Алгоритм помощи при приступе панкреатита 8 страница
АД-МАД-У-ЭШ – (Древнеевр.) «Растущий и распространяющийся огонь». Энергетическая проекция Света, которая изнутри развертывает Гематрианское тело для служения Богу и Его Царству творения, и делая это, использует парафизические и парапсихологические силы на благо человечеству.
АДМЁТ ( 'Абццтое), в греческой мифологии царь города Фер в Фессалии, сын Ферета. В юности участвовал в калидонской охоте и походе аргонавтов. Когда Аполлон за убийство киклопов был осуждён Зевсом пробыть год в услужении у смертного, он был отдан в пастухи А., который относился к нему с величайшим почтением. За это Аполлон выговорил у богинь судьбы (мойр) для А. право отсрочить его смерть, если кто-либо захочет заменить А. в подземном царстве. Аполлон также помог А. получить в жёны Алкестиду. Отец Алкестиды царь Пелий соглашался отдать дочь в жёны А., если он приедет на свадьбу в колеснице, запряжённой львом и вепрем. Аполлон помог А. выполнить это требование. При совершении бракосочетания А. забыл принести жертву Артемиде, и разгневанная богиня наполнила спальню новобрачных змеями, что предвещало скорую смерть А. Согласно Еврипиду (трагедия «Алкестида»), смерть стала для А. реальной угрозой через несколько лет его счастливой супружеской жизни, и т. к. никто другой (даже родители) не соглашался сойти в аид ради спасения А., эту жертву хотела принести мужу Алкестида, которую спас от смерти и возвратил А. Геракл.
АДНА (удовольствие)—а) (2Пар 17.14)—один из военачальников при царе иудейском Иосафате;
б) (Езд 10.30)—израильтянин (ст. 25) из сыновей (потомков) Пахаф-Моава, имевший жену иноплеменку;
в) (Неем 12.15)—священник, один из глав поколений во дни Иоакима.
АДОНАЙ –иудейское имя Всевышнего. В старославянской и русской версиях Библии – Господь. В Каббале А. был замещен словом «Адни», полагающимся единственным именем Бога, доступным для использования и постижения в посюсторонним мире.
АДОНАЙ (АДОНОП) – (Древнеевр.)«Владыка». Любая манифестация высшего Светового сознания. Проявление – сила «божественности» в бого-физической форме. Древнееврейское слово Адонай появляется 432 раза в Мазоретном тексте учителей и ученых; и называется Ки’рие в греческом LXX Ветхом Завете; Доминэ в латинской Вульгате; Мар’йа в сирийской Пешитте; Йе-Йа в арамейском Таргуме Онкелоса; «мои владыки» в самаритянском Пентатеуше с последующими местоимениями от второго лица во множественном числе. Енох сказал, что Адонай означает любую манифестацию Владыки, представляющего Божественный Разум, но Йе-хо-ви А-дон-ай значит «Иегова как Высший Владыка».
АДОНАЙ ТСЕБАЙОТ– (Древнеевр.) «Верховный Владыка Небесных Сил» - Небесные Силы Искупления во главе с Иеговой, которые ускоряют правоверных. Слово Тсебайот появляется впервые в Бытие 2:1 распространяясь на все Творение, включая небесные силы или Иерархию, которая контролирует Творение Небес и земли. Помимо этого, начиная с Псалма 68:7 сочетание Адонай Йе-хо-ви Тсе-бай-от («Верховный Владыка Иегова армий») встречается 16 раз в следующей последовательности: Псалм 68:7; Исаия 3:15; 10:23,24; 22:5,12,14,15; 28:22; Иеремия 2:19; 46:10,11; 49:5; 50:25,31; Амос 9:5.
АДОНИС ( Айюуче, финик. «адон», «господь», «владыка»), в греческой мифологии божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Миф об А. в наиболее полном виде представлен у Аполлодора, Овидия и Антонина Либерала (XXIV). А. — сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую её царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддаётся соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает её. Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребёнок удивительной красоты — А. Афродита передаёт младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мёртвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик, варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит. По другой версии, А. — жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослеплённого ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик. варианте Астара). Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слёз Афродиты — анемоны. Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. Согласно Лукиану, в Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной проституцией, причём первый день был посвящён плачу, а второй — радости по воскресшему А. Рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет А. Однако здесь же скептические рассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет. В 5 в. до н. э. культ А. распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом здании (Раиз). В Афинах во время праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших. Адонии — праздник в честь А. — были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы Осириса Таммуза. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и быстро увядающей зеленью, так называемый «садик А», а на следующий день с причитаниями и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение А. в царство смерти. В мифе и культе А. явственно прослеживается символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе.
АДОНИРАМ(евр. «мой Господь возвышен») – главный надзиратель Давида и Соломона над 30 тыс. работниками,которые были посланы заготовлять деревья. Во 2Ц 20: 24 и 3Ц 12:18 назван Адорамом. Когда 10 колен Израиля взбунтовались, Адонирам был послан царем Ровоамом для переговоров и там был побит камнями.
АДОНИЯ (Иегова—Господь)—а) (2Ц 3.4; 3Ц 1.5,7-9,11,13,18,25,41-43,49-51; 2.21-24,28; 1Пар 3.2)—сын Давида от Аггифы, решивший провозгласить себя царем еще при жизни Давида (был умерщвлен Соломоном);
б) (2Пар 17.8)—один из левитов, посланных царем Иосафатом в города Иудины учить народ закону Божию;
в) (Неем 10.16)—см. Адоникам.
АДРАСТ- в греческой мифологии царь Аргоса. Изгнанный своим родичем Ам- фиараем из Аргоса, А. получил от Полиба (деда по материнской линии) царскую власть в Сикионе, но после примирения с Амфиараем вернулся в Аргос. Своих дочерей Аргию и Деипилу он выдал замуж за Полиника и Тидея — изгнанников, нашедших у него приют. Желая помочь зятю Полинику вернуть отцовский трон, он возглавил поход семерых против Фив, в котором войска семерых вождей были разбиты и спасся лишь А. благодаря быстроте божественного коня Арейона (рождённого Посейдоном и Деметрой). Так как фиванцы не хотели выдавать тела погибших под городом вождей, А., придя в Афины, умолил Тесея помочь вернуть из Фив тела погибших, которые затем были преданы сожжению. Спустя десять лет А. участвовал в походе эпигонов на Фивы; вариант: поход Алкмеона и других сыновей семерых вождей, в котором он потерял сына Эгиалея. По одному из преданий, А. бросился в костёр вместе со своим сыном Гиппоноем. А. — архаический герой, связанный со стихийными и даже экстатическими силами, на что указывает ряд признаков. Имя А. — «тот, которого нельзя избежать» (ср. эпитет богини Немесиды «Адрастея» — «неизбежная»). Он владелец божественного вихревого коня; сам он гибнет в огненной стихии, находится в родстве с наиболее буйными героями (Тидей, Диомед, Пири- фой). А. злопамятен и коварен (выдал сестру Эрифилу за Амфиарая с целью погубить его). Культ А. в Сикионе, где, согласно Геродоту, «прославляли его страсти [представлениями] трагических хоров», почитая его «вместо Диониса», указывает на глубокую связь А. с Дионисом, хотя со времени тирана Клисфена (6 в. до н. э.) жертвоприношения и празднества в честь А. были отменены.
АДРАСТЕЯ ( «неизбежная», «неотвратимая»), в греческой мифологии божество фригийского происхождения, отождествлявшееся сначала с Кибелой Реей, Идейской матерью или нимфой Идой, воспитавшей Зевса, впоследствии — особенно у ор- фиков, Платона и поздних эпиков — с Немесидой. По Эсхилу, «мудрые поклоняются А.», являющейся, как толкует словарь Гесихия (5 в. н. э.), богиней возмездия, т. е. Немесидой. Орфическая традиция видит в А. воплощение «законов Зевса, Кроноса, божественных, надкосмиче- ских и внутрикосмических», указывая на связь А. с платоновским законом о судьбе душ.
АДРЕНАЛИН — основной гормон мозгового вещества надпочечников, а также нейромедиатор. По химическому строению является катехоламином. Адреналин содержится в разных органах и тканях, в значительных количествах образуется в хромаффинной ткани, особенно в мозговом веществе надпочечников.
Адреналин вырабатывается хромаффинными клетками мозгового вещества надпочечников и участвует в реализации реакций типа «бей или беги». Его секреция резко повышается при стрессовых состояниях, пограничных ситуациях, ощущении опасности, при тревоге, страхе, при травмах, ожогах и шоковых состояниях. Действие адреналина связано с влиянием на α- и β-адренорецепторы и во многом совпадает с эффектами возбуждения симпатических нервных волокон. Он вызывает сужение сосудов органов брюшной полости, кожи и слизистых оболочек; в меньшей степени сужает сосуды скелетной мускулатуры. Артериальное давление под действием адреналина повышается. Однако прессорный эффект адреналина выражен менее, чем у норадреналина в связи с возбуждением не только α1 и α2-адренорецепторов, но и β2-адренорецепторов сосудов (см. ниже). Изменения сердечной деятельности носят сложный характер: стимулируя β1 адренорецепторы сердца, адреналин способствует значительному усилению и учащению сердечных сокращений, облегчению атриовентрикулярной проводимости, повышению автоматизма сердечной мышцы, что может привести к возникновению аритмий. Oднако из-за повышения артериального давления происходит возбуждение центра блуждающих нервов, оказывающих на сердце тормозящее влияние, может возникнуть преходящая рефлекторная брадикардия. На артериальное давление адреналин оказывает сложное влияние. В его действии выделяют 4 фазы (см схему):
Сердечная, связанная с возбуждением β1 адренорецепторов и проявляющаяся повышением систолического артериального давления из-за увеличения сердечного выброса;
Вагусная, связанная со стимуляцией барорецепторов дуги аорты и сонного клубочка повышенным систолическим выбросом. Это приводит к активации дорсального ядра блуждающего нерва и включает барорецепторный депрессорный рефлекс. Фаза характеризуется замедлением частоты сердечных сокращений (рефлекторная брадикардия) и временным прекращением подъема артериального давления;
Сосудистая, при которой периферические вазопрессорные эффекты адреналина «побеждают» вагусную фазу. Фаза связана со стимуляцией α1 и α2 адренорецепторов.
Сосудистая, зависящая от возбуждения β2 адренорецепторов сосудов и сопровождающаяся снижением кровяного давления. Эти рецепторы дольше всех держат ответ на адреналин.
На гладкие мышцы адреналин оказывает разнонаправленное действие, зависящее от представленности в них разных типов адренорецепторов. За счёт стимуляции β2 адренорецепторов адреналин вызывает расслабление гладкой мускулатуры бронхов и кишечника, а, возбуждая α1 адренорецепторы радиальной мышцы радужной оболочки, адреналин расширяет Зрачок.
Адреналин — катаболический гормон и влияет практически на все виды обмена веществ. Под его влиянием происходит повышение содержания глюкозы в крови и усиление тканевого обмена. Будучи контринсулярным гормоном и воздействуя на β2 адренорецепторы тканей и печени, адреналин усиливает глюконеогенез и гликогенолиз, тормозит синтез гликогена в печени и скелетных мышцах, усиливает захват и утилизацию глюкозы тканями, повышая активность гликолитических ферментов. Также адреналин усиливает липолиз (распад жиров) и тормозит синтез жиров. Это обеспечивается его воздействием на β1 адренорецепторы жировой ткани. В высоких концентрациях адреналин усиливает катаболизм белков.
Имитируя эффекты стимуляции «трофических» симпатических нервных волокон, адреналин в умеренных концентрациях, не оказывающих чрезмерного катаболического воздействия, оказывает трофическое действие на миокард и скелетные мышцы. Адреналин улучшает функциональную способность скелетных мышц (особенно при утомлении). При продолжительном воздействии умеренных концентраций адреналина отмечается увеличение размеров (функциональная гипертрофия) миокарда и скелетных мышц. Предположительно этот эффект является одним из механизмов адаптации организма к длительному хроническому стрессу и повышенным физическим нагрузкам. Вместе с тем длительное воздействие высоких концентраций адреналина приводит к усиленному белковому катаболизму, уменьшению мышечной массы и силы, похуданию и истощению. Это объясняет исхудание и истощение при дистрессе (стрессе, превышающем адаптационные возможности организма).
Адреналин оказывает стимулирующее воздействие на ЦНС, хотя и слабо проникает через гемато-энцефалический барьер. Он повышает уровень бодрствования, психическую энергию и активность, вызывает психическую мобилизацию, реакцию ориентировки и ощущение тревоги, беспокойства или напряжения. Адреналин генерируется при пограничных ситуациях.
Адреналин возбуждает область гипоталамуса, ответственную за синтез кортикотропин рилизинг гормона, активируя гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему. Возникающее при этом повышение концентрации кортизола в крови усиливает действие адреналина на ткани и повышает устойчивость организма к стрессу и шоку.
Адреналин также оказывает выраженное противоаллергическое и противовоспалительное действие, тормозит высвобождение гистамина, серотонина, кининов и других медиаторов аллергии и воспаления из тучных клеток (мембраностабилизирующее действие), возбуждая находящиеся на них β2-адренорецепторы, понижает чувствительность тканей к этим веществам. Адреналин вызывает повышение числа лейкоцитов в крови, частично за счёт выхода лейкоцитов из депо в селезёнке, частично за счёт перераспределения форменных элементов крови при спазме сосудов, частично за счёт выхода не полностью зрелых лейкоцитов из костномозгового депо. Одним из физиологических механизмов ограничения воспалительных и аллергических реакций является повышение секреции адреналина мозговым слоем надпочечников, происходящее при многих острых инфекциях, воспалительных процессах, аллергических реакциях. Противоаллергическое действие адреналина связано в том числе с его влиянием на синтез кортизола.
На свертывающую систему крови адреналин оказывает стимулирующее действие. Он повышает число и функциональную активность тромбоцитов, что, наряду со спазмом мелких капилляров, обуславливает гемостатическое (кровоостанавливающее) действие адреналина. Одним из физиологических механизмов, способствующих гемостазу, является повышение концентрации адреналина в крови при кровопотере.
АДХЬЯТМАН (др.-инд. букв, «относящийся к душе, к Я», «собственный»), высший дух, душа вселенной в поздневедийских концепциях мира; в частности, в упанишадах А. как душа-демиург связан с микрокосмом, с человеком, с «Я» и соотнесён с макрокосмом, с божественным (адхидева- та). Оба эти понятия должны рассматриваться как дальнейшее развитие учения о тождестве макро- и микрокосма, вселенной и (перво-) человека, см. Пуруша. Образ А. мифологизирова лишь отчасти.
АЖВЕЙПШ, Ажвейпш, в абхазской мифологии божество охоты, покровитель диких животных. Ему посвящено много обрядовых песен и мифологических преданий. Чаще всего выступает как глава божественного семейства, в которое входят его дочери-красавицы и сын Иуана; иногда упоминается слуга Швакваз. Семейство А. пребывает на земле, как правило, — в глухом лесу или на вершине неприступной отвесной скалы, где пасутся принадлежащие А. несметные стада диких животных (олени, лоси, туры, косули и др.). Иногда члены семейства А., чаще всего его дочери, приняв облик косули (лани, оленя), заманивают охотника. Согласно одному сюжету, А. закалывает в честь охотника, попавшего в его владения, косулю (тура, оленя), отваренным мясом угощает гостя. Охотник забывает свой нож в куске мяса (обычно в лопатке). После пиршества, собрав все кости и завернув их в шкуру убитого животного, А. ударяет волшебной палочкой и оживляет косулю, и та мчится обратно в стадо. На другой день, возвращаясь домой, охотник встречает в пути косулю, метким выстрелом убивает её. При свежевании он обнаруживает в лопатке свой нож и узнаёт косулю, зарезанную А. для него (у абхазов существует поговорка: «никому не суждено съесть то, что раньше него не съел бы уже А.»). А. обычно представляют глуховатым старцем. Дочери А., стремясь завлечь неженатых молодых охотников, просят отца дать добычу тому, кому он ещё не давал, но тугой на ухо А. наделяет добычей одних и тех же бывалых, опытных охотников. Нередко функции А. выполняет другое божество — Аергаждарха, в мифологии тюркоязычных народов Малой и Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа, Поволжья и Западной Сибири [эждёр, эждерха— у турок, аждархо — у узбеков, аждара — у туркмен, ажыдаар — у киргизов, а ж д а р — у казанских татар, азербайджанцев, казахов (у последних — также айдагар), аздяка — у татар- мишарей, аждара — у каракалпаков, аждара — у башкир, аздага — у ногайцев], а также таджиков (аждаха) злой демон. Обычно представлялся в образе дракона, часто многоголового. Восходит к иранскому Ажи-Дахака. В А. превращается змей, проживший много (вариант: сто) лет. В наиболее распространённом мифе об А. (известном в нескольких вариантах) он угрожает городу или стране гибелью. Чтобы спасти народ, ему регулярно отдают на съедение девушку. Герой побеждает А., спасая очередную жертву (обычно царскую дочь), на которой и женится. В ряде мифов А. пожирает птенцов птицы симург или каракус. В некоторых азербайджанских мифах А. поселяется в чреве беременной женщины и убивает ребёнка. В мифах татар-мишарей А. — огненный змей, он пробирается в дом к вдове в образе её умершего мужа и сожительствует с ней. В результате женщина заболевает и умирает. Согласно мифам казанских татар, башкир, узбеков и туркмен, А., которому удалось дожить до глубокой старости (у казанских татар до ста или тысячи лет), превращается [в башкирских мифах — если тучи не унесут его в расположенные на краю земли горы Каф (Кухи-Каф)] в демона ювха.
Сфера обитания А. представлялась различно. В некоторых узбекских, туркменских, казахских мифах А. живёт под землёй в пещерах и сторожит сокровища (эти верования отразились в сюжетах, изображённых на портале мечети в селении Анау близ Ашхабада.
АЖДАХАК, в армянской мифологии вишап (дракон). Соответствует иранскому Ажи-Дахака. В эпосе «Випасанк» А. — царь маров (мидян), выступает противником армянского царя Тиграна. Опасаясь Тиграна, покорившего многие народы, А. замышляет убить его. Добившись руки Тигрануи — сестры Тиграна, А. рассчитывает использовать её для его умерщвления. Однако Тигрануи тайно даёт знать брату о готовящемся против него заговоре. Тигран, узнав о коварстве А., идёт на него войной, высвобождает сестру, убивает А. в бою, берёт в плен первую жену А. Ануйш и множество маров, которых переселяет в Армению, к востоку от Масиса (согласно народной этимологии, мар — «змея, вишап», поэтому Ануйш называли «мать вишапов»). Сказание, отражающее исторические события (завоевание Тиграном II столицы Великой Мидии Экбатаны; брак царя Малой Мидии, союзника армян, с дочерью Тиграна), включает и чисто мифологический материал, действующие лица выступают в нём и как люди, и как вишапы. Мифологическим персонажем является сам А. В древнем «грозовом» мифе вишап грозы похищает сестру или жену бога грозы и держит её у себя; эти роли в эпосе играют А., Тигран и Тигрануи. В дагомейской мифологии божество охоты, четвёртый сын Маву - Лиза. Согласно мифу, А. — охотник, живёт в лесной чаще и управляет всеми животными и птицами.
АЖИТАЦИЯ (от фр. agitation — сильное волнение, возбужденное состояние) — аффективное состояние, человека (см. Аффект), возникающее в ответ на угрозу для жизни, аварийную ситуацию и др. психогенные факторы. Ажитация проявляется в форме сильного двигательного возбуждения, сопровождается тревогой, страхом, потерей целенаправленности в действиях, ускоренной малопонятной речью.
АЗА, (евр. в представлениях иудаизма демоническое существо. В Библии А. упоминается только в контексте описания ритуала «дня искупления» (Иом-киппур); в этот день грехи народа перелагались на двух козлов, один из которых предназначался в искупительную жертву для Яхве, а другой («козёл отпущения») — «для А.» (Лев. 16, 8, в синодальном переводе — «для отпущения»); второго козла отводили в пустыню, место обитания А. (16, 10). Представление о пустыне как жилище демонического начала присуще и новозаветному рассказу об искушении Иисуса Христа дьяволом, а также христианским «Житиям» анахоретов начальной поры монашества. В апокрифической «Книге Еноха» (2 в. до н. э.) А. выступает как падший ангел, совратитель человечества, своего рода негативный культурный герой, научивший мужчин войне и ремеслу оружейника, а женщин — блудным искусствам раскрашивания лица и вытравления плода; этот акт враждебного богу цивилизаторства связывается с мотивом блуда между ангелами («сынами божьими») и «дочерьми человеческими» (Быт. 6, 2), а также появления от этого блуда породы «исполинов» (6, 4 — 5), которых и вдохновил в их мятежепротив бога А. («Книга Еноха» 8). За это А. скован архангелом Рафаилом, а после страшного суда будет брошен в огонь. Намёки на эту версию рассеяны и в талмудической литературе, где А. иногда отождествляют с сатаной или Самаэлем, а также сближают его имя с именами Узы и Азаэля — падших ангелов, сходившихся с женщинами. Имя А., как одно из традиционных имён беса, употреблялось в художественной литературе (напр., у М. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» — в итальянизированной форме «Азазело.
АЗАЗЕЛЬ (евр.) – демоническое существо, согласно преданию вдохновившего Исполинов (т.е. потомков ангелов с одной стороны и «дочерей человеческих» с другой) на восстание против Бога. В Библии А. фигурирует в контексте ритуала для искупления: грехи народа переносились на двух жертвенных козлов (первый предназначался для Яхве, второго отводили в пустыню – местопребывание А. В «Книге Еноха» А. трактуется как падший Ангел, обучивший мужчин искусству изготовления оружия и войне, а женщин – раскрашиванию лица и вытравлению плода.
АЗАИЛ (евр. Хадаэл – «Бог увидел») – сирийский чиновник, которого Илия, по повелению Божьему, еще до избрания помазал царем над Сирией. Несколько лет спустя Азаил был послан царем Венададом к Елисею в Дамаск, для беседы о болезни царя. На следующий день царь, согласно предсказанию, умер. Азаил занял его место и царствовал около 40-ка лет. Его правление соответствовало предсказаниям Елисея.
АЗАРИЯ(евр. «Яхве помог») – 1. царь в Иудее. 2. Сын Иоанона, который был священником в храме, построенном Соломоном в Иерусалиме. 3. Сын Одеда, который бал сильным духом пророком в царствование Асы. Он одобрил Асу, желавшего обновить дом Господенъ и низвергнуть язычество. 4. Первосвященник в царствование Озии, который пртивился царю, вступившему в храм Господенъ для самовольного воскурения фимиама на жертвеннике. (Иегова хранитель—очень распространенное еврейское имя, особенно среди потомков Елеазара, имя которого имеет аналогичное значение, также как и Ездра, Зерахия и Сераия)—а) (3Ц 4.2; 1Пар 6.9)—аналог. Авиуд,б, первосвященник при Соломоне;б) (3Ц 4.5)—сын (потомок) Нафана, начальник над приставниками у Соломона;в) (4Ц 14.21; 15.1,6-8,13,17,23,27; 1Пар 3.12)—сын Амасии, царь иудейский. Царствовал 52 года и царствование его было весьма успешным. Вел победоносные войны, укрепил Иерусалим, очень обогатился (ср. Ис 2.7; 3.16) и возгордился так, что вошел в храм, чтобы самолично кадить пред Господом, но был поражен проказою и окончил дни в отдельном доме. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа; (См. Озия,а)
АЗГАД (Езд 2.12; Неем 7.17; 8.12; 10.15)—один из родоначальников народа израильского, вернувшегося из плена с Зоровавелем (числа народа различаются на 1100), предок Иоханана, одного из глав поколений, вышедших с Ездрою, а также один из приложивших печать под договором на верность Богу.
АЗЕЛЬ (разлука) (1Ц 20.19)—камень (скала?) близ Гивы Вениаминовой, у которого расстались Давид и Ионафан.
АЗЗ`АН (сильный, острый) (Чис 34.26)—отец (предок) Фалтиила.
АЗИ`ИЛ (Бог есть сила) (1Пар 15.20)—аналог. Азазия,а (в 1Пар 15.18 назван Аазиил, а в 1Пар 16.5а—Иеиел).
АЗ`ИСА (сильный, здоровый) (Езд 10.27)—израильтянин (ст. 25) из сыновей (потомков) Заффу, имевший жену иноплеменку.
АЗМАВ`ЕТ (смерть есть сила)—а) (2Ц 23.31)—Бархюмитянин, один из главных воинов Давида (в 1Пар 11.33 назван Азмавеф Бахарумиянин);
б) (Неем 12.29)—село близ Иерусалима (в Езд 2.24 названо Азмавеф, а в Неем 7.28—Беф-Азмавеф).
АЗОВ И АЗОВКА — имена бога Велеса и его супруги Вилы. Имена произошли oт корня "ас", что значит "бог". От этого же корня происходят: "Acилa" (одно иэ имен Велеса со значением сильный ), "Ясунь" (наименования Ирия, как места, где пребывают ясуни — боги и святые). Азов и Азовка также духи горы Аэов на Урале и Азовского моря. По имени Велеса-Азова названа Азия.
АЗРИ`ИЛ (помощь Божия)—а) (1Пар 5.24)—один из глав родов полуколена Манассиина, отведенного в плен царем ассирийским (имеется в виду весь его род);
б) (1Пар 27.19)—отец (предок) Иеримофа;
в) (Иер 36.26)—отец (предок) Сераии.
АЗРИК`АМ (помощь подходит)—а) (1Пар 3.23)—один из сыновей Неария, потомок Зоровавеля;
б) (1Пар 8.38; 9.44)—один из сыновей (потомков) Ацела из колена Вениаминова, потомок Саула;
в) (1Пар 9.14; Неем 11.15)—один из предков Шемаии;
г) (2Пар 28.7)—начальник над дворцом Ахава, убитый Зихрием.
АЗЫРЁН, Азрёня, Озырён, в марийской мифологии дух смерти, посланник владыки загробного мира Киямата. Является к умирающему в облике могучего мужчины и убивает его кинжалом. Согласно одному из мифов, хитрый плотник решил избавиться от А., притворившись, что не знает, как лечь в гроб: А. сам лёг в гроб, плотник захлопнул крышку и ночью опустил гроб на дно реки. Тогда люди перестали умирать, но, измучившись от болезней и старости, стали искать А. Луна открыла людям место, где был сокрыт А., и те выпустили духа смерти. Он умертвил хитрого плотника, всех больных и старых, сам же стал невидимым, чтобы снова не попасть в руки к людям.
АИА (хищная птица) (Быт 36.24; 1Пар 1.40)—один из сыновей (потомков) Цивеона.
АИД, Гадёс ( букв, «безвидный», «невидный», «ужасный»), в греческой мифологии бог — владыка царства мёртвых, а также само царство. А. — олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона, с к-рыми разделил наследие свергнутого отца. А. царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с А. Гомер называет А. «щедрым» и «гостеприимным», т. к. смертная участь не минует ни одного человека; А.— «богатый», именуется Плутоном, т. к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. А. — обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, добывая голову Горгоны. Свидетельством возросшей самостоятельности и дерзости героического поколения в эпоху классической олимпийской мифологии является поединок А. и Геракла, в котором Геракл ранит А. Его исцеляет божественный врачеватель Пеон. Геракл похищает из царства мёртвых А. пса — стража А. А. был обманут также хитрецом Сисифом, покинувшим однажды царство мёртвых. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире А. и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из царства А.