Социально - психологические факторы деятельности

3.1. Роль и место HR- специалиста в системе внутриколлективных связей:

В ходе служебной деятельности менеджер осуществляет связи по "вертикали" и по "горизонтали". По "вертикали" - со старшим руководством, с лицами, находящимися в непосредственном подчинении, по "горизонтали" - с сотрудниками других отделов.

3.2. Мотивационные аспекты деятельности:

Качество работы менеджера по управлению персоналом зависит от мотивов его деятельности.

В настоящее время есть масса нюансов и нужно обратить внимание не только на материальную сторону оплаты труда, но и на нематериальное стимулирование : свободный график, участие в управлении фирмой (если возможно), возможность карьерного роста и т.п.

Привлекательная сторона профессии - возможность общения с большим количеством людей, творческая направленность и огромный потенциал для самореализации.

Негативные стороны - повышенный уровень ионизирующего излучения, большие физические и эмоциональные перегрузки, низкая оплата труда.

4. Содержание деятельности HR – менеджера.

Работа менеджера по управлению персоналом имеет следующее содержание:

Ведение кадрового делопроизводства, оформление кадровых документов, составление отчетов и осуществление приема на работу. Кадровое планирование и организация работ по поиску и привлечению сторонних специалистов для обеспечения жизнедеятельности компании.

Профессиональный отбор среди претендентов на вакансию, диагностика профессионально важных качеств, работа с базой данных кандидатов. Ведение телефонных переговоров и собеседований с претендентами на вакантные должности. Решение кадровых проблем.

5. Психограмма.

Качества, которые необходимы специалисту PR, условно можно разделитьна 3 сферы: 1. Коммуникативная сфера. 2. Эмоционально-волевая сфера. 3. Познавательная сфера.1. Коммуникативная сфера. Эта сфера, по нашему мнению, является основной, т.к. специалисту PRв постоянно приходится налаживать и поддерживать контакты с самыми разнымилюдьми, и это умение является ключевым для его профессиональнойдеятельности. Необходимой базой для развития этой сферы является такое качествочеловека, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальноежелание быть включенным в межличностное общение, находиться среди людей,ориентация на совместную деятельность, потребность в привязанности иэмоциональных отношениях с людьми. Следующее важное качество – способность к эмпатии. Эта способностьчеловека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию ихсостояний, т.е. умение поставить себя на место другого человека испособность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания другихлюдей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает нектодругой так, если бы они были нашими собственными Важнейшее качество, относящееся к речевой коммуникации - этоораторское мастерство. Развитие этого качества у специалиста PRнеобходимо, т.к. овладение навыками публичной речи поможет ему быстрее иэффективнее воздействовать на аудиторию. Речь – это самое трудноосуществимое деловое предложение, т.к. продается не продукция, а идеал. Безусловно, есть люди, про которых говорят, что у них ,,прирожденныйталант оратора,,, но, как показывают многочисленные исторические примеры,благодаря приемам, методам овладения ораторским мастерством также можностать весьма успешным оратором. Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитыватьспециалисту в сфере связей с общественностью – это невербальныекоммуникации. По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передаётсясловами лишь на 7%, характером звучания и интонацией – на 38% и остальные55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой,внешним видом. Основными характеристиками для невербальных средств общения являютсядвижение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важноезначение имеет коммуникационно-дистанционные зоны. Это расстояние, накотором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызываетдискомфорт у участников. 2. Эмоционально-волевые качества.В эту группу входят такие качества, как: . самообладание, самоуправление – способность контролировать свои чувства, поведение в сложившейся ситуации. В работе по связям с общественностью, как и любой работе, могут случиться различные ситуации, где человек должен будет сохранить контроль над ситуацией, над собой, и быстро отреагировать на воздействие и постараться повернуть новую ситуацию в нужном для себя направлении. . эмоциональная уравновешенность – необходимый контроль за своими эмоциями, проявлениями. . активность - проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и к самому себе. Это умение действовать энергично, напористо при решении практических задач. Качество это является, безусловно важным а работе специалиста PR . . настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца. . работоспособность – выносливость, способность много и продуктивно работать. Желание работать долго и внеурочно, если это необходимо. . ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. Такое качество, как ответственность является профессионально важным для любого вида деятельности. И, конечно же, необходимо в работе с общественностью.3. Познавательная, когнитивная сфера. К этой сфере относятся такие качества, как:. здравый смысл . живой, ищущий ум . гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами одновременно . внимание к деталям . инициативность – особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений . креативность – способность к творческому решению задач. Эта важная способность для специалиста PR. «Связи с общественностью» не являются точной наукой и в деятельности специалиста PR нет раз и навсегда установленных правил и жестко закрепленных рамок для решения задач. Каждая новая ситуация подразумевает интересное и применимое лишь к ней творческое решение. Невозможно алгоритм по решению задач, к каждой из задач специалист PR должен подходить творчески, учитывая ,,плюсы,, и ,,минусы,, такой задачи. Поэтому работа в области PR - возможность в полной мере проявить свои способности и реализовать творческий потенциал. 1. Коммуникативные способности: потребность в общении, стремление к людям. 2. Организаторские способности. 3. Самообладание, самоуправление 4. Уверенность в себе. 5. Адекватная самооценка, критические способности.Наличие этих качеств служит предпосылкой для развития следующих: - Способность к эмпатии (в нашем исследовании это качество может отражать показатель «Направленность на общение») - Ораторское мастерство (опыт). - Оптимизм ( «Направленность на дело» , «Самооценка» ) - Жизнерадостность и чувство юмора ( «Самооценка» ). - Личное обаяние ( «Направленность на общение» , «Самооценка» ). - Эмоциональная уравновешенность («Коммуникативные склонности», «Организаторские склонности). - Активность). - Настойчивость(«Направленность на себя»). - Работоспособность. - Ответственность. - Потребность в достижениях. - Здравый смысл. - Гибкость ума. - Инициативность. - Креативность.

Умения и навыки.

Умение находить специалистов, входить в контакт с любыми типами клиентов как непосредственно, так и по телефону, умение анализировать и систематизировать полученную информацию, планировать свою работу. Грамотно использовать жестикуляцию и голос, создавая доверительную атмосферу, поддерживать престиж фирмы. Умение "говорить на одном языке" с представителями разных профессий, возрастных категорий.

5.2.Интересы и склонности .

Широкий кругозор, эрудиция, общительность, достаточный уровень активности поведения, склонность к убеждению и лидерству.

Аккуратность в одежде. Приятный голос и хорошая дикция. Способность воспринимать и перерабатывать большие объемы информации.

Методики отбора.

- оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)

- методика диагностики эмоционального выгорания В.В.Бойко.

- тест на уровень притязаний

Использованная литература.

1. Медведев Д.С.; Булка А.П. Современные психотехники: Технологи профессионально-психологического отбора кадров; Ростов, Феникс 2008.

2. Нефедов Р.Д. ; Деятельность HR: вопросы и ответы; М,1999.


Наши рекомендации