Нейропсихологическое обследование

Для углубленного изучения психики человека рекомендуется проводить нейропсихологическое обследование, которое сочетает в себе психологические и клинические методы диагностики. Нейропсихологическое обследование дополняет неврологическое обследование, выявляет нарушения нейродинамики, нарушения гнозиса и праксиса. Также нейропсихологическое обследование выявляет тонкие отклонения высших психических функций и локализацию нарушений, которые вызвали эти отклонения.

Цель нейропсихологического обследования – выявление расстройств нейродинамики, которые включают в себя повышенную истощаемость, нарушение темпов и подвижности психических процессов, нарушение работоспособности, нарушение произвольной и целенаправленной познавательной деятельности, выявление нестойкости познавательных мотивов. Неустойчивость планирования психических операций. Нейропсихологическое обследование включает целый комплекс нейропсихологических методик.

Требования к нейропсихологическому обследованию.

1. Подготовка и начальный этап обследования.

Обследование проводится в отдельной комнате, за столом. В комнате не должно находиться посторонних людей, ярких плакатов, игрушек. Психолог садится напротив ребенка. У психолога должен быть набор специальных картинок, предметов для зрительного и тактильного восприятия; бумага, карандаш, ручка. Подготовка начинается с предварительной беседы, в ходе которой необходимо расположить ребенка к себе, вызвать доверие. Во время разговора оцениваются личностные особенности обследования ребенка, адекватность его поведения, критичность, отношение к членам семьи, друзьям, воспитателям и учителям.

Далее следует ряд заданий, которые необходимы для выявления моторного и сенсорного доминирования, т. е. определяется ведущая рука, нога, глаз, ухо, следовательно, итог в виде коэффициента левшества, в виде дроби (в числителе которой – количество проб указывающих на левшество, а в знаменателе - общее число проб)

Проведение обследования.

Строгое соблюдение последовательности проведения исследования - определённая гарантия объективности проводимого обследования. Все наблюдения заносятся в протокол.

Схема нейропсихологического исследования высших психических функ­ций и эмоционально-личностной сферы

1. Нейропсихологическое исследование проводится с целью описания нарушений или особенностей протекания высших психических функций (ВПФ), эмоционально-личностной сферы (ЭЛС) и сознания больного для выделения тех факторов, которые лежат в их основе (модально-специфических, модально-неспецифических, ассоциативных, полушарных и др.).

2. Исследование начинается с тщательного ознакомления с историей заболевания, данными неврологического и других клинических исследований; затем проводится беседа в целях составления общей характеристики состояния больного, после чего (за один или несколько раз) организуется нейропсихологическое исследование высших психических функций и эмоционально-личностной сферы.

3. Результаты нейропсихологического исследования заносятся на отдельные страницы схемы. В правой части страницы дается оценка степени выраженности симптома (симптом отсутствует, выражен слабо, выражен сильно). После каждого раздела отмечаются качественные особенности протекания психического процесса (нарушения анализа и синтеза, пассивность, импульсивность, инактивность, тенденция к эхопраксии, эхолалии, персеверации и т. д.).

В специальных случаях (например, при изучении агнозий, афазий) могут вводиться дополнительные задачи.

В «заключении» даются качественный анализ и интерпретация полученных данных: при наличии достаточных оснований формулируется синдром, наблюдаемый у больного, и указывается локализация поражения мозга (или дается заключение об особенностях мозговой организации ВПФ у того или иного варианта нормы).

Наши рекомендации