Детская йога – это не очередное модное веяние. О благотворном воздействии йоги на организм ребенка говорят многие врачи и специалисты, как в России, так и за рубежом.
Детская йога – когда и для чего?
19.01.2009
Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум. Это далеко не все достижения, которых можно добиться с помощью регулярной практики этой системы, охватывающей все аспекты нашего существования.
Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет, именно поэтому был разработан детский вариант йоги с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.
Детская йога – это не очередное модное веяние. О благотворном воздействии йоги на организм ребенка говорят многие врачи и специалисты, как в России, так и за рубежом.
Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе хатха-йоги или фитнес-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста. Если рассматривать детство как непрерывную цепь изменений и преобразований, от физических до мировоззренческих, то и подход, применяемый на занятиях йоги, и содержание этих занятий будет несколько различаться в зависимости от возраста.
До сих пор специалисты не пришли к единому мнению о том, в каком возрасте следует начинать заниматься йогой. Некоторые советуют приступать к упражнениям не ранее 11–12 лет, другие утверждают, что йога полезна даже малышам в возрасте от 3-х лет. Дело в том, что йога представляет собой многоуровневую систему и включает в себя в том числе медитацию и пранаяму (контроль дыхания), которые входят в противоречие с природой детского сознания, а поэтому не должны входить в рамки занятий. Если теория йоги может быть интересна и познавательна для детей старшего возраста, то детям младшего школьного возраста основы этих знаний могут преподаваться только в самой облегченной форме.
Из всех разнообразных аспектов йоги для детского восприятия наиболее подходят принцип Ямы-Ниямы и асаны. Понятие «Яма» означает комплекс этических норм: правдивость, ненасилие, неворовство, воздержание, нежелание чужого. «Нияма» устанавливает основы личного поведения: чистота, удовлетворённость, сдержанность и т.д. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.
Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя того животного или предмета, на который похожа поза: «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.
Особенно полезна йога ученикам начальных и средних классов, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога развивает гибкость, хорошую осанку и помогает бороться со школьным сколиозом.Кроме того, она повышает сопротивляемость к различным заболеваниям и укрепляет организм. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, неусидчивым и гиперактивным детям. Доказано, что школьники, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают.
В подростковом возрасте дети активно развиваются, поэтому на данном этапе йога поможет им преодолеть неуверенность в себе и обрести физическое и душевное равновесие. Занятия будут способствовать развитию спокойствия и сосредоточенности, а динамические позы и энергетические комплексы упражнений позволят подросткам поддерживать форму и справляться со стрессами повседневной жизни.
Молодые люди в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет отличаются более высокой силой и энергией. Они уже способны постичь тонкие особенности техники выполнения отдельных асан, поэтому могут заниматься йогой более интенсивно.
Все же, несмотря на большие различия в методах преподавания йоги для всех возрастных групп, общим принципом для них является динамичность и разнообразие. Детям свойственна смелость, открытость, а также высокая физическая и эмоциональная гибкость, поэтому они постигают йогу гораздо быстрее и успешнее взрослых.
Заниматься йогой можно как в фитнес-клубе, так и дома. При занятиях дома стоит учесть, что асаны требуют сосредоточенности, а маленькие дети не умеют надолго концентрировать внимание. Поэтому занятия должны длиться не более 15 минут. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения. И вы, выступая в роли инструктора, должны действительно знать, как выполняются те или иные асаны.
Если вы хотите, чтобы ребенок занимался йогой регулярно, можно посещать специальные группы в фитнес-клубах. Здесь занятия строятся по современным методикам в игровой форме с учетом особенностей детского организма. Асаны комбинируются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. При этом дети не теряют интереса к йоге, не утомляются и дают выход энергии. Обычно на занятиях дети разыгрывают какой-нибудь сказочный сюжет. Это может быть поиск сокровищ, путешествие по джунглям или полет на другие планеты. Дети могут и сами придумывать игры, реализовывая свою фантазию и творческий потенциал.
В процессе обучения йоге важная роль отводится инструктору, который непременно должен разбираться во всех особенностях детского восприятия и хорошо чувствовать настроения и потребности растущих "организмов". Дети от природы непосредственны, подвижны и любознательны. Они открыты для всего нового и обладают неистощимой энергией. Задача опытного инструктора – направить эту энергию на созидание, на укрепление здоровья и развитие позитивного отношения к окружающему миру.
В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь здоровым, счастливым и гармонично развитым человеком.
Источник: http://www.kimberlyland.ru/