МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТРОПОЛОГИИ 1.1. Методология антропологического знания
Райгородская И.А., Райгородская Ж.И.
Р 18 Антропология. Курс лекций.Уч. пособие. М.: Изд-во МСХА, 2003. С. 256.
ISBN 5-94327-166-Х
Учебное пособие предназначено для студентов-психологов. Может быть рекомендовано также учителям биологии (к курсу современной теории эволюции) и истории (к теме "Первобытная археология"). Утверждено к печати Ученым Советом Сибирского Института права, экономики и управления.
Научный редактор — доцент кафедры отечественной истории Иркутского государственного педагогического университета В. М. Ветров.
ISBN 5-94327-166-Х |
© Райгородская И.А.,
Райгородская Ж.И. , 2003 © Издательство МСХА, 2003
Введение
Антропология — одна из древнейших наук, так как уже в глубокой древности люди задавались вопросом о том, что такое человек. С другой стороны — это наука молодая, так как только в XX веке она подошла к интеграции знаний о человеке и начали намечаться контуры важнейших закономерностей.
Ключевые направления в развитии антропологии заданы работами Иммануила Канта и концепцией биологической эволюции человека Чарлза Дарвина. Основная проблематика сложилась в последней четверти XIX века. Она включает задачи развития многих научных направлений: естественная история человека (его морфология, биология, психофизиология); палеоэтнология (антропогенез и история человека); психология (формирование и эволюция душевной и духовной жизни человека); социология (отношения людей между собой в процессе труда и деятельности и законы функционирования общества); лингвистика (образование языков, их связи и законы); мифология (возникновение, история и взаимодействие религий); культурная антропология (эволюция материальной и духовной культуры, становление обычаев, права, морали); философская антропология (определение места и роли человека в мире) и другие. Все факты о человеке, накопленные в этих науках, не могут быть просто суммированы. Более того, выводы и открытия в науке и философии часто разноречивы и принципиально не сводимы воедино. Между тем, главной задачей сегодняшнего дня в науке о человеке является поиск пути к интеграции этих знаний, выработка методологии, позволяющей понять человека во всей его целостности. Кроме того, жизнь ставит целый ряд новых проблем.
Особым феноменом жизни человека является его духовный мир. Духовность отражает культурные, социальные, правовые, экономические, идеологические связи человека с его окружением. В течение длительного времени проявления духовной жизни считались объектом рассмотрения религиозных философов и богословов. Между тем, феномен духовности имеет глубокие биологические и психологические корни, тесно связан со всеми другими проявлениями сущности человека и, по-видимому, понимание его несет в себе очень большие объясняющие и предсказывающие возможности.
Одной из важнейших проблем современности является выработка новых принципов гуманизма, нравственной философии жизни. В двадцатом веке произошло так много преступлений против человечества, случаев геноцида, терроризма, массового садизма, что это вновь порождает вопросы о природе человека, о силах, управляющих его поведением и человеческим обществом.
Открывшаяся возможность широкого знакомства с зарубежной литературой (в частности, философской и социологической) позволяет взгля-
нуть на проблемы антропологии под новым углом зрения, без идеологических шор, и может стать толчком для ее дальнейшего интенсивного развития.
Чрезвычайно важно появление перспективы реального практического применения антропологических знаний. Потребность в этих знаниях всегда ощущалась психологами, учителями, врачами. В последние годы об этом заговорили юристы (В.С.Нерсесянц, 1998, Н.Рулан, 1999). В процессе проведения экономических реформ в России был поднят вопрос о необходимости антропологической экспертизы в экономике для более полного учета потребностей индивидуального конкретного человека во избежание "экономике- и политикоцентризма" (В.В.Шаронов, 1996, 1997).
Настоящее учебное пособие адресовано, главным образом, студентам-психологам и культурологам. Мы рассматриваем его, как пропедевтическое, ознакомительное, видим свою цель в том, чтобы ориентировать студентов в важнейших, базовых для понимания человека проблемах, а также в том, чтобы консолидировать комплекс дисциплин биологического и гуманитарного цикла.
Авторы выражают свою глубокую благодарность Александру Борисовичу Бургутину, Виктору Михайловичу Ветрову, Наталье Александровне Журавлевой, Галине Николаевне Михнюк за их заинтересованное внимание, поддержку и помощь в написании настоящей работы.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТРОПОЛОГИИ 1.1. Методология антропологического знания
Антропология, так же, как биология, история, и некоторые другие гуманитарные науки, имеет дело не столько с явлениями, сколько с процессами. Это требует особого методологического подхода, основные черты которого следующие:
1. Историзм, обязательное рассмотрение любого явления в его эволюционном становлении и развитии.
2. Принцип диалектико-материалистического видения процесса эволюции как последовательности возникающих функциональных противоречий, разрешающихся образованием новой структуры. Б.Б.Родендорф (1964) на этом принципе построил схему филогении двукрылых насекомых и объяснил многие моменты образования адаптации у рыб и динозавров.
По аналогии с ходом его рассуждений можно объяснять адаптивную эволюцию гоминид. Например, момент дивергенции в отряде приматов при переходе их к наземному существованию:
I. A - потребность в защите от хищников; Б - потребность в защите от перегрева.
Если главное А - сохранение четвероногости, укрепление зубо-челюс-тного аппарата - павианы. Если главное Б - переход к прямохождению -австралопитековые.
II. А - потребность в питании жесткой обильной рпастительной пищей;
Б - собирательство, питание мелкими животными, увеличение потребности в питании мясом.
Если главное А - увеличение размеров тела, упрочение зубо-челюст-ного аппарата и черепа костными гребнями - массивные автралопитеко-вые. Если главное Б - сохранение небольших размеров тела и хорошей подвижности, переход на питание падалью и остатками трапезы хищников; развитие поведенческих адаптации по коллективному захвату и удержанию добычи, а также по использованию каменных отщепов для разрезания мяса - грациальные австралопитековые.
3. Многопричинность. Все эволюционные законы имеют вероятностный характер, но цена вероятности существенно меняется в зависимости от того, является ли рассматриваемое событие толчком начала процесса, условием его протекания или завершения. Поэтому вместо понятия веро-«ности часто используется расширенное понятие "поле вероятностей".
4. Невозможность формализации большинства базовых понятий. Такие категории, как "вид", "популяция", "организм" отписываются по совокупности признаков (до десяти и более), ни один из которых не является ни необходимым, ни достаточным. Это заставляет искать не столько стро-гвх математических обоснований закономерностей, сколько создавать новый понятийный и категориальный аппарат и пользоваться условными "еличинами. В биологии чрезвычайно размыто понятие времени. Напри-
мер, для прогноза численности популяции промысловой рыбы, чтобы сопоставить скорость увеличения (удвоения) ее численности со скоростью удвоения численности популяции ее кормового объекта, вводится условная величина "характерное время процесса". Так же условно понятие "биологических часов", используемое для сравнения скорости эволюции в разных систематических группах (таксонах). В целом, в антропологии, так же как в палеонтологии, почти невозможно полностью исключить ошибки в датировании. В антропологии, как и в биологии, условный характер имеют не только количественные характеристики. Такое понятие, как адаптация (приспособление) складывается с одной стороны из той суммы "усилий", которую природа затратила на выработку данного приспособления и — с другой стороны — из учета тех сиюминутных обстоятельств, которые делают это приспособление либо необходимым в данной ситуации, либо бесполезным. Поэтому такое великолепно адаптированное животное, как тигр, в определенных обстоятельствах не выживает без охраны и поддержки человека, а такое примитивное существо, как таракан, не менявшееся с каменноугольного периода, процветает. Таким образом, понятие адаптации аналогично понятию "цена товара" в экономике, которая также складывается с одной стороны из суммы затрат на производство этого товара и конъюнктурных соображений — с другой.
5. Системный характер любых биологических и антропологических явлений и событий требует учета и анализа множества на первый взгляд ничем не объединенных связей — "все связано со всем". Огромный объем и разнохарактерность материала, который должен быть рассмотрен и сопоставлен исследователем, требует какой-то объединяющей основы. Для описательной антропологии такой интегрирующей основой является философия. В объясняющей антропологии важная роль принадлежит психологии, генетике, биохимии.
Классическими и наиболее разработанными методами в антропологии являются методы биологической систематики и филогении, а также методы археологии.