Тест 3. Управленческие действия
В круг служебных обязанностей управляющего входит много вопросов, в частности, исполнения указаний, исходящих от вышестоящих инстанций. Управляющий должен решить, как именно добиться реализации этих указаний, как мобилизовать на это подчиненных и т.д. Однако вышестоящее руководство может не дать четких указаний, не определить конкретные цели.
Как должен действовать управляющий в этих случаях? Какой вариант действий выбрать?
А. Запросить необходимые указания у начальства-
Б. Проанализировать обстановку, определить, что необходимо сделать по собственной инициативе в интересах своей организации, и приступить к действиям по мобилизации персонала на решение выявленных задач.
В. Отсутствие четких указаний и постановки конкретных целей со стороны вышестоящей инстанции может объясняться тем, что там считают нецелесообразным и несвоевременным принимать поспешные решения. Поэтому предпринимать какие-либо практические действия лучше только после того, как поступят указания сверху.
Комментарий. Определение основных направлений деятельности организации и ее целей — обязанность высшего управленческого звена. Однако в организациях со сложным механизмом управления, огромными масштабами работы, большой географической рассредоточенностью предприятий высшие управляющие не всегда имеют возможность дать четкие инструкции и определить наиболее оптимальные направления и цели деятельности для каждого конкретного участка работы. В подобных условиях нельзя ждать или добиваться указаний от вышестоящего руководства, нельзя занимать пассивную, выжидательную позицию. Нужно действовать самостоятельно и инициативно. При этом будет правильным, если управляющий возьмет всю ответственность за принятые меры на себя. Правильный ответ: вариант Б.
Тест 4. Удовлетворенность работой
Один из ваших подчиненных заявил, что он не испытывает удовлетворения от своей работы, она ему не по душе, и просит поручить ему более интересное дело. Как вы отреагируете на подобное заявление подчиненного?
А. Думаю, что любой хотел бы иметь работу по душе, приносящую удовлетворение. Однако фирма не может предоставить такую возможность всем работникам- Поэтому постараюсь убедить работника, что многие сотрудники терпеливо трудятся на порученных им участках.
Б. Объясню, что удовлетворенность работой определяется тем, как к ней относиться и как ее выполнять. Надо доказать, что и от выполняемой им работы можно получать большое удовлетворение, если видеть в ней творческие начала.
Комментарий. Удовлетворенность трудом — это ощущение того, что вы полностью раскрываете в нем свои силы и способности и что ваша работа должным образом оценивается окружающими. Одна и та же работа может порождать удовлетворенность и разочарование: все зависит от того, как вы относитесь к ней. Поэтому, если заявитель будет переведен на желательную для него работу, а его настрой и отношение к выполняемым обязанностям останутся неизменными, то временно появившаяся удовлетворенность на новом месте -вряд ли будет долго сохраняться. Сама по себе перемена работы никогда не пойдет на пользу. Кроме того, стоит только пойти на поводу у одного, как сразу же возникает вопрос о необходимости перевода на лучшие места и других сотрудников. Во всех случаях необходимо добиваться правильного понимания подчиненными сущности удовлетворенности работой.
Правильный ответ — вариант Б.
Учебник
ПСИХОЛОГИЯ
И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Под редакцией профессора Владимира Николаевича Лавриненко
Редактор Г. А. Клебче
Корректор Т.А. Петрова
Оформление художника А.В. Лебедева
Оригинал – макет изготовлен в издательском
объединении "ЮНИТИ" H. B. Спасской
Лицензия № 061072 от 17.04.92
Лицензия № 071252 от 04.01.96
Подписано в печать 26.06.96 Фориат 60 х 88 1 \ 16
Усл. Печ. Л. 17,5. Тираж 20 000 экз. ( 1- й завод – 10 000 0
Зак. 838
Издательство « культура и спорт»
Издательское объединение « ЮНИТИ»
Генеральный директор В.Н. Закаидзе
123298, Москва, Тепличный пер., 6
Тел.: ( 095 ) 194 –00 –15 Тел.\ Факс: ( 095 ) 194 –00 – 14
Отпечатано в типографии издательства «дом печати»
432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................. 4
ГЛАВА 1...................................................................................................................................... 7
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.................... 7
ГЛАВА 2..................................................................................................................................... 17
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ....................................................................................................................................... 17
2.1. Проблемы этики и психологии общения в истории философской и психологической мысли 17
2.2. Проблемы психологии личности и межличностного общения в трудах российских ученых 30
2.3. Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения.......................................................................................................... 38
Вопросы для повторения................................................................................................... 46
Литература.......................................................................................................................... 47
ГЛАВА 3.................................................................................................................................... 58
ПСИХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПРАКТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 58
3.1 Структура психики по Зигмунду Фрейду..................................................................... 59
Что же представляет собой бессознательное?................................................................. 59
3.2. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Карла Юнга 63
Вопросы для повторения................................................................................................... 72
Литература.......................................................................................................................... 72
ГЛАВА 4..................................................................................................................................... 73
ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ........ 73
4.1. Факторы детерминации поведения личности.............................................................. 73
"Я"........................................................................................................................................ 77
4.2. Макро- и микросреда личности..................................................................................... 78
4.3. Динамика человеческого поведения............................................................................. 80
4.4. Ролевое поведение в деловом общении........................................................................ 83
Вопросы для повторения................................................................................................... 84
Литература.......................................................................................................................... 84
ГЛАВА 5..................................................................................................................................... 85
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.................................................................................................... 85
5.1. Общение и деловое общение......................................................................................... 85
5.2. Восприятие и понимание в процессе общения............................................................ 86
5.3. Общение как коммуникация.......................................................................................... 90
5.4. Общение как взаимодействие...................................................................................... 102
Вопросы для повторения................................................................................................. 107
Литература........................................................................................................................ 107
ГЛАВА 6.................................................................................................................................. 107
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И ПСИХОДИАГНОСТИКА....................................................... 107
6.1. Методы психодиагностики.......................................................................................... 107
6.2. Тесты для руководителей......................................................................................... 110
Вопросы для повторения................................................................................................. 112
Литература........................................................................................................................ 112
ГЛАВА 7................................................................................................................................... 112
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В РАБОЧЕЙ ГРУППЕ.................................................................... 112
7.1. Социально-психологические особенности рабочей группы.................................... 113
7.2. Проблема профессиональной зрелости рабочей группы.......................................... 114
7.3. Типы взаимоотношений в коллективе........................................................................ 116
7.4. Морально-психологический климат и его динамика................................................ 117
7.5. Классификация психотипов личностей в рабочей группе....................................... 119
7.6. Проблема лидерства...................................................................................................... 120
7.7. Роль руководителя в становлении коллектива......................................................... 121
Вопросы для повторения................................................................................................. 123
Литература........................................................................................................................ 123
ГЛАВА 8................................................................................................................................... 123
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА. СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РУКОВОДСТВА. 123
8.1. Стиль руководства........................................................................................................ 124
8.2. Психологические проблемы руководства.................................................................. 129
Вопросы для повторения................................................................................................. 137
Литература........................................................................................................................ 138
ГЛАВА 9.................................................................................................................................. 138
КОНФЛИКТЫ.......................................................................................................................... 138
И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.................................................................................................. 138
9.1. Конфликты: виды, структура, стадии протекания.................................................... 138
9.2. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения............................... 139
9.3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации........................................................ 141
9.4. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере........................................................ 145
9.5. Правила поведения в условиях конфликта................................................................ 146
Вопросы для повторения................................................................................................. 147
Литература........................................................................................................................ 147
ГЛАВА 10.............................................................................................................................. 147
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.......................................................................................... 147
10.1 Ключевые понятия....................................................................................................... 147
10.2. Этика делового общения традиционного общества........ 148
Этика делового общения в учении Конфуция................. 149
10.4. Особенности этики делового общения в западноевропейской культурной традиции.................................................................................................. 151
10.5. "Протестантская этика................................................................................................ 152
и дух капитализма................................................................................................................ 152
10.6. Современные взгляды на место этики в деловом общении................................... 153
10.7. Общие этические принципы и характер делового общения.................................. 155
Вопросы для повторения................................................................................................. 162
Литература........................................................................................................................ 162
ГЛАВА 11................................................................................................................................ 163
ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ................................................................................. 163
ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА....................................................................................................... 163
11.1. Деловой этикет........................................................................................................... 163
11.2. Правила этикета........................................................................................................ 164
11.3. Правила вербального этикета.................................................................................... 165
11.4. Правила общения по телефону.................................................................................. 168
11.5. Правила деловой переписки...................................................................................... 170
Вопросы для повторения................................................................................................. 173
Литература........................................................................................................................ 174
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ............................................................................................ 174