Практики, занимающие срединную позицию
Иногда возникает соблазн отнести различия, о которых мы говорили, как нечто, имеющее отношение лишь к темпераменту, языку, теоретической напыщенности или имперскому высокомерию. Ошибочно было бы отделять явно "технический" подход от творческого или диалектического отношения к анализу. Преимущество владения аналитической техникой состоит в том, что такие обоюдные взаимоотношения между пациентом и аналитиком могут стать более глубокими. Тем не менее, контрасты между КСС и ДВ слишком резки, чтобы с легкостью делать заключение о том, что все постъюнгианцы пытаются достичь одних и rex же целей при анализе. Это можно проверить, исследуя возможность срединной позиции, которая сочетает классическую-синтетическую-символическую идеологию с идеологией диалектики взаимодействия.
Я предлагаю рассмотреть взгляды двух потенциально срединных аналитических психологов. Во-первых, попытки Давидсон в 1966 г. соединить идеи Юнга об активном воображении с анализом переноса, относящимся к ее ДВ методу. Во-вторых, подход Шварца-Саланта к лечению нарциссического нарушения личности, при котором он видоизменяет традицию КСС, которую он преподавал, и вводит в нее анализ взаимодействия переноса-контрпереноса (1982).
Идея Дэвидсон состояла в том, что перенос можно рассматривать как воображаемый диалог между пациентом и фигурой явно внешнего аналитика, но во многом происходящей из внутреннего мира пациента. В этом отношении здесь есть непосредственное сходство с диалогом активного воображения между эго пациента и его бессознательным содержанием. При анализе, согласно Дэвидсон, аналитик может функционировать для пациента так же, как эго пациента функционирует в активном воображении, позволяя бессознательному материалу пациента "пробиться". Тогда перенос-контрперенос понимается в этом смысле, как активное воображение.
Для многих Классических Юнгианцев и сторонников КСС эти идеи были анафемой, поскольку они явно противоречат общему отношению к активному воображению. Например, фон Франц (личная беседа, 1977) говорила мне, что никогда не следует использовать активное воображение по отношению к живому человеку, и уж конечно, к своему аналитику или пациенту. Тем не менее, если мы внимательно рассмотрим авторитетное заключение Вивера о том, что подразумевается под активным воображением (1964), мы увидим, что идея Дэвидсон оправдана.
Вивер полагал, что первая ступень активного воображения состоит в том, что эго обращает внимание на психические фрагменты и образы. Эго может инициировать фантазию и кроме того быть сознательным регистратором этой фантазии. Фантазия может быть расширена с помощью участия и вмешательства эго. Чем больше вовлечение в драму, тем больше участие эго. Но есть области, в которых эго может участвовать, но не понимать.
Наконец, и самое главное: решающее значение имеет тот факт, что эго испытывает "значимое участие", скорее чем "форму", в которой выражено это участие" (там же, с. 17-18).
Возвращаясь к Дэвидсон, мы видим, что именно аналитик воплощает наблюдающее эго в исходной схеме активного воображения у Юнга. Аналитик, воплощая образы переноса пациента, входит во внутреннюю драму пациента, но сохраняет собственные границы, точно так же как это делает эго, участвуя в более обычном типе активного воображения.
Шварц-Салант, второй потенциально срединный аналитик, пишет о пациентах, которые отрезаны, которым не хватает реальной любви к себе, у которых мало эмпатии и которые эмоционально функционируют слишком конкретно, несмотря на то, что у них явно успешно проходит социальная адаптация. Таким пациентам с нарциссистическими нарушениями требуются долгие и болезненные периоды прежде чем может начаться то, что обычно считают аналитической работой. Аналитик пытается создать теплое и эмпатическое окружение, в котором может развиться доверие. Шварц-Салант пишет о том, что он пытался преобразовать архетипическую реальность, в которой нарцисси-ческий пациент, отрезанный от человеческих контактов, попадает в "личную историческую жизнь таким образом, что у него остается некоторая степень связанности с архетипическими корнями" (1982, с. 25). Для того, чтобы достичь этих целей, он воздерживается от своей обычной техники анализа.
Для нашей цели мы должны сосредоточиться несколько более подробно на том, что Шварц-Салант говорит о методике КСС по отношению к лечению нарциссических нарушений. Он утверждает:
"В клинической картине, особенно на ранних стадиях трансформации, преобладает особая природа процесса переноса-контрпереноса. Следовательно, неспособность связаться с нарциссическим типом через понимание этого процесса и особенно объективной природы контрпереноса в результате дает невозможность сосредоточить процесс лечения" (там же, с. 25).
Это означает, что приходится избегать работы с амплификацией и, самое главное, не использовать модель взаимности и равенства, которую предлагал Юнг, поскольку:
"встреча двух людей, дающая возможность проявиться бессознательному, часто бывает необходима, когда взаимодействующие люди способны на более или менее равное участие. Но при нарциссических нарушениях это совсем не так, и ситуация часто бывает затемнена кажущимся авторитетом пациента" (там же).
Два важных момента в том, что говорил Шварц-Салант, следующие: сосредоточенность на переносе-контрпереносе, не амплификации, и приостановка действия модели взаимности/равенства. Означает ли это, что Шварц-Салант стал сторонником ДВ?
Шварц-Салант описывает нарциссизм как нарушение самости и как попытку функционировать по-новому. Например, различные черты такой архетипическои фигуры как Меркурий (или Гермес) предполагают и негативные, и позитивные аспекты нарциссизм и его связь с творчеством (там же, с. 36-37). Меркурий, по Юнгу, воплощает целый ряд психических ролей, начиная от мошенника, вора, обманщика и насильника, и кончая вестником Богов и, следовательно, проводником душ. Гермес дает как архетипическую основу нарциссического нарушения, так и позитивную коннотацию для нее. Шварц-Салант недооценивает мысль Юнга о том, что самость хочет прожить "свой жизненный эксперимент", а если этого не происходит, самость проявляется негативно; это и есть то, что происходит при нарциссизме.
Но в отличие от представителей ДВ, писавших о нарциссизме, таких как Аедерманн (1979, 1981, 1982), Шварц-Салант дает историческую, культурную перспективу нарциссизма, поскольку это "расширяет явно близорукий взгляд, который могут дать клинические подходы" (1982, с. 105). Это приводит Шварца-Саланта к утверждению о том, что непременно есть позитивный, духовный аспект и в этиологии нарциссического нарушения, и в его лечении.
Означают ли эти утверждения, что Шварц-Салант все же сторонник КСС? Или, говоря о его работе в целом, является ли он сторонником срединной позиции? Если мы сравним его работу с работой Аедерманна, мы увидим, что они оба считают эм-патию жизненно необходимым элементом лечения и чем-то, чего не хватало пациенту в его реальном детстве. Различие состоит в том, что несмотря на то, что оба практика постулируют стадию "пре-анализа", в методологии лечения Аедерманна есть радиякальное переключение в момент завершения первой стадии анализа, когда в пациенте оставляется жизнеспособное эго, с которым предстоит работать (Ledermann, 1982, с. 311). Несмотря на то, что Ледерманн утверждает, что тогда может начаться обычная аналитическая работа по интерпретации, это менее резкое разграничение, чем то, что проводит Шварц-Салант между первой стадией анализа и второй стадией. Тогда феноменология самости с ее творческой саморегулирующей функцией понимается через обычной подход КСС, с помощью символизма мифологии.
Я уверен, что Шварц-Салант не рассматривает анализ как процесс, при котором с инфантильным "материалом" вначале "работают" с помощью "переноса" прежде чем достигается подлинный архетип по Мак-Кой. Но создается впечатление более четкой последовательности стиля в работе аналитиков Школы Развития, явно приверженных ДВ, таких как Ледерманн. Возможно, такие постъюнгианцы как Шварц-Салант (и Дэвидсон) неизбежно более противоречивы, чем практики, занимающие более крайние позиции. И, возможно, в этом их сила, способность к гибкости и к работе с большим, чем обычно, числом пациентов.
Я упоминал, что Шварц-Салант вновь обращается к амплификации с использованием мифологического материала, когда пациент готов к этому. Вопрос релевантности мифа для нашего понимания младенчества и детства — интересный вопрос — Эдипов комплекс, проблема Нарцисса; что мы подразумеваем, когда вспоминаем эти мифы?
Я не думаю, что какие-нибудь аналитические психологи до сих пор утверждают, что миф вскрывает то, как функционирует сознание ребенка (т.е. у детей сознание не переполнено мифологическим материалом). В настоящее время акцент делается на мифе как на метафорическом выражении чего-то, имеющего отношение к типическим моделям эмоционального поведения в течение всей жизни. Мы знаем, что изучение "типических" моделей трудно, поскольку наблюдатель также погружен в то, что он изучает; миф дает возможность отойти от субъективности, взглянуть на переживания со стороны и отказаться от слишком жестких понятий. И в то же время миф может быть высшей точкой в эмоциональном переживании. Вот почему я постоянно приравниваю изучение мифов и эмпирическое наблюдение поведения младенца и матери. И то, и другое может быть обозначено как "объективное" действие, которое предполагает эмоциональную деятельность.
Можно сказать, что когда миф рождается в сознании, это избавляет нас от слишком буквального подхода (который Шварц-Салант называет "клинической близорукостью" и связывает нас с миром воображения. Опасность состоит в том, что, как пишет Гигерих о работе Нойманна, мифы также можно воспринимать слишком буквально и конкретно, тем самым "делая воображаемое буквальным" (Giegerich, 1975, с. 128).
Если мы соединим эти размышления с нашим рассмотрением срединной позиции, мне кажется, мы увидим, что таковой не существует, и что у некоторых аналитических психологов в результате работы возникает желание перекинуть мостик через разделение, которое возникло между классическим-символическим-синтетическим подходом и подходом с точки зрения диалектики взаимодействия.