняя суть человека.

Архетипы умнее и первичнее человека. Сложность их неисчерпаема. Согласно теореме Гёделя, вы никогда не познаете их, пока они сами не снизойдут до вас. Они говорят с тем, с кем хотят.

Набор архетипов ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и взаимопонимание людей.

АРХИПП (Кол 4.17; Флм 1.2)—сподвижник ап. Павла; член дома или даже семьи Филимона, может быть его сын.

АРХОНТ –влиятельное должностное лицо в Древнем Риме и в Византийской империи.

АРХОНТЫ (греч. «на­чальники», «правители»), в христи­анских представлениях (особенно у гностиков) духи-мироправители. Мысль о том, что земля до эсхатологи­ческой катастрофы находится во влас­ти могущественных и таинственных, враждебных богу и человеку существ, довольно отчётливо выражена в ка­нонических новозаветных книгах: сатана получает характерное наиме­нование «архонт этого мира» (в тра­диционном переводе — «князь мира сего»); речь идёт о духовной войне верующего на сто­роне Бога «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебес­ных» (Эфес. 6, 12), о бессилии «ангелов», «начал» и «властей» («сил») отлучить христианина от любви божьей (Рим. 8, 38—39; «начала», как и «начальства» в Эфес. В орто­доксальной христианской системе А. безусловно преданы злу, это вполне недвусмысленно бесы, слуги дьявола, как и он сам, они выступают как антагонисты бога-творца. Напротив, в гностических представлениях А. рас­сматриваются, во-первых, как сущест­ва амбивалентные, власть которых хотя и должна быть преодолена «совершенным» гностиком, но нахо­дится с замыслами бога в очень сложных отношениях, и, во-вторых, как творцы материального космоса, а заодно и нравственного закона как системы запретов и заповедей (в этой своей двуединой роли А. у гностиков сливаются с Яхве — богом Ветхого завета). Это особенно явно в той гностической системе, которая рассматривает Ветхий завет как продукт инспирации со стороны семи А. (седьмица — космическое число, ср. также иран. Амеша Спента, христ. архангелы), между которыми поделе­ны как имена и эпитеты библейского единого бога, так и имена ветхоза­ветных пророков (Иао, т. е. Яхве, «говорил» через Самуила, Нафана, Иону и Михея, Саваоф — через Илию, Иоиля и Захарию; верхов­ный среди А.— Иалдаваоф, рас­сматриваемый как отец превзошед­шего его Иисуса Христа,— через Моисея, Иисуса Навина, Амоса и Аввакума и т. д.). У офитов (ранняя гностическая секта) А. имеют отчасти имена архангелов и зооморфное об­личье; у Михаила лик льва, у Сури- ила — быка, у Рафаила — змия, у Гавриила — орла, у Фавфаваофа — медведя, у Ератаофа — пса, у Фарфаваофа или Оноила («ослобог») — осла; между этой семёркой А. стихии и народы поделены по жребию. Верховный отождествляе­мый также с Абраксасом, дух косми­ческого целого, не будучи абсолют­но злым, пребывал, однако, в гре­ховном невежестве относительно су­ществования бесконечно превосходя­щего его абсолютного Бога, за кото­рого принимал самого себя; вывести его из этого заблуждения призван его сын, превосходящий его муд­ростью и благостью. Иногда, как в гностической системе Василида, образ верховного А. раздваивается на «великого А.», царившего от Адама до Моисея, и «второго А.».

Наши рекомендации