Рисует и пишет полтергейст
Подобные художества нечистой силы — одна из наиболее характерных примет её «самовыражения». Полтергейстные проявления вообще нередко сопровождаются обнаружением непонятным образом возникающих рисунков, записок и даже целых писем в запечатанных конвертах. Истоки подобных историй уходят в глубь веков.
Например, в 1651 году в доме английского священника и врача Джона Пордейджа (1607–1681) он и все члены его церковной общины стали видеть призраки в форме людей и диких животных. Иногда видения сопровождались неистовыми порывами занавесок. При этом чувствовался сильный и резкий запах смеси серы, золы и нюхательной соли. Одновременно — внезапная острая и жгучая боль в различных частях тела, как при попадании отравленной стрелы или укусе скорпиона. На оконных стёклах и на черепице дома появились красочные изображения людей и животных. Они были несмываемыми и поддавались уничтожению только с помощью зубила и молотка.
Эти типичные полтергейстные проявления поразили Джона Пордейджа и его единомышленников, увлечённых последователей немецкого философа Якова Бёме (1575–1624), сапожника по профессии (что нередко ставилось ему в вину, хотя сам Гегель называл Бёме своим предшественником). Уже в 1652 году состоялось их первое, как сказали бы мы сейчас, организационное собрание. Филадельфийцы (так их потом стали называть) постепенно расширили круг своих единомышленников. В него вошли такие высокообразованные приверженцы философии Якова Бёме, как Фрэнсис Ли, Лот Фишер, Томас Бромлей и другие. В конце концов в 1670 году все они объединились в религиозную общину Филадельфийское Братство. Особенностью их веры была убеждённость в возможности сокровенного общения с духовным миром, что многие годы спустя оставило заметный след на учении знаменитого Э.Сведенберга[x] (1688–1771).
Последователями доктрины филадельфийцев стали многие тысячи людей в разных странах мира, до того — приверженцев ортодоксальных церковных учений. Филадельфийское Братство расширяло круг своих последователей, рассылая соответствующую литературу и миссионеров. В 1703 году филадельфийцы несколько скорректировали свою доктрину, но вскоре их движение пришло в упадок. Правительство Англии даже запретило собрания членов Братства.
Но полтергейст редко оставляет такой обширный след во времени и пространстве. Гораздо чаще его последствия носят более локальный характер, отражаясь лишь в памяти непосредственных участников событий да в материалах давно забытых газет и журналов, как, например, это было в случае полтергейста, наблюдавшегося в конце 50-х годов прошлого века в американском городе Медина. Там в семье одного из самых уважаемых граждан поселился крайне дурно воспитанный дух. Он не только стучал, но и нередко «откалывал» неприличные шутки в адрес двух молодых дочерей главы семейства. Например, любил стаскивать с них постельные принадлежности, обычно в самое неподходящее для этого время. Потом дух стал говорить. Но больше всего ему нравилось общаться не голосом, а посредством переписки: «Писание было любимым развлечением этого замечательного духа. Он писал записки и бросал их на пол очень часто. Его почерк был ужасен, а орфография — такого же рода».
В 1862–1863 годах весьма злокозненный дух вселился в семейство, спасавшееся от него частыми переездами в пределах Киевской губернии. Постоянно раздавались стуки, летали, падали, исчезали различные предметы, полы заливались водой, рвалась и резалась одежда, слышались наводящие ужас хохот и кошачье мяуканье. В лица летели игральные карты, ножи и ножницы, из запертого комода исчезали вещи, но самое непонятное — этот проказник знал все мысли и намерения каждого члена семьи! Дети были полумертвы от страха. Если просили отдать взятую вещь, она возвращалась. Но на вопросы никто не отвечал. Специально на ночь спрятанная за пазуху свеча исчезала и оттуда.
В конце концов одна из соседок посоветовала обратиться в церковь, заказать службу по умершим. В тот час, когда в церкви шла служба (эта лютеранская семья заказала службу в католическом костёле), вся семья была дома. И тут на стол упала написанная по-русски записка: «Я теперь чрез вас спасён, я вам очень благодарен, и в знак благодарности буду от вас отвращать несчастья; теперь будет в вашем доме благополучие; вещи я вам возвращаю: ботинок в шкафе в подушке зашит, чепчики в столе на кухне, чайную ложечку соседка принесёт, и я ухожу».
Спросили «автора» записки, почему же раньше не сообщал это? Тут же на стол упала вторая записка, также по-русски: «Я был нем и не мог говорить, я должен был это делать, потому что это было вам назначено и если бы терпеливее переносили, то в половину того не было бы. Вам это было назначено, дабы вы узнали зло и добро, и верили; как будете верить, так вам и будет». Вскоре появилась и третья записка: «Теперь я назначен вас защищать». И «он» стал защищать семью и помогать ей. Если, например, в семье ссора, тут же летит записка: «Лучше было бы, если бы вы мирно жили». При высказывании намерения куда-нибудь ехать запиской же выражалось одобрение поездки или совет отложить её, если предвиделась какая-либо опасность. Все записки подписывались инициалами S.J.
В сентябре 1878 года в городе Амхерсте, Канада, началась вспышка полтергейста, считающаяся одной из наиболее ужасающих по неистовости проявлений за всю историю этого феномена. Объектом «нападений» была девятнадцатилетняя Эстер Кокс, незамужняя сестра жены хозяина дома.
Всё началось с поисков мыши, которая, считала Эстер, забралась под её одеяло. Поиски ни к чему не привели. Около десяти часов вечера следующего дня Эстер внезапно выпрыгнула из кровати с криком: «Боже мой, что со мной происходит? Я умираю!» Вбежали домашние, видят: волосы Эстер стоят дыбом, глаза почти вылезли из орбит, лицо побагровело, тело невероятно разбухало прямо на глазах. Эстер дико кричала от боли. А по всему дому раздавались громовые удары — будто сам дом рушится! Но постепенно всё прошло и Эстер удалось немного поспать в оставшуюся часть ночи.
Новое «нападение» на Эстер случилось четырьмя днями позднее, и опять когда она уже легла спать. С неё сбросило одеяло, её тело вновь стало невероятно разбухать, одеяло неоднократно рвалось само собой, а из кровати раздавались ужасающе громкие стуки.
Опять сбежались домашние. Стало очевидно, что нужна помощь. Вызвали доктора. Он проявил живой интерес к медицинской стороне дела, но рассмеялся, услышав рассказ о невероятных, с его точки зрения, событиях. Эстер же была в шоке. А подушка то выскальзывала у неё из-под головы, то вновь возвращалась на место. К этому времени стуки превратились в царапанья. Внезапно все почему-то пришли к мысли, что эти царапанья — не что иное, как попытка связаться с ними. И тут же увидели слова, которые медленно возникали на стене спальной комнаты. Слова казались как бы выгравированными: «Esther Cox, You Are Mine To Kill». Один из возможных вариантов перевода — «Эстер Кокс, ты должна меня убить». Другой — «Я убью тебя!» Как только эти зловещие слова полностью вырезались в стене, снова начались удары, да с такой силой, что от стены отвалился кусок штукатурки.
Эти странным образом возникшие слова семья сохранила. По свидетельству В.Хаббала, известного писателя того времени, который лично наблюдал полтергейстные проявления в этом доме, слова были похожи на гравюру, выполненную тупым металлическим инструментом.
Невидимые деятели…
Амхерстские ужасы начались в 1878 году, в самый разгар всеобщего увлечения спиритизмом. Тысячи людей в Старом и Новом Свете с упоением предавались этому весьма малопочтенному с современной точки зрения занятию: они крутили блюдца, стремясь войти в сношение с «невидимыми деятелями» — духами. И при этом нередко получали даже письменные сообщения. Как считалось — от духов…
Эта переписка шла двумя способами: автоматическим письмом и посредством так называемого прямого письма. При автоматическом письме медиум — основное действующее лицо спиритического действа, через которое осуществлялась связь с духами — впадал в особое состояние (транс), в котором его рука неосознаваемо писала связные тексты. Почерк медиума при этом заметно менялся.[xi] Спириты утверждали, что этим путём они получают сведения, до того неизвестные никому из присутствующих на сеансе.
Так называемое прямое письмо проявляется как в случаях полтергейста, так и во время спиритического (медиумического) сеанса. Это как раз те самые случаи, когда как бы нанесённый человеческой рукой текст или рисунок появляется сам по себе, без приложения человеческих рук.
Вот что рассказывает непосредственный участник одного спиритического сеанса, состоявшегося в декабре 1886 года:
— Письменные сообщения получались довольно часто, иногда в продолжении одного сеанса до 5–6 записок. Один раз мы сидели довольно долго и почти никаких явлений не было, только я заметил, как будто что-то упало на стол (сидели мы не более получаса); зажгли свечу, оказывается, на столе лежит маленький кусочек бумажки, на нём нарисована чернилами ветка и груша, рисунок очень хороший и внизу написано мелким почерком «Всем вам подарок», но что замечательнее всего: оказалось, что чернила не успели ещё высохнуть! Сидели мы в абсолютной темноте, никто из нас из-за стола не вставал и в комнату к нам никто не входил, чернила же стояли в соседней комнате на столе.
Иногда физические и иные проявления, наблюдаемые во время успешного спиритического сеанса, прекращаясь по его окончании, возникают самопроизвольно на дому у того или другого участника этих сеансов. Так, например, 16 декабря 1886 года один из участников очень удачного сеанса пригласил остаться у него на ночь ещё двух своих коллег (это им пришёл рисунок ветки и груши и записка «Всем вам подарок»). Легли спать. Через несколько минут раздались стуки, началось передвижение предметов, стали ощущаться прикосновения к телу. На потолке в соседней со спальней комнате нашли написанное карандашом крупными буквами слово «Некрасов».
На следующий день стали экспериментировать, причём днём. Взяли первую попавшуюся под руки книгу, в неё вложили чистый листок бумаги, грифель от карандаша и — «ясно, хорошо слышим: карандаш пишет в книге! Раздается три стука, открываем книгу, вынимаем бумажку и, к общей нашей радости, находим, что в ней написано: «Мы любим вас всех». Повторили ту же процедуру — написано: «Молитесь за нас».
Думаю, читатель согласится со мной, что эти увлечённые спиритическими сеансами люди безотчётно и искренне верили, что переписываются именно с духами. Более чем сто лет спустя уже знакомая читателю семья, что жила в Москве недалеко от станции метро «Новогиреево», столь же убеждённо верила, что получаемые ими записки приходят от инопланетян. Ведь надо же это как-то объяснить!
Но вернёмся ещё раз в прошлый век.
В одном из домов Курской губернии зимой 1891 — весной 1892 годов стали слышаться стуки, шаги, кашёль, голоса. Швырялись различные предметы, мебель переставлялась с места на место как бы сама по себе. Хозяева применили общеизвестный тогда спиритический приём: попробовали вступить в связь с духом (в том, что это дух, никто из них не сомневался) посредством закодированных стуков — своего рода звуковой азбуке. Стали получать ответы на письменные и устные вопросы, безотносительно к тому, задавались ли вопросы хозяевами или гостями. Даже стали получать ответы на чужие вопросы, никому из присутствующих не известные. Причём и на вопросы, написанные на листке бумаги, вложенном в запечатанный конверт, а иногда и в несколько вложенных друг в друга и также запечатанных конвертов. Правда, изредка вопросы лишь воспроизводились, а ответов не поступало.
Наконец, к удивлению хозяев, в доме стали появляться записки. Как-то пригласили местного батюшку с матушкой — показать это чудо. Батюшка пришёл, долго смеялся и не верил. При нём взяли чистый лист бумаги, показали батюшке, положили в коробку вместе с карандашом, на коробку положили руки. В конце концов на листке появилась целая фраза, написанная мелким красивым почерком: «Если будете показывать, всё кончится». И подпись — «Дух» (как говорится, каждому по вере; сто лет спустя стали подписываться «иноплан»). Этот почерк не был похож ни на один из почерков, известных присутствующим. Но появлялся и другой почерк. Незадолго до прихода батюшки было безграмотно написано круглыми буквами «Сергей», потом по-французски — rais (спица, возможно — луч) и fini (кончил).