Первый вопрос. Задачи и виды действий ротной тактической группы в стабилизационных действиях, понятие района ответственности.

Стабилизационные действия - совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени действий и мероприятий, проводимых подразделениями, частями, ИВФ по единым замыслом и планом для стабилизации обстановки, недопущения восстановления вооруженных столкновений, диверсий и террористических актов и т.д. в определенном секторе ответственности.

Стабилизационные действия могут проводиться в ходе операции группировки Объединенных сил быстрого реагирования (далее - ОСШР) между операциями и в постконфликтный период.

Ротный тактическая группа (РТГр) во время участия в стабилизационных действиях может выполнять такие задачи, в ходе операции ОСШР:

- Усиливать охрану и осуществлять прикрытие определенного участка государственной границы и выполнять меры правового режима чрезвычайного положения;

- Проводить изоляцию кризисного района на определенном участке;

- Участвовать в пресечении нарушений государственной границы в воздухе, на суше и на море;

- Участвовать в составе бригады (полка) или самостоятельно проводить мероприятия по противодействию диверсионно-разведывательным силам (далее - ДРС) противника, НЗФ, террористическим группам, которые пытаются действовать через государственную границу;

- Осуществлять усиления охраны определенных важных объектов и коммуникаций.

Кроме этого, в ходе оборонительной (контрнаступальнои) операции между операциями и в постконфликтный период:

- Осуществлять прикрытие определенного участка государственной границы;

- Участвовать в прекращении возможных провокаций на государственной границе и в приграничных районах;

- Проводить поиск и уничтожение остатков ДРС, НЗФ, террористических групп в составе бригады или самостоятельно;

- Участвовать в ликвидации последствий применения противником средств поражения;

- Осуществлять меры правового режима военного положения;

- Участвовать в осуществлении мер по возвращению населения к местам проживания;

- Предоставлять пострадавшим гуманитарную помощь.

Способы действий РТГр во время участия в стабилизационных действиях зависят от обстановки и характера задач и заключаются в выполнении таких действий и мероприятий:

· п ид время усиления охраны и прикрытия участков государственной границы, важных объектов и коммуникаций, выполнение режимно-ограничительных мероприятий - демонстрационные, оборонительные, охранные, сторожевые и патрульные действия;

· п ид время проведения мероприятий по противодействию ДРС противника, НЗФ, террористическим группам, которые пытаются действовать через государственную границу, - оборонительные, охранные, сторожевые, разведывательно-поисковые, поисково-ударные, изоляционные действия;

· п ид время недопущения нападений на базовые лагеря, диверсий на объектах инфраструктуры, охраны и сопровождения грузов, высокопоставленных лиц - оборонительные, охранные, сторожевые и патрульные действия;

· п ид время оказания помощи населению в ликвидации последствий диверсий, террористических актов, ЧС техногенного, природного характера и вызванных применением противником средств поражения - изоляционные, охранные, сторожевые и патрульные действия;

· п ид время поддержания мира, законности и правопорядка, возлагавшихся на военное командование, - мероприятия и действия для обеспечения постепенного уменьшения роли и значимости военного присутствия.

Во всех случаях определен с этой целью РТГр действует в тесном взаимодействии с органами, воинскими частями и подразделениями ИВФ.

РТГр во время выполнения задач стабилизационных действий имеют следующие основные особенности:

- Ограничение (запрет) на применение средств поражения и способов и районов действий;

- Совместное выполнение задач по ИВФ, местными органами власти;

- Наличие непосредственного контакта и постоянной информационно-психологического противодействия враждебно настроенных политических партий, движений и определенных слоев населения;

- Необходимость избежания потерь мирного населения и вывода из строя объектов инфраструктуры;

- Сочетание демонстрационных действий, действий против ДРС и НЗФ, гуманитарных акций и действий по обеспечению функционирования государственных учреждений, коммуникаций, экономики, жизнедеятельности населения;

- Необходимость одновременного выполнения нескольких различных по характеру задач в различных районах;

- Возможность автономности действий подразделений.

РТГр определяются районы ответственности и места расположения базового лагеря, это район где РТГр располагается и выполняет поставленные на нее задачи.

Огневое поражение противника в ходе ведения РТГр стабилизационных действий осуществляется в соответствии с определенными форм действий:

- При ведении оборонительных (охранных, сторожевых, изоляционных) действий - по принципам оборонительного боя;

- При ведении разведывательно-поисковых, поисково-ударных и патрульных действий - как в наступательном бою.

Огневое поражение при любых действий будет ограниченный характер и осуществляться выборочно-объектовым методом с учетом установленных запретов и требований гуманитарного права, обеспечения безопасности мирного населения и сохранения объектов инфраструктуры.

Управление подразделениями РТГр при проведении изоляционных, охранных, оборонных, сторожевых, разведывательно-поисковых, поисково-ударных и патрульных действий командир РТГр осуществляет со своего командно-наблюдательного пункта с использованием штатных средств управления.

Командно-наблюдательный пункт командира РТГр, в зависимости от условий обстановки и характера задач, выполняемых может быть расположен в базовом районе, на территории или быть подвижным (мобильным) на базе штатных командно-штабных машин.

Общий порядок работы командира РТГр по подготовке действий во время участия в стабилизационных действиях существенно не отличается от подготовки общевойскового боя в обычных условиях, но имеет некоторые особенности.

Подготовка стабилизационных действий осуществляется с учетом социально-политических условий района конфликта, уровня угрозы вторжения иностранных войск на территорию государства, наличия, количества и качества НЗФ, ограничений (запретов) по применению оружия и техники, особенно средств поражения, отношение населения к войскам, его национальных и религиозных традиций.

При принятии решения командиру батальона (роты) нужно учитывать особенности боевой задачи, обстановки и осознать:

· п ид время выяснения полученного задания - в каком правовом режиме, во взаимодействии с которыми войсками и органами местной власти необходимо будет выполнять поставленную задачу; ограничения на применение оружия, боеприпасов и других средств борьбы;

· п ид оценке противника - на каких направлениях, в каких районах и когда возможно появление НЗФ; возможные районы (места) проведения провокаций, состав участников и возможный размах действий, источники и пути поставок им оружия, боеприпасов и других материальных средств;

· п ид оценке своих подразделений и соседей - состояние, положение, укомплектованность подразделений батальона (роты), состояние боевой готовности и морально-психологическое состояние личного состава, его обучаемость к действиям в специфических условиях; какие силы и средства территориальной обороны местных органов власти, на каком правовом п идстави и в каком объеме обеспечивают выполнение поставленной задачи; состав и состояние военно х частей, подразделений ИВФ, характер выполняемых ними задач, порядок поддержания связии взаимодействия с ними;

· п ид оценке района действий - общественно-политическую и криминогенную обстановку в районе ответственности; национальный состав местного населения и его отношение к войскам, наличие сепаратистских, националистических и других партий и движений; возможности местной промышленной базы, трудовых и других ресурсов, которые могут быть использованы в условиях правового режима военногосостояния в интересах выполнения поставленных задач.

Замысел на действия РТГр в стабилизационных действиях определяется командиром на основании выводов из анализа боевого задания и оценки обстановки и в зависимости от полученного задания и проведенных штабом расчетов.

В замысле на участие РТГр в проведении стабилизационных действий в ходе операции ОСШР определяются:

- Цель действий;

- Задача, районы и объекты, на которых сосредотачиваются основные усилия;

- Способы действий по стабилизации обстановки, недопущения восстановления вооруженных столкновений, диверсий и террористических актов, порядок огневого поражения и задачи по введению противника в заблуждение;

- Районы ответственности взводов, места расположения базовых лагерей; порядок выдвижения и развертывания подразделений РТГр в кризисном районе, способы выполнения задач и ротации подразделений.

Кроме того, в замысле дополнительно могут определяться:

- Перечень объектов, не подлежащих поражению за экологической опасности имеют историческую и культурную ценность;

- Рубежи, за которые не могут продвигаться подразделения РТГр, и районы, в которых запрещается вести боевые действия;

- Ограничение (запрет) по применению определенных видов оружия и техники;

- Мероприятия по обеспечению безопасности населения в районе конфликта;

- Порядок предоставления гуманитарной помощи и эвакуации населения и другие обстоятельства.

Содержание мероприятий рекогносцировки такой же, как и содержание мероприятий, проводимых во время уточнения решения на местности при подготовке других видов действий. Рекогносцировка должна проводиться непосредственно на местности скрыто в интересах выполнения важнейшей задачи.

Усиления охраны государственной границы, недопущения его массового перехода с территории сопредельного государства, неконтролируемого распространения контрабанды оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, средств террора, проникновение через государственную границу ДРС противника, НЗФ и террористических групп на определенном участке осуществляется подразделениями РТГр в тесном взаимодействии с подразделениями ДПС Украина. При этом участок усиления охраны государственной границы РТГр должна примерно совпадать с участком ответственности пограничной комендатуры (отдела) или пограничной заставы соответственно.

Выполнение указанной задачи достигается путем усиления охраны государственной границы ведением усиленной разведки, наблюдательных, сторожевых, патрульных действий на определенных участках (объектах, рубежах), устройством огневых засад непосредственно на государственной границе и в приграничной полосе, усиление пограничного режима в пунктах пропуска и на территории контролируемых пограничных районов совместно с органами ГНС Украины, МВД Украины и СБУ, блокирование наиболее важных направлений возможного нарушения государственной границы, проведения специальных мероприятий по уничтожению ДРС противника и НЗФ в пограничной полосе.

Прикрытия государственной границы предусматривает построение боевого порядка непосредственно в пограничной полосе и осуществляется оборонительными действиями, с оборудованием батальонных районов обороны, опорных пунктов рот и взводов с устройством минно-взрывных заграждений во взаимодействии с органами и подразделениями ГНС Украины непосредственно на государственной границе и в пограничных контролируемых районах . Прикрытия государственной границы осуществляется по обычным положениями оборонительного боя механизированных подразделений.

Недопущения проникновения на территорию государства ДРС противника и НЗФ и прекращение их деятельности достигается проведением силами подразделений РТГр охранных, сторожевых, изоляционных действий во взаимодействии с органами и подразделениями ГНС Украины, МВД Украины и СБУ. При этом боевой порядок должен определяться особенностью выполнения задач и условиями местности.

Поиск и уничтожение ДРС противника и НЗФ может осуществляться силами РТГр во взаимодействии или оперативным подчинением военным частям (подразделениям) ВВ МВД Украины ведением разведывательно-поисковых и поисково-ударных действий, осуществляемых поэтапно:

· блокирование выявленных НЗФ в определенном районе, изоляция определенного района;

· проч исування определенных участков местности из одного или нескольких направлений в сторону выставленных залогов и блокпостов;выявление базовых лагерей и отдельных групп из числа членов НЗФ, их окружения;

· ведения переговоров о прекращении сопротивления и сложении оружия, а в случае отказа - огневое поражение отдельных объектов и групп НЗФ, уничтожения их огнем механизированных п идроздилив, расчленение района их действий по отдельным секторам;

· проведения специальных действий органов и сил ГНС Украины, СБУ и МВД Украины с привлечением п идроздилив специального назначения ВС по разоружению НЗФ и проведения фильтрационных мероприятий.

При осуществлении охраны и обороны важных объектов организуется система огневого поражения, ПВО и заграждений, осуществляется инженерное оборудование объектов и подступов к ним. На вероятных направлениях нападения ДРС противника и НЗФ могут выставляться сторожевые заставы или обустраиваться опорные пункты.

РТГр могут усиливать охрану (осуществлять оборону) важного объекта совместно с подразделениями Внутренних войск МВД Украины. В зависимости от подчинения объекта и решения старшего начальника подразделения РТГр могут быть временно переданы в оперативное подчинение командира воинской части ВВ МВД Украины или подразделения воинской части ВВ МВД Украины могут быть переданы во временное оперативное подчинение командира РТГр. При этом при организации охраны и обороны объекта общевойсковой командир обязан принять от командира подразделения ВВ, осуществлял охрану объекта, разведывательные данные, разобраться в существующей системе охраны и инженерного оборудования позиций охраны, организовать совместное усиления охраны, систему огня и заграждений.

Подступы к объекту оборудуются взрывными и невзрывчатыми инженерными заграждениями. Разрабатываются схема огня, карточки огня для отдельных огневых средств, схемы (карты) минных полей и инженерных заграждений.

По согласованию с органами СБУ организуется контрразведывательное обеспечение объекта. Боевой порядок РТГр в этом случае должен включать:

- Основные силы охраны, распределяются по очередными изменениями;

- Подразделение усиления охраны;

- Противодесантной резерв;

- Мобильный огневой резерв и другие элементы боевого порядка в случае необходимости.

Если РТГр предназначается для усиления аэродромов и позиционных районов подразделений ПВО, то подразделения РТГр разворачиваются на подступах к аэродрому (позиций) на расстоянии, гарантирует безопасность при ведении огня. На подступах к аэродрому организуется разведка, готовится круговая оборона.

На угрожаемых направлениях наращивается плотность минно-взрывных и других заграждений.

В случае внезапного нападения противника на охраняемый объект, очередная смена охраны (стоит), а также подразделения, находящиеся вблизи объекта, отражают нападение огнем всех средств с целью недопущения проникновения противника к объекту. Нападение противника на объект отражают решительными действиями по принципам общевойскового оборонительного боя.

Обнаруженные десанты и диверсионно-разведывательные группы противника на подступах к объекту блокируются, сковываются огнем подразделений охраны, а в дальнейшем уничтожаются силами отрядов противодесантной резерва и огнем мобильных огневых резервов. При благоприятных условиях обстановки по решению командира РТГр силами резервов в пределах территории, прилегающей к объекту, который охраняется, могут проводиться короткие контратаки с целью разгрома противника, напавшего на объект, и захват его живой силы в плен.

Поддержание мира, законности и правопорядка, полагаются на военное командование, обеспечения (восстановление) надежного функционирования местных органов власти осуществляется путем участия подразделений РТГр совместно с органами МВД Украины в охранных действиях, оборудовании районов (мест) расположения ПУ органов власти и объектов жизнеобеспечения , противодействия диверсиям и террористическим актам, сопровождении и охране во время передвижения с предоставлением транспортных средств и средств связи, содействии в проведении мероприятий обеспечения жизнедеятельности.

Во время поддержания правового режима в регионах, где ведется вооруженная борьба или действует правовой режим военного положения, подразделения РТГр могут вместе с органами и подразделениями ИВФ участвовать в таких мероприятиях:

- Установление и поддержание комендантского часа;

- Контроль за режимом светомаскировки;

- Изъятие у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан радиопередающего оборудования, телевизионной, видео- и аудиоаппаратуры, компьютеров и технических средств связи;

- Запрет торговли оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами;

- Изъятие у граждан огнестрельного, холодного оружия и боеприпасов, а у предприятий, учреждений и организаций - также учебной и боевой техники, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, сильнодействующих химических и ядовитых веществ;

- Установление для физических и юридических лиц военно-квартирной повинности с расквартирования военнослужащих и размещения воинских частей, подразделений и учреждений;

- Установление порядка использования хранилищ, сооружений и других объектов для защиты населения и нужд обороны и другие меры, предусмотренные законодательством Украины об особом правовом режиме в кризисных районах (районах боевых действий).

Наши рекомендации