Вербальные методы, дискуссионная групповая психотерапия
Дискуссионная групповая психотерапия является основной формой психотерапевтических воздействий в Клинике неврозов и проводится ежедневно. В начале занятий активность группы направлена на обсуждение значимых для пациентов тем. Эти темы охватывают супружеские, сексуальные, семейные, профессиональные проблемы и невротические симптомы. На основе темы развивается дискуссия, касающаяся личных переживаний, позиций или взглядов пациентов, а также конфронтации, связанных с различиями во мнениях членов группы.
Постепенно на основе литературы и собственного опыта в клинике неврозов возрастала интенсивность работы в группе путем перехода на биографическую ориентацию, что вытекало также из собственной потребности пациентов — познания жизни в целом,
7 Зат<* :! 1244 193
как основы для более широкой дискуссии об участниках группы. Это привело к созданию атмосферы большей эмпатии и пониманию проблем пациента, способствовало повышению сплоченности группы.
Расширение объема информации и большой эмоциональный заряд сформировали потребность выражения и отреагирования эмоций в различных формах, обогатили область переживаний. Это было особенно важно для лиц заторможенных, с трудностями в выражении своих мыслей; поэтому в дискуссионную психотерапию были включены психодраматические техники.
Знания, касающиеся динамики групп, позволили учитывать механизмы, управляющие группой, и использовать взаимодействия и все происходящее с пациентом в группе в клинике как материал для познания функционирования пациента в различных общественных и семейных структурах.
Представляется излишним повторение информации, приводимой ленинградскими психотерапевтами, и известных в общем форм работы дискуссионной группы. Поэтому для ознакомления с нашими формами приводим пример с лечившимся в клинике пациентом с невротическими нарушениями. Этот пример позволит проследить психотерапевтический процесс одного пациента с точки зрения дискуссионной групповой психотерапии.
Пациент К. М., 32 лет, женат, имеет 1 ребенка, образова-' ние — незаконченное среднее, профессия — механик. Направлен с диагнозом: невроз с ипохондрическим и фобическим синдромами.
Первые симптомы появились 5 лет тому назад после рождения сына, которое вызвало увеличение круга домашних обязанностей и необходимость дополнительного заработка. Жена не одобряла непрактичности пациента, заставляла добиваться более высокого положения на производстве и требовала помощи в домашних делах. Последний период пациент провел в постели, убежденный в своей тяжкой соматической болезни, с концентрацией внимания на себя. Месяц находился в клинике внутренних болезней, где вначале рассматривался как пациент с предынфарктным состоянием, затем в связи с негативными результатами исследований его признали «здоровым». Больному сообщили, что его симптомы не опасны для жизни, и он был выписан на работу. Много раз получал освобождение от работы, чувствовал слабость, переживал чувство вины из-за того, что не выполняет требования начальников. На первом этапе психотерапии (адаптация, самораскрытие, вхождение в группу и принятие форм лечения) подробно описал свои недомогания, проявил отсутствие доверия к врачам и клинике, сообщил, что цель его поступления — подробное обследование и выявление органической природы заболевания. В подавленном настроении производил впечатление мало заинтересованного тем, что происходит в группе.
Согласно с принятой нормой группы участвовал в сцене разговора со значимым лицом на важную тему. Это был разговор с женой, которая хотела, чтобы он занялся ребенком, так как она должна поехать к матери. Группа видела, как он оправдывается болезнью, считает поездку жены ненужной. Обсуждение сценки ограничилось взаимоотношениями пациент — жена, воспринятыми как сигнал наличия конфликтной ситуации в семье, с пониманием симптомов пациента и сходства данной ситуации с таковыми у других членов группы.
На последующих занятиях пациент по-прежнему был малоактивен, просил слова, чтобы выразить свои сомнения в методах лечения, отмечал плохое самочувствие или усиление симптомов. После попыток включить его в дискуссию о других участниках и очередных объяснений группа предоставила пациенту свободу поведения, что выразилось в разрешении участвовать только в программных занятиях. В последующем наблюдались некоторые особенности его отношений с группой: охотней встречался и сидел с мужчинами, критически высказывался о женщинах, во время дискуссии дело доходило до столкновений между пациентом и женщинами, которых он идентифицировал с женой. Пациент активно включался в обсуждение супружеской проблематики, подчеркивал значительную роль и престиж мужчины, начал свободно выражать свое мнение.
На втором этапе (инсайт и работа над биографией) стал активнее, включался в дискуссию, проявлял увлеченность, часто выражал непрямую агрессию, был зависимым и уступчивым по отношению к лицам с высоким положением в группе, демонстрировал критическое отношение к женщинам. Обращался к трудным переживаниям, связанным с различными угрожающими ситуациями. Рассказывая биографию выделял факты, связанные с ощущением обиды со стороны родителей, чрезмерными усилиями для получения того, чего другие добиваются «легкими способами», внешностью и дипломатией. Группа видела его конфликтные проблемы в чрезмерной потребности признания и одобрения, чувств и заботы со стороны жены, в трудности выполнения роли отца и новых обязанностей, ощущения сниженной оценки в роли мужчины. Причины этого коренились в неудачном браке родителей и постоянной угрозе ухода из семьи отца, материальных трудностях, ощущении недостаточной привлекательности как мужчины и отсут ствии исполнения профессиональных планов. Проблемы семейные и супружеские, а также невротическая декомпенсация сочетались с ятрогенными факторами и противоречивой позицией врачей отно сительно пациента.
Материалы для работы над проблематикой пациента группа собирала различными способами: биография, дополненная разыгранными сценками, поведение во время различных форм психотерапии, в том числе невербальных, поведение в отделении, тип контактов с окружением, способ выполнения различных, функций, участие в терапии занятостью, выполнение обязанностей, позиция в терапевтическом сообществе, в организации свободного времени. Группа обращала внимание на поведение пациента в палате; умение сосуществовать с другими, считаться с их потребностями; на проявления чувства товарищества и т. п. Вся эта информация позволила углубить знания о пациенте и лучше понять особенности его функционирования в жизни.
В этот период пациент переживал кризис, который проявился в усилении симптомов, повышении раздражительности. В течение
7* 195
дня пациент лежал в постели, объясняя это симптомами, являющимися для него проявлением недостаточности кровообращения.
Поведение пациента в отделении обсуждалось в группе и были выдвинуты предложения об изменении им некоторых форм поведения, например, после обсуждения взаимосвязи между усилением симптомов и пережитой дискуссией о его биографии проявление эмоциональной поддержки и понимания поощрило пациента к преодолению «бегства в постель», включению в организацию терапевтического клуба. Пациент убедился также в целесообразности иного поведения во время отпуска домой в субботу и воскресенье и обсуждения с женой невысказанных обид; предпринята попытка разыгрывания такого разговора во время психодрамы в качестве первых шагов к преодолению сопротивления в действительной ситуации. Одновременно пациент был включен в поведенческую группу с отработанной программой тренинга, заключающегося в совершении физических усилий, релаксации с десенсибилизацией, преодолении реакций страха, связанных с постоянным контролем функционирования своего тела (ритм сердечных сокращений, частота дыхания, давление в грудной клетке, потливость). На третьем этапе (совершение действий, новое поведение, проблемная активность) пациент принял роль «первого ученика». Это повысило его самооценку, положение в группе, он сам стал источником информации и авторитетом для новых членов группы, ссылаясь на свой опыт в группе Пациент изменил свое отношение к женщинам.
Пациент по-прежнему участвовал в поведенческой группе, в которой большое значение придавал тренингу. Несмотря на неоднократные обсуждения, у него остались некоторые сомнения в чисто невротическом характере заболевания, хотя он и придавал большое значение мнению психотерапевта. Проблемы изменения места работы и профессии стали менее существенными после того, как он получил одобрение своих качеств как работника: добросовестный, дружески настроенный, умеющий работать с коллективом.