Семинар 1. Понятие лидерства и руководства
Теории лидерства.
Теория «черт» лидера, ситуационная теория лидерства, теория определяющей роли последователей лидера.
Психологические источники власти и влияния.
Стили лидерства и их эффективность. Авторитарная личность.
Виды лидерства в контактных группах. (Л.И. Уманский).
Лидер: организатор, инициатор, эрудит, генератор эмоционального настроя группы, лицо эмоционального притяжения, умелец.
Раздел 4. Социальная психология личности
Лекция 1. Личность в социальной психологии.
Соотношение биологического и социального в человеке
Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Различные взгляды на структуру личности.
Социально-психологические основы изменения поведения: нормы и патология.
Социальные нормы как регулятор поведения личности. Конформность. Формирование групповых норм. Групповое сознание и его влияние на поведение личности и ее ценности. Роль референтных групп в регуляции поведения личности.
Основные направления объяснения и оценки значимости поведенческих нормативов в системе существующих взаимодействий: социально-культурный, медико-психологический, классово-идеологический, религиозно-этический, нормативно-правовой.
Социализация личности
Стадии, институты и механизмы социализации личности, влияние социально-психологических факторов на социализацию личности. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности.
Социально-психологическая компетентность личности.
Коммуникативная компетентность. Перцептивная компетентность. Ситуационно-бытовая компетентность. Факторы социально-психологической компетентности: личностные, физиологические, культурные, социальные.
Понятие социальной установки.
Традиции изучения социальной установки. Личностные диспозиции. Изменение социальных установок. Индивидуальные схемы установки в стрессовой ситуации.
Социальная идентичность.
Формы проявления социальной идентичности, влияние социальной идентичности на поведение.
Уровень притязаний личности.
Факторы микро- и макросреды, влияющие на уровень притязаний личности. Понятие фрустрации, поведение личности в состоянии фрустрации.
Ролевая структура личности (психологическое ядро личности, типические реакции, социальные роли).
Соотношение компонентов структуры личности друг с другом. Классификация социальных ролей. Компоненты успешного выполнения социальной роли (информирование, интернализация роли, соответствия «Я» требованиям роли, мотивация). Различные типы ролевых конфликтов.
Маргинальная личность.
Профессиональная деформация.
Защитные механизмы: вытеснение, замещение, рационализация, проекция, формирование реакций.
Семинар 1. Понятие общения.
Необходимые условия общения как процесса. Основные стороны общения (коммуникация, интеракция, перцепция).
Понятие коммуникации. Основные проблемы коммуникации: техническая, семантическая, эффективности (К. Шеннон, У. Уивер).
Интеракция, ее основные формы (кооперация, конкуренция). Теории межличностного взаимодействия: взаимодействие как обмен (Д. Хоуманс), символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер), этнометодология (Г. Гарфинкель). Управление впечатлениями (Э. Гофман). Социальное взаимодействие в свете психоаналитической теории (З. Фрейд).
Понятие социальной перцепции. Основные закономерности межличностной перцепции. Категоризация. Стереотипы восприятия.
Механизмы взаимопонимания в процессе общения (идентификация, рефлексия, эмпатия). Каузальная атрибуция. Фундаментальная ошибка атрибуции.
Раздел 5. Прикладные исследования в социальной психологии