Особенности психофизиологического восприятия музыки человеком в истории культуры.
Восприятие звука
Ухо последовательно преобразует звуки в механические колебания барабанной перепонки и слуховых косточек, затем в колебания жидкости в улитке и, наконец, в электрические импульсы, которые по проводящим путям центральной слуховой системы передаются в височные доли мозга для распознавания и обработки.
Мозг и промежуточные узлы слуховых проводящих путей извлекают не только информацию о высоте и громкости звука, но и другие характеристики звука, например, интервал времени между моментами улавливания звука правым и левым ухом – на этом основана способность человека определять направление, по которому приходит звук. При этом мозг оценивает как информацию, полученную от каждого уха в отдельности, так и объединяет всю полученную информацию в единое ощущение.
В нашем мозгу хранятся «шаблоны» окружающих нас звуков – знакомых голосов, музыки, опасных звуков и т.д. Это помогает мозгу в процессе обработки информации о звуке быстрее отличить знакомые звуки от незнакомых. При снижении слуха мозг начинает получать искаженную информацию (звуки становятся более тихими), что приводит к ошибкам в интерпретации звуков. С другой стороны, нарушения в работе мозга в результате старения, травмы головы или неврологических болезней и расстройств могут сопровождаться симптомами, похожими на симптомы снижения слуха, например, невнимательность, отрешенность от окружения, неадекватная реакция. Для того чтобы правильно слышать и понимать звуки, необходима согласованная работа слухового анализатора и мозга. Таким образом, без преувеличения можно сказать, что человек слышит не ушами, а мозгом!
Мозг как орган слуха
Человеческий мозг производит более сложную обработку звука, чем было ранее известно ученым. Как выяснилось, если мы слышим звук определенного тона, мозг временно «усиливает» не только этот звук, но и звуки, отличающиеся от него по высоте на одну или несколько октав.
Участники эксперимента в течение одного часа слышали непрерывный шум, на фоне которого каждые несколько секунд подавался ключевой сигнал частотой 1000 Гц, за которым в одном из двух временных интервалов, отделенных промежутком 200 мс, следовал второй тестовый тоновый сигнал. Участник должен был отметить, в каком из двух интервалов он услышал тестовый сигнал.
Мы слышим мозгом. Звуковые колебания преобразуются ушной улиткой в сигналы, которые затем проходят в мозге обработку с использованием известных ему звуковых моделей. Если, например, мы слышим короткий однотонный звук, наш слух фокусируется на этом тоне, «ослабляя» другие частоты. Эта особенность слуха позволяет легче различать существенные звуки на фоне шума. Исследование, проведенное учеными из Нидерландов, показало, что мозговой «фильтр акустического внимания» устроен сложнее, чем считалось. Звуки, имеющие частоту, отличающуюся от «целевого» звука на октавы, тоже слышны лучше других звуков.
Участники эксперимента в течение одного часа должны были различать очень тихие однотонные звуковые сигналы на фоне непрерывного шума. Каждые несколько секунд подавался ключевой сигнал частотой 1000 Гц, а затем, в одном из двух следующих через определенные промежутки временных интервалов — второй, короткий и тихий однотонный сигнал. Участники должны были фиксировать, в каком именно из двух интервалов они слышали второй сигнал.
В результате эксперимента выяснилось, что сигналы, частота которых отличалась от ключевого на октавы, всегда были слышны лучше других (октава — музыкальный термин, обозначающий интервал между тонами, частоты которых отличаются вдвое).
Полученный результат стал неожиданностью для ученых, исследовавших работу «фильтра акустического внимания» в более широком диапазоне частот, чем в проводившихся ранее экспериментах других исследователей. Возможное объяснение обнаруженного феномена состоит в том, что слуховая система эволюционировала в сторону улучшения восприятия звуков, издаваемых представителями собственного вида в шумной обстановке, а голосовые звуки всегда представляют собой смесь гармоник, отличающихся по частоте на октавы.
Исследователи уже видят варианты возможного практического применения открытого ими свойства слуха. Предлагается, например, настраивать слуховые аппараты для людей, которые вообще не слышат звуки высоких частот из-за повреждений волосковых клеток ушной улитки, таким образом, чтобы высокочастотные звуки преобразовывались в звуки с частотой ниже на несколько октав. Так как мозг «группирует» звуки, отличающиеся на октавы, восприятие звука при такой настройке, как считают ученые, должно улучшиться. Другое применение открытый эффект может найти в работе профессиональных звукооператоров, для которых важны любые тонкости восприятия звука.
Особенности психофизиологического восприятия музыки человеком в истории культуры.
Человечеству давно известно о потенциале, который заложен в музыке, о различных психофизиологических реакциях, возникающих у людей под ее воздействием.
В самых древних свидетельствах и документах дошедших до нас музыка фигурирует как лечебное средство.
В античной мифологии содержатся многочисленные образы, и представления в которой музыка осознается и переживается как явление магического характера. Например, это представление о музыке отражается в мифе об Орфее. Знаменитый герой, своим пением не только смягчал нрав людей, но и укрощал диких зверей и птиц.
В эпосе об Одиссее приводится описание того, как от музыки и пения рана Одиссея перестала кровоточить. Древнегреческий герой Ахилл приступы своей ярости усмирял пением и игрой на лире. Представление о волшебном, колдовском значении музыки отражается у Гомера в образе Сирен, которые своим сладостным пением завлекают на свой остров путников.
Культуру, какой бы страны мы не взяли везде можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей. В Китае и Индии, Египте и древней Греции, врачи и жрецы, философы и музыканты использовали звуки музыки для врачевания.
В античных трудах мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию “нелекарственным” способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. Боэций, в трактате “ Наставления к музыке”, рассказывает, как музыканты Терпандр и Арион посредством пения избавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней. Врач Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим. Знаменитый оратор Гай Гракх всегда, когда выступал перед народом, держал позади себя раба– музыканта, который звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи, умеряя или возбуждая дух красноречия своего господина.
Античные мыслители рассматривали музыку как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, как средство исправления и воспитания характеров, создания определенного психологической настроенности личности – этоса. Существовала четкая классификация этических свойств музыкальных ладов, ритмов, мелодий, инструментов. Выделялись те, которые представлялись более подходящими для воспитания мужественной, героической личности. Платон, великий Учитель древности, очень серьезно относился к подбору мелодий для прослушивания населением. По его мнению, могущественность и сила государства напрямую зависит от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим.
Идеи Пифагора и Платона наибольшее развитие получили в трудах Аристотеля, разработавшего учение о мимесисе – представлении о внутреннем мире человека и способности воздействия на него при помощи искусства. Теории мимесиса была разработана концепция катарсиса. Этим понятием пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством.
В XVII–XVIII веках учение об использовании музыки в медицинских целях получило название “Jatromusica”. В русле этого направления изучались физиологические реакции, происходящие в организме при прослушивании музыки.
Философской основой музыкальной эстетической мысли XVII века явилось учение об аффектах. Оно развивалось в русле античной теории музыкального этоса, которая в связи с развитием рационалистической философии и психологии постепенно трансформировалось в теорию аффектов. Она изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Теоретическое обоснование учение получило у основоположника французской рационалистической философии Рене Декарта (1596 – 1650).
В начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал использовать музыку в психиатрических учреждениях. В конце XIX века И. Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияет на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализует артериальное давление, стимулирует пищеварение, повышает аппетит. Приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.
В начале XX века наблюдалась активизация эксперементальной работы. Большая заслуга в этом направлении принадлежит В. М. Бехтереву. Он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека. Умереть слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения. Для этого необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм человека отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные).
В последствии, специальные исследования С. С. Корсакова, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, Г. П. Шипулина и др. подтвердили мысль о положительном влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную систему.
Во второй половине XX века музыка начала применятся, как самостоятельный вид терапии (музыкотерапия) в разных странах. В России, в начале XX века, большое количество работ по музыкальной психологии выходят у Теплова Б.М. и Выготского Л.С.
После Первой Мировой войны (в 10-е годы XX века) на ряду с психологическими возможностями воздействия музыки на человека стали использоваться и физиологические (в Германии, Австрии, Италии, Франции, России).
2. Механизмы воздействия музыки на организм человека.
В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.
Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – эмоциональной или физической боли, сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе.
По данным физиологии воздействие на человека музыки и пения выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на: психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.
Любая музыка представляет собой звуковую волну, ее воздействие можно разделить на физическое (на рецепторы кожи) и психофизиологическое (на мозг).
Все органы чувств посылают в мозг жизненно важные сигналы, однако информация, полученная через звуковые рецепторы, оказывается наиболее значимой. Она мобилизует нейроны и приводит к возникновению четких ощущений, а вместе с тем и реакции на ощущение в виде эмоций и чувств. При передаче сигнала в мозг о раздражении звукового рецептора человеческое тело реагирует рефлекторно. Реакции на музыку возникает благодаря вегетативной нервной системе – части нервной системы, которая контролирует функции внутри органов, желез, сосудов и не контролируется сознанием.
Звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию и передают ее в мозг. Он реагирует на воздействие. А поскольку все функции организма так или иначе связаны с мозгом, то изменения происходящие в нем влияют на физиологические процессы в организме. Вибрация звуков создает особые энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Человек поглощает музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, снимает мышечное напряжение.
При восприятии музыки, особенно важны следующие моменты:
1. Громкость звука (при громкости звука превышающем 150 дБ возможен летальный исход). Кроме того, усиление громкости может свидетельствовать о неосознаваемой потребности увеличить воздействие на организм вибрации определённой частоты, содержащейся в конкретном звукоряде.
2. Продолжительность воздействия звуковых колебаний.
3. Шум. Особенно влияет так называемый “белый шум” (фоновый шум). Его уровень, который составляет примерно 20 – 30 дБ, безвреден для человека, так как является естественным.
Человек живет в определенном ритме (труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и расслабления). Его органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме.
Есть основание предполагать, что в процессе восприятия музыкального ритма биоритмы мозга непроизвольно настраиваются на его частоту. При этом наиболее сильные переживания могут возникнуть в момент совпадения доминирующего биоритма с частотой музыкальной пульсацией, поэтому использование музыки можно уподобить предъявлению положительного условного стимула, который приводит в действие некий механизм, синхронизирующий ритмическую активность различных участков головного мозга.
Умело подобранная музыка оказывает влияние на целенаправленную деятельность человека, способствуя такой ритмической перестройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует ЦНС, стимулирует мыслительную деятельность, ослабляет нагрузку на работающие звенья, увеличивает работоспособность человека.
Проводимые эксперименты выявили, что музыкальное сопровождение во время еды влияет на процесс усвоения пищи. Например, ужин с Моцартом способствует пищеварению, а современная музыка, особенно в быстром темпе, ритмично бьет “ударной установкой” по желудочно-кишечному тракту.
Музыкальный терапевт Адам Книст в результате исследования о воздействии поп – музыки на человека, пришел к выводу, что основная проблема действия поп – музыки на пациентов обусловлена мощностью звука, который вызывает истощение, панику, расстройство пищеварения, гипертонию и т. п. Сочетание определенных ритмов и большой громкости звучания воздействует на область нашего мозга, которая отвечает за восприятие внешней информации, и оказывает негативное действие, снижая порог действительности. Результаты экспериментов, оценивающих влияние рок – ритмов на животный и растительный мир, поражают своей мрачной очевидностью.
Нейрохирурги Илионского университета, изучая феномен воздействия музыкальных ритмов на подкорковые области головного мозга, пришли к выводу о существовании новой патологии – синдрома, который они назвали "ритмический токсикоз". Согласно гипотезе, выдвинутой учеными, звуковые сигналы определенного ритма и тембра разрушительно воздействуют на иммунную систему человека, что может привести к необратимым последствиям.
Вокалотерапия – новый вид музыкотерапии, использующий собственный голосовой аппарат человека, принципы классического пения явления фонационной вибрации для повышения функциональных возможностей кардиореспираторной системы и организма в целом. В процессе пения во внутренних органах вибрационные волны, интенсивность которых зависит от высоты взятого звука. Вокалотерапевтическое воздействие вызывает существенные изменения в функциях внешнего дыхания и кровотоке внутренних органов.
Систематическое применение этого метода приводит к существенному повышению адаптивно-приспособительных функций организма и оказывает выраженный корригирующий эффект при различных нарушениях функций дыхания. А так же вокалотерапия является исключительно эффективным антистрессовым средством.
3. Механизмы воздействие музыки на эмоционально-волевую сферу человека.
Нельзя забывать и о том, что музыка и любой звук вообще действуют не только как факторы физические, то есть как колебания определённой частоты, но и содержат своеобразный психоэмоциональный ассоциативный ряд.
Музыка – это не просто определенное сочетание звуков, гармоний и ритмов. Ее звучание в душе каждого, ее восприятие – значительно более сложный процесс с участием психо-эмоциональных, эстетических, культурных, социальных и др. факторов.
Искусство для людей является средством для уравновешивания со средой в критических точках их поведения. Это уравновешивание упорядочивает работу организма, дает нужную разрядку чувству. Эту способность человека переживать эмоциональную природу музыки врачи, психологи широко используют в одной из форм психотерапии – музыкотерапии.
В необычных состояниях сознания музыка может выполнять ряд различных функций. Она помогает мобилизовать старые эмоции и сделать их доступными для выражения, она интенсифицирует и углубляет процесс, она создает значимый контекст переживаний. Постоянный поток музыки создает несущую волну, помогающую человеку пройти через трудные переживания и тупики, преодолеть психологическую защиту, отдаться происходящему и войти в его поток.
В соответствии с нашей структурой восприятия слух действует гораздо сильнее на эмоциональное состояние человека, чем другие виды рецепторов.
В настоящее время выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию, в частности на уровень гормонов в крови, играющих чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных реакциях. В моделировании эмоций основную роль играют лад и темп, другие же компоненты музыкальной ткани (мелодия, ритм, динамика, гармония, ритм, тембр) при всей их значимости, являются дополнительными.
В некоторых случаях музыка на некоторых людей влияет острее, чем слово. Связь психического и физического состояния известна. Те же механизмы что и в случае с физиологией срабатывают и при воздействии музыки на психику: музыкальный звук заставляет ответным образом "вибрировать" человеческие эмоции, отвечая на звуковые колебания.
Процесс восприятия художественного произведения – эмоциональное вчувствование в его содержание. Человек воспринимает мир в зависимости от его собственных психологических особенностей, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент. А так же возраста, уровня образования, места и условия жительства, социального статуса.
Все чаще музыку используют в медицинских, медико-педагогических, психолого-педагогических учреждениях, как расслабляющее и успокаивающее средство.
Музыка – это испытанное средство обезболивания при местных хирургических вмешательствах. В целом ряде стран она в обязательном порядке включается в схему предоперационной подготовке тех пациентов, которым назначены обширные полосные операции. Во Франции, в Национальном институте переливания крови, во время операций передается музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания. В голландских больницах проводятся исследования по выявлению воздействия музыки на течение болезней сердца. В Московском медицинском центре "Эйдос" музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета – там выявили прямую связь между уровнем сахара в крови и психологическом состоянием человека. В этом центре применяют звуки природы (шум моря, шелест деревьев, пение птиц и т.п.) для расслабления больных, медитации.