МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТРОПОЛОГИИ 1.1. Методология антропологического знания

Райгородская И.А., Райгородская Ж.И.

Р 18 Антропология. Курс лекций.Уч. пособие. М.: Изд-во МСХА, 2003. С. 256.

ISBN 5-94327-166-Х

Учебное пособие предназначено для студентов-психологов. Может быть рекомендовано также учителям биологии (к курсу современной теории эволюции) и истории (к теме "Первобыт­ная археология"). Утверждено к печати Ученым Советом Сибир­ского Института права, экономики и управления.

Научный редактор — доцент кафедры отечественной исто­рии Иркутского государственного педагогического университе­та В. М. Ветров.

ISBN 5-94327-166-Х

© Райгородская И.А.,

Райгородская Ж.И. , 2003 © Издательство МСХА, 2003

Введение

Антропология — одна из древнейших наук, так как уже в глубокой древности люди задавались вопросом о том, что такое человек. С другой стороны — это наука молодая, так как только в XX веке она подошла к интеграции знаний о человеке и начали намечаться контуры важнейших закономерностей.

Ключевые направления в развитии антропологии заданы работами Иммануила Канта и концепцией биологической эволюции человека Чар­лза Дарвина. Основная проблематика сложилась в последней четверти XIX века. Она включает задачи развития многих научных направлений: естественная история человека (его морфология, биология, психофизио­логия); палеоэтнология (антропогенез и история человека); психология (формирование и эволюция душевной и духовной жизни человека); социо­логия (отношения людей между собой в процессе труда и деятельности и законы функционирования общества); лингвистика (образование языков, их связи и законы); мифология (возникновение, история и взаимодействие религий); культурная антропология (эволюция материальной и духовной культуры, становление обычаев, права, морали); философская антропо­логия (определение места и роли человека в мире) и другие. Все факты о человеке, накопленные в этих науках, не могут быть просто суммированы. Более того, выводы и открытия в науке и философии часто разноречивы и принципиально не сводимы воедино. Между тем, главной задачей сегод­няшнего дня в науке о человеке является поиск пути к интеграции этих знаний, выработка методологии, позволяющей понять человека во всей его целостности. Кроме того, жизнь ставит целый ряд новых проблем.

Особым феноменом жизни человека является его духовный мир. Ду­ховность отражает культурные, социальные, правовые, экономические, идеологические связи человека с его окружением. В течение длительного времени проявления духовной жизни считались объектом рассмотрения религиозных философов и богословов. Между тем, феномен духовности имеет глубокие биологические и психологические корни, тесно связан со всеми другими проявлениями сущности человека и, по-видимому, пони­мание его несет в себе очень большие объясняющие и предсказывающие возможности.

Одной из важнейших проблем современности является выработка но­вых принципов гуманизма, нравственной философии жизни. В двадцатом веке произошло так много преступлений против человечества, случаев ге­ноцида, терроризма, массового садизма, что это вновь порождает вопро­сы о природе человека, о силах, управляющих его поведением и челове­ческим обществом.

Открывшаяся возможность широкого знакомства с зарубежной лите­ратурой (в частности, философской и социологической) позволяет взгля-

нуть на проблемы антропологии под новым углом зрения, без идеологи­ческих шор, и может стать толчком для ее дальнейшего интенсивного раз­вития.

Чрезвычайно важно появление перспективы реального практическо­го применения антропологических знаний. Потребность в этих знаниях всегда ощущалась психологами, учителями, врачами. В последние годы об этом заговорили юристы (В.С.Нерсесянц, 1998, Н.Рулан, 1999). В про­цессе проведения экономических реформ в России был поднят вопрос о необходимости антропологической экспертизы в экономике для более пол­ного учета потребностей индивидуального конкретного человека во избе­жание "экономике- и политикоцентризма" (В.В.Шаронов, 1996, 1997).

Настоящее учебное пособие адресовано, главным образом, студентам-психологам и культурологам. Мы рассматриваем его, как пропедевтичес­кое, ознакомительное, видим свою цель в том, чтобы ориентировать сту­дентов в важнейших, базовых для понимания человека проблемах, а так­же в том, чтобы консолидировать комплекс дисциплин биологического и гуманитарного цикла.

Авторы выражают свою глубокую благодарность Александру Бори­совичу Бургутину, Виктору Михайловичу Ветрову, Наталье Александровне Журавлевой, Галине Николаевне Михнюк за их заинтересованное внима­ние, поддержку и помощь в написании настоящей работы.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТРОПОЛОГИИ 1.1. Методология антропологического знания

Антропология, так же, как биология, история, и некоторые другие гу­манитарные науки, имеет дело не столько с явлениями, сколько с процес­сами. Это требует особого методологического подхода, основные черты которого следующие:

1. Историзм, обязательное рассмотрение любого явления в его эволю­ционном становлении и развитии.

2. Принцип диалектико-материалистического видения процесса эво­люции как последовательности возникающих функциональных противо­речий, разрешающихся образованием новой структуры. Б.Б.Родендорф (1964) на этом принципе построил схему филогении двукрылых насеко­мых и объяснил многие моменты образования адаптации у рыб и дино­завров.

По аналогии с ходом его рассуждений можно объяснять адаптивную эволюцию гоминид. Например, момент дивергенции в отряде приматов при переходе их к наземному существованию:

I. A - потребность в защите от хищников; Б - потребность в защите от перегрева.

Если главное А - сохранение четвероногости, укрепление зубо-челюс-тного аппарата - павианы. Если главное Б - переход к прямохождению -австралопитековые.

II. А - потребность в питании жесткой обильной рпастительной пищей;

Б - собирательство, питание мелкими животными, увеличение по­требности в питании мясом.

Если главное А - увеличение размеров тела, упрочение зубо-челюст-ного аппарата и черепа костными гребнями - массивные автралопитеко-вые. Если главное Б - сохранение небольших размеров тела и хорошей подвижности, переход на питание падалью и остатками трапезы хищни­ков; развитие поведенческих адаптации по коллективному захвату и удер­жанию добычи, а также по использованию каменных отщепов для разре­зания мяса - грациальные австралопитековые.

3. Многопричинность. Все эволюционные законы имеют вероятност­ный характер, но цена вероятности существенно меняется в зависимости от того, является ли рассматриваемое событие толчком начала процесса, условием его протекания или завершения. Поэтому вместо понятия веро-«ности часто используется расширенное понятие "поле вероятностей".

4. Невозможность формализации большинства базовых понятий. Та­кие категории, как "вид", "популяция", "организм" отписываются по со­вокупности признаков (до десяти и более), ни один из которых не является ни необходимым, ни достаточным. Это заставляет искать не столько стро-гвх математических обоснований закономерностей, сколько создавать новый понятийный и категориальный аппарат и пользоваться условными "еличинами. В биологии чрезвычайно размыто понятие времени. Напри-

мер, для прогноза численности популяции промысловой рыбы, чтобы со­поставить скорость увеличения (удвоения) ее численности со скоростью удвоения численности популяции ее кормового объекта, вводится услов­ная величина "характерное время процесса". Так же условно понятие "био­логических часов", используемое для сравнения скорости эволюции в раз­ных систематических группах (таксонах). В целом, в антропологии, так же как в палеонтологии, почти невозможно полностью исключить ошибки в датировании. В антропологии, как и в биологии, условный характер име­ют не только количественные характеристики. Такое понятие, как адапта­ция (приспособление) складывается с одной стороны из той суммы "уси­лий", которую природа затратила на выработку данного приспособления и — с другой стороны — из учета тех сиюминутных обстоятельств, кото­рые делают это приспособление либо необходимым в данной ситуации, либо бесполезным. Поэтому такое великолепно адаптированное живот­ное, как тигр, в определенных обстоятельствах не выживает без охраны и поддержки человека, а такое примитивное существо, как таракан, не ме­нявшееся с каменноугольного периода, процветает. Таким образом, поня­тие адаптации аналогично понятию "цена товара" в экономике, которая также складывается с одной стороны из суммы затрат на производство этого товара и конъюнктурных соображений — с другой.

5. Системный характер любых биологических и антропологических явлений и событий требует учета и анализа множества на первый взгляд ничем не объединенных связей — "все связано со всем". Огромный объем и разнохарактерность материала, который должен быть рассмотрен и со­поставлен исследователем, требует какой-то объединяющей основы. Для описательной антропологии такой интегрирующей основой является фи­лософия. В объясняющей антропологии важная роль принадлежит психо­логии, генетике, биохимии.

Классическими и наиболее разработанными методами в антрополо­гии являются методы биологической систематики и филогении, а также методы археологии.

Наши рекомендации