Доклад психолога детского сада «Ребенок рисует семью»

Итак, мама и папа попросили ре­бенка нарисовать свою семью. Ребенок долго трудился и, наконец, радостный прибежал к родителям с изрисованным листочком бумаги. Конечно же, такое замечательное произведение не понра­виться не может Не забудьте похвалить художника и обсудить с ним нюансы произведения. А после этого вниматель­но рассмотрите рисунок. Пространство бумажного листа — своеобразный ана­лог жизненного пространства ребенка. Компоновка персонажей, их наличие, размер и взаимные пропорции отражают то, каким образом ребенок видит свое место в жизни, какую нишу в его душе занимает тот или иной член семьи.

^Мелкие фигурки говорят о зани­женной самооценке. Если они скомпо­нованы в верхней части листа, оставляя его основную часть чистой, это озна­чает, что ребенок недоволен своим нынешним положением и стремится его улучшить. Размещение «мелочи» внизу «холста» свидетельствует о сочетании низкой самооценки и такого же уровня притязаний.

•S Чем большее место в душе ребен­ка занимает тот или иной родственник, чем он авторитетнее, тем большим в сравнении с изображениями других членов семьи он будет выглядеть на рисунке.

^Расстояние между персонажами рисунка связано с их духовной бли­зостью друг другу. По крайней мере, с тем, как ребенок воспринимает их взаимоотношения. Мама и папа по разным углам и котенок у самых ног сынишки — характерные симптомы семейной «болезни».

S Обилие предметов при явном не­достатке людей — тревожный признак. Наверное, в семье главное не эмоции и душевное состояние, а вещи и мате­риальный достаток. Ребенку не хватает внимания и родительской любви.

^Нарисованное в углу солнце — типичный сюжет. Солнце — символ тепла и благополучия. Если между ним и малышом находится кто-то еще, это означает, что этот кто-то в реальной жизни мешает ребенку чувствовать себя комфортно и защищенно.

•S Отсутствие кого-то на рисунке не объясняется недостатком места на «холсте» или забывчивостью юного да­рования. Дело в другом. Скорее всего, ребенок безразличен к «пропаже» или даже испытывает неприязнь. Возмож­но, папа, «машина для зарабатывания денег», совсем не интересуется своим чадом. Или младшая сестренка зани­мает все (по мнению рисовальщика) внимание родителей и вызывает рев­нивые чувства.

Если на рисунке нет самого авто­ра — это очень тревожный показатель. В сложившихся семейных отношениях ребенок просто не находит себе места и чувствует себя лишним и чужим.

^Иногда можно встретить на се­мейном рисунке сказочных персона­жей — волшебников, фей, Деда Мороза и т. д. В детских фантазиях находит выход "Ькрытая неудовлетворенность. Поговорите с малышом, выясните, в чем причина.

^Поиски информации о каких-то семейных тайнах отражаются в рисунке закрытыми дверьми и зашторенными окнами, замками, застегнутой на все пуговицы одеждой и т. п. Ребенок до­гадывается, что от него что-то скрыва­ют, но не знает, где искать ответы на важные для него вопросы.

^У вас дома есть кошка? Птичка? Никого нет?! А на рисунке есть. Значит, малыш хочет быть кому-то нужным. Ему требуется объект заботы, который в семейной иерархии стоял бы несколь­кими ступеньками ниже.

Теперь присмотримся к рисунку чуть более пристально и разглядим «мелкие» детали.

^Обратите внимание на общую цветовую гамму. Преобладание темных и мрачных тонов настораживает. Если исключить недостаток «веселых» каран­дашей на стадии творения «шедевра», то можно предположить, что ребенок чем-то подавлен.

Люди, вызывающие тревогу, обыч­но рисуются толстыми линиями с уси­ленным нажимом и неоднократной обводкой. Их фигуры тщательно заштриховываются. Можно встретить и прямо противоположную форму выражения озабоченности. Как бы не решаясь изобразить опасный персонаж, ребе­нок рисует его тоненькой дрожащей линией.

/Характерный признак «заоргани­зованных» детей, ограниченных жест­кими рамками большого количества правил, — изображение на рисунке множества мелких деталей. Они говорят о том, что ребенок вынужден обращать повышенное внимание на внешнюю сторону проявления своих желаний и чувств, сдерживать и подавлять эмоции. Возможно, кто-то из родителей именно к этому и стремится. Но повышенное давление может вызвать взрыв.

Обратите внимание, как нарисованы детали фигур персонажей. Части тела для малыша несут несколько иную смысловую нагрузку, чем для взрослого.

/ Голова символизирует ум. Поэтому того, кто «нечаянно» получился с непро­порционально огромной головой, ребенок считает самым умным в своем окружении.

/У некоторых персонажей можно увидеть голову, пририсованную прямо к туловищу. У других почему-то ясно видна шея. Дело в том, что если го­лова — символ ума, то тело — символ эмоций. Пока ребенок не поймет, что рисовать туловище без шеи непра­вильно, до тех пор, скорее всего, он будет изображать ее только у того, кто способен контролировать свои чувства и эмоции.

/ Рот в понятии детей — орган агрессии. С его помощью можно ку­саться, кричать и ругаться. Поэтому самый большой рот обычно «достает­ся» тому, от кого чаще других ребенок «получает по первое число», или тому, кто просто любит поскандалить, пусть даже эти скандалы и не имеют прямого отношения к малышу.

•/Из глаз часто льются слезы. Боль­шие глаза на рисунке — символ бес­помощности. Ребенок считает что этому человеку нужна опора и поддержка. Узенькие щелочки или точки вместо глаз отражают внутренний запрет на выражение эмоций и плач, боязнь по­просить помощи.

В начале жизни ребенку нужны руки, чтобы держаться за маму, контак­тировать. Со временем он узнает, что с помощью рук можно воздействовать на мир. Чем длиннее руки, тем могуще­ственнее воспринимается их обладатель.

/Еще одна деталь на руках — количество пальцев. Дети далеко не всегда рисуют их по пять на каждой руке. Дело здесь не в арифметике и умении считать. Количество паль­цев — это тоже символ могущества и возможностей.

Если ребенок нарисовал себе боль­ше пальцев на левой руке, значит, он увереннее чувствует себя дома, если на правой — вне семьи, в детском саду или школе. Если же пальчиков меньше пяти — малыш чувствует себя слабее окружающих.

/Ноги — это опора в жизни и свобода перемещения. Чем больше площадь опоры, тем увереннее человек, тем прочнее он стоит на земле. Ино­гда встречаются «отрывы» конечностей и головы от туловища. Это — сигнал страха и неуверенности.

/И еще. Обратите внимание, где и . когда нарисовал ребенок себя самого. Автопортрет в центре «картины», да еще если рисование начинается «с себя, любимого», означает, что малыш чувствует собственную востребованность , и необходимость в доме^апротив, обособленное изображение «под за­навес» процесса — признак ревности i и неблагополучия.

Нравится вам то, что получилось, или нет, но это отражение реальных взаимоотношений в семье. Бессмыс­ленно ругаться и впадать в депрессию по поводу «нежелательных» результатов. Подумайте, что нужно изменить, чтобы j ребенок чувствовал себя любимым и нужным. Усилия обязательно вернутся к вам сторицей.

IV. Заключительная часть

В конце семинара гости и участники заполняют анкету.

Наши рекомендации