Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению
Реферат(от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. Таким образом, реферат — это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.
Написание реферата используется в целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п.
С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда. Подготовка рефератов способствует формированию профессиональной культуры у будущего специалиста, закреплению у него знаний, развитию умения самостоятельно анализировать материал.
Процесс написания реферата включает:
• выбор темы;
• подбор нормативных актов, специальной литературы и иных источников, их изучение;
• составление плана;
• написание текста работы и ее оформление;
Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные взгляды авторов и определяется собственная позиция студента с изложением соответствующих аргументов.
Темы рефератов охватывают основные проблемы курса. Студент при желании может сам предложить ту или иную тему, предварительно согласовав ее с преподавателем.
Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой (прочтение соответствующего раздела учебника, учебного пособия, конспектов лекций). После этого необходимо изучить нормативные акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Однако перечень источников не должен связывать инициативу студента. Он может использовать произведения, самостоятельно подобранные в результате изучения библиографии в библиотеке. Особенно внимательно необходимо следить за новой литературой по избранной проблематике, в том числе за журнальными статьями. В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал. План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.
Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержащего суть проблемы и пути ее решения, и заключения, где формируются выводы, оценки, предложения.
Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, отражающие объект и предмет изучения, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять принятыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста. Рекомендуется включать в реферат схемы и таблицы, если они помогают раскрыть основное содержание проблемы и сокращают объем работы.
Объем реферата — от 5 до 15 машинописных страниц.
На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы, а также ученую степень, звание, фамилию и инициалы научного руководителя.
Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок (внизу страницы, под чертой). Сноска должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или соответствующее положение. Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указанием года издания и номера (или выпуска). При ссылке на газетную статью кроме названия и года издания указывают дату. Оформляя нормативные источники, необходимо указывать полное и точное название нормативного акта, дату его принятия и редакции, а также изменений и дополнений. При этом обязательными являются название, год, номер и статья официального издания, где был опубликован нормативный акт. Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке. Ошибки и описки как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на оценке.
Критерии оценки:
· оценка «отлично» выставляется студенту, если он наберет 6 баллов;
· оценка «хорошо» выставляется студенту, если он наберет от 5 до 4 баллов;
· оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он наберет от 4 до 3 баллов;
· оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он наберет менее 2 баллов.
Реферат оценивается, исходя из нижеприведенных критериев:
Тип задания | Критерий оценки | Описание критерия |
Реферат (до 6 баллов) | Оформление (начисляется от 0 до 1 балла: 0 - неудовлетворительно 0,2 – удовлетворительно 0,4 – посредственно 0,6 - хорошо 1 - отлично) | Текст набран шрифтом Times New Roman, 14, через 1,5 интервала |
Наличие титульного листа | ||
Наличие содержания | ||
Наличие введения с определением цели, задач, обзора литературы по проблеме | ||
Наличие заключения | ||
Наличие списка использованной литературы, оформленной в соответствии с требованиями ГОСТа Использование средств наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) | ||
Обоснование проблемы исследования(начисляется от 0 до 1 балла: 0 - неудовлетворительно 0,2 – удовлетворительно 0,4 – посредственно 0,6 - хорошо 1 - отлично) | Актуальность | |
Формулирование проблемы | ||
Теоретико-методологическое обоснование темы исследования | ||
Научно-категориальный аппарат | ||
Содержание (начисляется от 0 до 4 балла: 0 - неудовлетворительно 0,5 – удовлетворительно 1 – посредственно 2 - хорошо 4 - отлично) | Полнота охвата научной литературы (должны быть использованы монографии, научные статьи, учебные и учебно-методические работы), отражение традиционных и инновационных исследовательских подходов к проблеме | |
Последовательность и логика изложения материала | ||
Обоснованность теоретических выводов | ||
Аналитический характер работы | ||
Дано теоретическое обоснование и анализ передового опыта работы | ||
Отражение авторского мнения по исследуемой проблеме | ||
Индивидуальность подхода |
Составитель ________________________ Н. В. Мацинина
(подпись)
«____»__________________2016 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
Темы презентаций
по дисциплине«Возрастная психология»
(наименование дисциплины)