Уровни анализа делового общения

Макроуровень: общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени...).

Мезоуровень: общение как сменяющаяся совокупность контактов, в которых выделяются содержательные компоненты ситуации общения – «по поводу чего», «с какой целью», «вокруг какой темы», «какой предмет общения», «какова динамика общения»», «какие вербальные и невербальные средства используются», «каковы этапы общения».

Микроуровень; общение как элементарные единицы общения («вопрос – ответ», «побуждение к действию – действие», «сообщение информации – отношение к ней»…).

Стили общения

Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, когда взаимодействие происходит между различными группами, манипулятивный – деловыми, а гуманистический – межличностными, когда партнеры по общению воспринимают друг друга прежде всего как личности.

Ритуальный стиль делового общения – это такой стиль общения, при котором Партнёр воспринимается как необходимый атрибут делового общения, в котором значимы его социальные, профессиональные и личностные роли. Например, ритуал защиты диссертации; мы много раз здороваемся и раскланиваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в родном учреждении, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем их: "Как дела?", знаем, что "нормально", говорим о погоде, ругаем общественный транспорт, который плохо ходит, рассказываем и выслушиваем анекдоты, смеемся, и все это происходит совершенно нас не затрагивая.

Ритуальное общение – это чисто социальное общение, из которого по правилам игры изгоняются все психологические, то есть индивидуальные личностные черты, где они не важны, не нужны, даже мешают, где главное – достижение слияния с социумом, выражение себя как члена общества и поддержание этого единства с ним.

Манипулятивный стиль делового общения – это такой стиль общения, при котором к партнеру относятся, как к средству достижения внешних по отношению к нему целей.

Например, по сути, любое обучение, убеждение, управление всегда включает в себя манипулятивное общение.

Здесь наиболее существенным является то, что манипулятивный стиль предполагает восприятие любой ситуации как целевой, а соответствующую трактовку действий партнера – как тактику, стратегию, способ достижения его, партнера, целей.

Человек может относиться к нему как к необходимому инструменту, которым надо уметь владеть, чтобы достигать своих целей; может относиться как к неизбежному злу, с которым надо уметь обращаться; или как к единственному реально отражающему природу людей общению.

Гуманистический стиль делового общения- это такой стиль общения, при котором партнёрвоспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества.

Например, ситуации гуманистического общения всем известны – это интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение, а иногда просто разговор в купе поезда дальнего следования.

Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, как в ритуальном, не изменение партнера, как в манипулятивном, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.

Однако в гуманистическом общении больше, чем в других стилях общения, видна зависимость от индивидуальности. Именно в этом смысле можно говорить, что гуманистическое общение – самое психологическое из описываемых здесь стилей общения. Гуманистическое общение внутренне конгруэнтных партнеров можно назвать терапевтическим общением, которое приближает человека к большому психическому здоровью, уравновешенности, открытости, энергичности и цельности.

Базис этого общения - сопереживание, активное слушание, интимный момент.

Социально-психологические методы управления деловым общением: заражение, подражание, внушение, убеждение, принуждение.

Заражение -процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому(процесс бессознательный и стихийный).

Убеждение (интеллектуальное воздействие) - интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к её собственному критическому суждению).

Подражание (копирование) - копирование чужих движений, действий, манеры говорить, осознанное воспроизведение личностью демонстрируемого поведения.

Принуждение -стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждению (в основе этого процесса лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями).

Внушение (суггестия) -воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определённого состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности.

Наши рекомендации