Миграция как индикатор социально-национальных процессов

Целевая установка студентам: исследование миграционных процессов в ходе напряженности и конфликтогенности на постсоветском пространстве.

План

1.Выявление моделей отношений между мигрантами и местным населением.

2.Этносоциальные и криминальные последствия вынужденной миграции.

3.Проблемы миграционных процессов на современном этапе.

Литература

Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. – Ростов – на – Дону, 1996.

Кавтарадзе С.Д. Госбезопасность против эмиграции//Дети фельдмаршала. - №10, 2000.

Бугай Н.Ф. Депортация народов в СССР: история и современность//Конфедерация репрессированных народов Российской Федерации. – М., 1993.

Форма проведения занятия. Анализ, устное собеседование.

Тема

Этнокультурная отличительность народов и межкультурные взаимодействия: исторический опыт и перспективы на рубеже веков.

Целевая установка студентам: Исследование этнокультурных взаимоотношений и взаимосвязи являются весьма важными в жизнедеятельности современных государств и народов. Тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности. Культурное многообразие современных народов увеличивается, и каждый из них стремится сохранить и развить свою целостность и культурный облик.

План:

4. Этнические функции современной культуры. Защитные механизмы этнической культуры.

5. Этнические стереотипы и этнический образ.

6. Этнические образы народов мира.

Литература

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983.

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-психо-логос. – М., 1995.

Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – Саратов, 1998.

Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.,1998.

Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. – СПб,1999.

Народы мира: Историко-этнографический справочник. – М.,1988.

Этнические стереотипы поведения. – М., 1985.

Этноязыковые функции культуры. – М., 1991.

Форма проведения занятия. Анализ, устное собеседование.

Темы докладов и рефератов:

  1. Психологические особенности русских и американцев.
  2. Психологические особенности народов Саяно-Алтая.
  3. Сходство и различие национальных характеров японцев и китайцев.

Понятие стереотипа поведения близко к понятию социальной нормы – исторически сложившегося правила поведения и оценки действий человека (плохо – хорошо). Но в отличие от нормы стереотипы поведения стандартизируют также и неправильное поведение.

Общечеловеческие нормы и модели поведения полностью детерминированы биологическими свойствами человека, но существенно коррелируются социокультурными механизмами.

Стереотипы поведения диктуют как форму, так и содержание действий. Стереотипное поведение не нуждается в мотивации. С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о разных народах.

Содержание этнических стереотипов определяется тремя группами факторов: 1. спецификой стереотипизируемой группы, т.е. особенностями этнической группы, закрепленными в культуре и обыденном сознании ценностями, выработанными в ходе общественно-исторического развития; 2. социально-политическими и экономическими условиями развития этнических групп и особенностями взаимоотношений между ними, сложившимися на данный момент; 3. длительностью и глубиной исторических контактов с другими этносами.

Как и любой другой вид социальных стереотипов, этнический стереотип может быть по своему характеру автостереотипом (т.е. описывающим собственную группу) или гетеростереотипом (т.е. описывающим другую этническую группу).

Этнические образы и стереотипы поведения в явной или скрытой форме существуют во всех областях жизнедеятельности этносов и в каждую конкретную эпоху воспринимаются этносом как единственно возможный способ сосуществования с другими этносами.

Тема

Наши рекомендации