Quot;NONCLASSIC" PSYCHOLOGY OF A. N. LEONTIEV AND HIS SCIENTIFIC SCHOOL 6 страница
Что касается психофизиологической природы ЭС, то неоднократно установленная его положительная связь с эмпатией, эмоциональностью по Изарду и другими психологическими характеристиками, свойственными представителям художественного типа личности, склоняет считать ЭС природным конституционным свойством человека, хотя и подверженным в определенной степени воспитательным воздействиям окружающей среды и профессиональной деятельности. В работе Е.П. Гусевой [16] на обширном контингенте лиц музыкальных профессий выявлены статистически достоверные корреляционные связи ЭС с выраженностью личностных качеств по тесту Кеттела, отражающих эмоциональность и художественность натуры человека, общительность, импульсивность, артистичность, а также мечтательность, склонность к фантазированию, богатство воображения,
стр. 60
свойственное творчески одаренным людям, наивность, естественность и другие черты, характерные для художественного типа личности, в частности связь ЭС с более высокой лабильностью нервной системы по показателю вызванных потенциалов. Природная предрасположенность к большей или меньшей эмоциональной импрессивности (ЭС) определяется степенью развитости эмоциогенных структур мозга [3,58], в частности функций правого полушария [65]. Этими же факторами определяется и принадлежность музыканта к художественному или мыслительному (рационалистическому) типу творчества. Неоднократно показано, что принадлежность человека к музыкальной профессии еще не означает принадлежности его к художественному типу личности, так как среди представителей художественных профессий, включая известных музыкантов, есть значительная часть тяготеющих по комплексу показателей скорее к мыслительному (рационалистическому), чем к художественному типу [11, 32,49, 59].
Среди музыкантов-рационалистов - "мыслителей" в музыке, бывают и довольно известные личности, нередко осознающие свои творческие трудности. Пушкинский Сальери (реальная историческая личность, музыкант-ремесленник, "усильным напряженным постоянством ... перстам придавший послушную сухую беглость и верность уху, звуки умертвив ... достигший "глухой славы"". - Курсив мой. - В.М.) давно стал образом нарицательным как символ голого рационализма в музыке, профессиональной посредственности, зависти и нетерпимости по отношению к несвойственной ему вдохновенной творческой одаренности. Образ жив. И не потому ли, что унылый рационализм в разных формах и жанрах всегда был и сегодня достаточно широко распространен, и не только в музыкальном искусстве. Рационалистический склад музыкального мышления удачно охарактеризовал Лейбниц: "Музыка есть бессознательное упражнение ума в математике", имея в виду музыкальные созвучия, находящиеся в определенных соотношениях друг с другом по частоте основного тона [12].
Сказанное не означает отрицания рационального начала в музыкальном творчестве, равно как и в его анализе. Но для успеха в том и другом деле, вероятно, важно, чтобы рацио и эмоцио были в необходимой мере представлены и объединены не только в одной комнате (в виде сидящих рядом специалистов), но и в одной голове. Эта отнюдь не простая психологическая проблема соотношения эмоционального и рационального в художественном, а также в педагогическом и научном творчестве, несомненно, требует дальнейших фундаментальных экспериментально-теоретических исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Краткий обзор проведенных исследований выявил ряд новых закономерностей, лежащих в основе формирования психологического портрета человека по невербальным особенностям его речи в сознании слушателя (эксперта- аудитора). Доказана связь психологического портрета по голосу с реальными психологическими и психофизическими свойствами и состояниями говорящего. Полученные психологические портреты представителей разных социальных групп - коммерсантов, деятелей искусства, политиков - рассмотрены в контексте субъект-субъектных отношений в системе "говорящий-слушатель". Показана зависимость портретных характеристик говорящего как от его собственных индивидуально-типологических (социальных, профессиональных, психологических, психофизических) свойств и состояний, так и от психологических особенностей экспертов-аудиторов как субъектов восприятия, в частности, от эмоциональной импрессивности (эмоционального слуха). Рассмотрена психологическая природа ЭС в связи с профессиональной деятельностью и типологической принадлежностью субъектов восприятия. На примере психологических портретов политиков выявлена зависимость портретных характеристик от интенциональной составляющей их публичных речей.
В научно-практическом плане установленные статистические связи "плюс-минус" портретных характеристик говорящих (т.е. достоинств и недостатков) с конкретными невербальными особенностями речи обследованных (тембр, интонация, эмоциональная экспрессивность, дикция, орфоэпия и др.) позволяют сформулировать рекомендации любому из респондентов по совершенствованию его психологического портрета на основе целенаправленного развития невербальных свойств речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балонов Л.Я., Деглин В Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976.
2. Бару А.В. Функциональная специализация полушарий и опознавание речевых и неречевых звуковых сигналов // Сенсорные системы. Л.: Наука, 1977. С. 85-114.
3. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.
4. Бодалев А.А. Психология общения. М., 1996.
5. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб., 2000.
6. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск, 1990.
7. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
8. Брушлинский А.В. Субъект и социальная компетентность личности: Сб. статей / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1995.
9. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва-Воронеж, 1996.
10. Галунов В.И., Манеров В.Х., Тарасов И.В. Слуховой анализ речи, полученной при использовании различных методов моделирования эмоциональных состояний // Речь и эмоции. Л., 1975.
11. Голицын Г.А., Данилов О.Н., Петров В.М. Показатели асимметрии творческого процесса (шкалирование оценок творчества композиторов) // Психол. журн. 1988. Т. 9. N 2.
12. Голубев А. Музыка как художественная математика // Музыкальная академия. 1997. N 2.
13. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.,1993.
14. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980.
15. Горелов И.Н. Соотношение невербального и вербального в коммуникативной деятельности // Ис-
стр. 61
следование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. С. 116-149.
16. Гусева Е.П. Психофизиологическое изучение музыкальных способностей // Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова / Отв. ред. Э.А. Голубева. Дубна, 1997. С. 231-258.
17. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика. СПб., 1993.
18. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М.: Высшая школа, 1979.
19. Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб., 1999.
20. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во РГУ, 1986.
21. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
22. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 2-23.
23. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Изд. 2-е. М.: Наука, 1999.
24. Манеров В.Х. Успешность восприятия говорящего в зависимости от индивидуальных особенностей слушающего // Вопросы психологии. 1990. N 1.
25. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Музыкальная психология. М.,1992.
26. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. М.-Л.: Наука, 1977.
27. Морозов В.П. Эмоциональный слух человека // Журн. эволюц. биох. и физиол. 1985. N 6. С. 568-577.
28. Морозов В.П. Художественный тип человека. Новые комплексные исследования: Материалы Ломовских чтений. М., 1991. С. 105-106.
29. Морозов В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования // Проблемы экологической психоакустики. М., 1991. С. 240-246.
30. Морозов В.П. Исследование способности человека к восприятию инвертированной во времени речи // Психол. журн. 1992. Т. 13. N 1. С. 61-68.
31. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психол. журн. 1993. Т. 14. N 1. С. 18-31.
32. Морозов В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы // Художественный тип человека. Комплексные исследования. М., 1994.
33. Морозов В.П. Психологический портрет коммерсанта по невербальным особенностям его речи: Труды Института психологии РАН. М., 1995. Кн. 2. Т. 1.
34. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998.
35. Морозов В.П. Эмоциональная выразительность голоса: роль макро- и микроструктурных изменений спектра // Музыка и информатика: Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 24. М.,1999.
36. Морозов В.П. Построение элементов социально- психологических портретов известных политиков и деятелей культуры по особенностям их инвертированной речи // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии. Кострома, 2000.
37. Морозов В.П. Резонансная теория искусства пения. Психофизиологические и вокально-методологические основы. М., 2001.
38. Морозов В.П. и др. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.П. Дружинина. М.,1999.
39. Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов В.И. и др. Восприятие речи. Вопросы функциональной асимметрии мозга / Под ред. В.П. Морозова. М.-Л.: Наука, 1988.
40. Морозов В.П., Жданов В.Ф., Фетисова Е.В. Эмоциональный слух и проблемы профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология / Под ред. А.Я. Зися и М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1991. С. 134-148.
41. Морозов В.П., Разоренова Е.А. Психологический портрет современного политического деятеля по невербальным особенностям его речи и субъект восприятия: Тезисы на философский конгресс. Екатеринбург, 1999.
42. Морозов В.П., Кузнецов Ю.М. Эмоциональная окраска голоса и феномен квазигармоничности обертонов: Международная конференция "Информатизация правоохранительных систем". М., 1999.
43. Никонов А.В. К вопросу о возможности непрерывной оценки эмоционального состояния человека-оператора во время полета по его речевым сообщениям // Речь и эмоции. Л., 1974. С. 7-11.
44. Никонов А.В., Беловол Е.В. Соотношение формально-динамических свойств индивидуальности и акустических характеристик речи // Психол. журн. 2000. Т. 21. N5. С. 65-69.
45. Павлова Н.Д. Коммуникативная функция речи: интенциональная и интерактивная составляющие: Дис. ... докт. психол. наук. М., 2000.
46. Пашина А.Х. Особенности распознавания эмоционального контекста звуковой речи // Вопросы психологии. 1991. N 1. С. 88-95.
47. Пашина А.Х., Торопова А.В. Особенности эмоциональной сферы музыкантов с различным уровнем музыкальности // Психол. журн. 2000. Т. 2. N 1.
48. Пашина А.Х., Морозов В.П. Опознавание личности человека по голосу на основе его инвертированного во времени звучания // Психол. журн. 1990. Т. И. N3. С. 70-78.
49. Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М., 1996.
50. Рахманинов С.В. Музыка должна говорить языком сердца // Муз. жизнь. 1966. N 12.
51. Разоренова Е.А. Психологический портрет современного политика: личность сквозь призму невербальных характеристик речи // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии. Кострома, 2000. С. 130-132.
52. Речь и эмоции / Под ред. В.И. Галунова. Л., 1975.
стр. 62
53. Речь, эмоции, личность / Под ред. В.И. Галунова. Л.,1978.
54. Рубинштейн СЛ. К психологии речи / Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. С. 115-130.
55. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л.: ЛГУ, 1982.
56. Серебрякова Е.И. Особенности восприятия эмоциональной окраски речи у людей, страдающих алкоголизмом // Психол. журн. 1995. Т. 16. N 1. С. 154-157.
57. Серебрякова Е.И. Опыт экспериментального исследования нарушений эмоциональной сферы больных наркоманией и алкоголизмом: Труды Института психологии РАН. М., 1995. Кн. 2. Т. 1. С. 99-104.
58. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
59. Соколов А.С. О типологии методов художественного мышления // Художественный тип человека. Комплексные исследования. М., 1994.
60. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.
61. Теплов Б.М. Избранные труды. М., 1985.
62. Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика // Психол. журн. 1992. Т. 13. N 1.
63. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Латынов В.В., Цепцов В.А., Алексеев К.И. Слово в действии. СПб., 2000.
64. Фетисова Е.В. Штрихи к психологическому портрету артиста балета // Психол. журн. 1991. Т. 12. N3.
65. Хамская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.
66. Экман П. Психология лжи. СПб., 2000.
67. Birdwhistell R.L. Kinesics and Context. Philadelphia, 1970.
68. Bryden М. Laterality. Functional asymmetry in the intact brain. N.Y.-L., 1982.
69. Darwin C.J. Auditory perception and cerebral dominance //Ph. D. Thesis: Univ. of Cambridge, 1969.
70. Erzhemsky G.L. Psychological Paradoxes of Conducting. St. Petersburg, 1988.
71. Key M.R. Nonverbal Communication today (Current Research). 1982.
72. Kimura D. Functional asymmetry of the brain in dichotic listening // Cortex. 1967. N 3. P. 163-178.
73. Morozov V.P. Emotional expressiveness of the Singing Voice: the role of macrostructural and microstructural modifications of spectra // Scand J. Log. Phon. MS. 1996. N150. P. 1-11.
74. Morozov V.Р., Kouznetsov Yu.M. Emotional Colouring of a Voice and the Phenomenon of Quasiharmony of Overtones // International Workshop Speech and Computer. M" 1999. P.191- 194.
75. Nierenberg G., Calero H. How to read a person like a book. N.Y.: Hawthorn book, 1971.
76. Poyatos F. Language and nonverbal systems in the structure of face-to-face interaction // Lang. and Com-mun. 1983. V. 3. N 2. P. 129-140.