Проблема национального экстремизма на современном этапе 4 страница
Американские предприниматели в деловом общении стремятся к неформальной атмосфере, а также к отказу от строгого следования протоколу. Между членами американской делегации довольно распространены партнерские отношения, что проявляется, например, в частом обращении по имени независимо от возраста и статуса. Если подобное обращение обнаруживается и по отношению к зарубежным партнерам, то это свидетельствует о том, что взаимоотношения имеют не только деловой, но и дружеский характер. Исследования, проведенные в области психологии делового общения, позволяют сделать выводы о том, что американские предприниматели имеют значительно большую степень свободы на стадии принятия окончательного решения по сравнению, например, с представителями Франции, Японии, Китая, стран СНГ.
Среди негативных сторон проведения переговоров, деловых встреч американскими предпринимателями необходимо отметить проявление эгоцентризма, которое выражается в желании того, чтобы партнер руководствовался теми же правилами, что и они. В результате некоторые зарубежные предприниматели оценивают своих американских коллег как агрессивных, грубых, напористых, а их стремление к неформальному проведению переговоров как фамильярность.
Следует учитывать, что в образцовых американских компаниях поощряются соревнования, конкуренция между отдельными подразделениями. Если новатор не пользуется поддержкой своего непосредственного руководства, он имеет право искать ее в другом, иногда территориально удаленном подразделении. Кроме того, управляющих особо вознаграждают за то, что они принимают к разработке новые виды продукции, которыми не занимается их подразделение.
Американские компании, намеревающиеся вести предпринимательскую деятельность в Украине, рассматривают все пути наведения четких контактов. При этом американских предпринимателей интересует следующая информация:
• способы удешевления продукции для получения большей прибыли;
• пути создания новых рынков сбыта или привлечения новых клиентов для своего производства;
• возможность заключения благоприятных контрактов;
• создание хорошего имиджа фирмы и ее продукции.
Таким образом, по мнению В. Кэй, необходимо четко соблюдать деловой этикет и организовать свою деятельность как самостоятельно, так и с привлечением специалистов для успешной работы на американском рынке.
Глава 4 ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
Итальянцы
Италия представляет собой моноэтническую страну. Итальянцы составляют здесь 98% населения, а подавляющее большинство верующих — католики. Таким образом, Италия является одной из немногих стран, где национальные особенности нации сформированы представителями одной этнической группы.
В характере итальянцев доминирует экспрессивность, то есть склонность полностью подчиняться своим эмоциям и открыто выражать их. Подавление эмоций считается неестественным и отождествляется с лицемерием. В связи с этим в общении проявляется некоторая театральность. В мимике итальянцев выражается сильная игра их ощущений, благодаря чему их лица очень выразительны.
Они умны, находчивы, тонко воспринимают объекты, обладают от природы художественным вкусом. Их эстетический характер — это вкус, соединенный с эффектом. Их темперамент отражает склонность к возвышенному. Они прекрасно разбираются в искусстве, тонко чувствуют музыку и живопись. Итальянцев отличает любовь к песням. Громкие песни на улицах можно услышать и в ночное время.
Отдых итальянцы предпочитают проводить в увеселительных заведениях и общественных местах. Экстравертное чувство итальянцев обусловливает их тягу к публичным развлечениям. Итальянцы любят публичные развлечения: карнавалы, спектакли, шествия и процессии.
Они добродушны и легко приобретают друзей. Итальянцы очень свободолюбивы. Важной чертой итальянцев является человечность. В воспитании детей итальянцы проявляют крайнюю либеральность. Во всех случаях они высказываются с глубоким убеждением.
Среди негативных черт национального характера можно выделить мстительность и горячность. Однако данная черта не свидетельствует о жестокости.
Итальянцы не очень пунктуальны и организованы. В связи с этим поддержание деловых контактов после подписания договора иногда становится затруднительным.
Тактика проведения деловой встречи с итальянцами
Одним из крупнейших деловых, экономических партнеров Украины является Италия. Деловые контакты с итальянцами отличаются некоторыми особенностями. Итальянцы предпочитают проводить деловые переговоры в неофициальной обстановке. При установлении партнерских отношений более активны представители мелких и средних фирм. Итальянцы не затрагивают решения организационных вопросов, охотно идут на альтернативные варианты связей. Последнее объясняется тем, что у них отсутствует сложная бюрократическая процедура принятия административных решений. Как правило, для налаживания деловых связей бывает достаточно обмена официальными письмами, в которых изложена краткая информация о фирме и указан предмет делового интереса.
Итальянские предприниматели придают большое значение тому, чтобы переговоры велись между людьми, занимающими приблизительно равное положение в деловом мире. В связи с этим перед деловыми встречами они стремятся узнать трудовую биографию потенциальных партнеров, их возраст, занимаемую должность.
Французы
В Западной Европе трудно найти этнически менее однородную нацию, чем французы, предками которых были не только кельты, но и дальние предшественники галльских племен — лигуры, аквитаны, иберы.
Интерес представляет характеристика французов, которую дал Дидро. В частности, он писал: «Это нация гибкая, которая легко ропщет, еще легче повинуется и чрезвычайно быстро забывает свои несчастья... Так, характер, гений, ум француза слагаются из всего того общего, что имеют разные провинции этого королевства. Жители Гинеи и Нормандии во многом непохожи. Тем не менее в них французский гений, который позволяет с первого же взгляда отличить французов от итальянцев и немцев... Народ, некогда покоривший полмира, ныне стал под властью священников неузнаваем, но под слабостью еще скрывается живая суть прежнего величия его духа... Основа характера нынешнего француза та же, какой ее изобразил Цезарь. Галл быстр в решении, отважен в битве, неудержим в наступлении и легко падает духом Цезарь, Агафий и другие говорят, что из всех варваров галлы были самыми просвещенными, а в более цивилизованное время они оставались образцом вежливости для соседей».*
* История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. —Л., 1978. —С. 180-182.
Причины изменения национального характера французов за последние 200—300 лет кроются в исторических событиях, происходивших и во Франции, и во всей Европе. Например, император Юлиан, описывая жителей, населявших территорию современной Франции, отмечает: «Я люблю этот народ, ибо он степенен и суров, как я». Несмотря на постоянство климатических особенностей региона и отсутствие значительных миграционных процессов, французский характер претерпел изменения, связанные, по мнению Дидро, с тем, что «стечение народа, богатство, праздность, которая может занять себя лишь развлечениями и искусствами, но не участием в управлении, направили по-новому дух всего народа».*
* История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. —Л., Наука, 1978. — С. 182.
Политические перемены и религиозные волнения способствовали проявлению партийных распрей и фанатизма, а впоследствии были направлены на увеселение общества. Подобные перемены в психологическом составе Франции невозможно объяснить иначе, чем крупной миграцией жителей южных провинций на север и их ассимиляцией, оказавшей в результате влияние на всю психологическую структуру общества в целом. Во времена Гуго Капета, Роберта, Генриха и Филиппафранцузами называли только тех, кто жил к северу от Луары. Единообразие обычаев и нравов стало появляться лишь во времена Франциска I, хотя и тогда неудержимость в войне и недостаток дисциплины оставались главными чертами нации. Обходительность и вежливость начали отличать французов при Франциске I, но после смерти Франциска II нравы ожесточились.
Однако помимо европейских народов влияние на юг Франции было оказано арабами. Так, И.Г. Гердер отмечает, «что пошло от арабов на юге, тому же еще более энергично способствовали норманны — во Франции... Когда романтический характер норманнов, любовь их к приключениям, пристрастия к героическим сказаниям и рыцарским искусствам соединились с утонченным рыцарским духом арабов — вот тогда рыцарство стало распространяться в Европе и обрело прочную почву под ногами... Живость национального характера, вековые войны с арабами и норманнами, слава предков, которую те снискали в этих войнах, благосостояние и процветание, уже достигнутые некоторыми семействами, соединение французской и норманнской крови, а прежде всего нечто своеобразное в характере народа, что сказывается на протяжении всей истории, начиная с галлов, — всем этим внесены были в рыцарское сословие бодрость, стремительность духа, необыкновенная разговорчивость, гибкость, блеск и изящество; ничего подобного ни встретишь у другого народа, если только не в более поздние времена».*
* Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М.: Наука, 1977. – С. 588.
Таким образом, сложные процессы формирования французской нации происходили путем ассимиляции некоторых народов, мигрировавших с юга континента, что коренным образом изменило психический склад и национальный характер целой нации.
Жизнь французов построена на чувствах. Они живут, руководствуясь своими чувствами. Их чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. Вследствие постоянной смены эмоций внешнее проявление чувств воспринимается как искаженное эго, то есть каприз. Это проявляется и в преувеличенном выражении чувств, например, в громких предикатах, которые, однако, не внушают доверия. Даже после незначительного изменения ситуации ее оценка может стать совершенно противоположной. Благодаря сочетанию экстравертного чувства и интровертного ощущения французы предпочитают частные развлечения.
Несмотря на присущую национальному характеру французов эмоциональность, они не проявляют чувствительности по отношению к драматизирующим или излишне приукрашенным доводам. Для них важнее аргументы, подкрепленные фактами и хорошим анализом.
От латинского языка французский унаследовал четкую, исключающую перефразировки логику грамматических построений в сочетании с огромным запасом синонимов, каждый из которых несет вполне определенное значение и эмоциональную нагрузку. Именно это явилось причиной его международного использования в сфере дипломатии в XVIII и XIX веках. Позволяя наиболее адекватно выражать свое отношение к обсуждаемому вопросу, французский язык облекает его в достаточно изящную, обтекаемую форму, с целью не задеть чувств собеседника или, наоборот, язвительно уколоть, не создавая впечатления грубости. Подчеркивая наличие экстравертного чувства у французов, проследим его влияние на лингвистические особенности языка. Французы зачастую прибегают к использованию предикатов «прекрасный», «восхитительный» не потому, что по субъективному чувству они находят объект действительно «прекрасным» и «восхитительным», а потому, что определения «прекрасный» или «восхитительный» являются подходящими, и притом подходящим постольку, поскольку противоположное суждение как-нибудь нарушило бы общую ситуацию чувства. В данном случае происходит процесс «приспособления» субъективного чувства к внешним объектам. Подобные чувства направляются объективными детерминантами, являясь по существу подлинными в своем родовом значении и представляя собой отражение всей функции чувства.
Французам в высшей степени присущи потребность в самовыражении, страсть постоянно судить других и в то же время чувствительность к чужому мнению о себе. В характере француза происходит постоянная борьба между индивидуализмом и общительностью.
Многие французы гордятся своим крестьянским происхождением Американский социолог Гордон Рант писал: «немногие западные народы цепляются так упрямо за свое крестьянское происхождение или восхваляют сельские добродетели с таким ритуальным пылом... Нигде так много горожан не рассматривают своих крестьянских предков как знак отличия».* Французские крестьяне очень привязаны к своей земле, что определяет их психологию и сформированные архетипы.
* Цит. по: Ю. Рубинский. Французы у себя дома // Знамя. — 1990, №4. – С. 155.
Во Франции землячество является одним из самых распространенных способов установления контактов между незнакомыми людьми, случайно столкнувшимися в обществе или на работе. Это связано с тем, что уроженцы различных провинций Франции пользуются в народе определенной репутацией благодаря конкретным отличительным чертам своего характера.
Нормандец, например, считается человеком осторожным, сдержанным. Он предпочитает отвечать на вопросы двусмысленно, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Подобный тип ответов принято называть «нормандским».
Бретонцы считаются упрямыми, с ними очень сложно договориться. Южане живее и экспансивнее людей Севера, их чувства и речь отличаются некоторой остротой. Они говорят громко, употребляя красочные эпитеты, сравнения, превосходные степени; любят поспорить друг с другом. Однако темперамент французов-южан скрывает их истинные мысли и чувства. Жизненными ценностями, определяющими ориентацию южан-французов, являются семья и личные связи. Отношения людей при этом строятся на знакомствах и взаимных услугах.
Северяне отличаются от южан, что обусловлено их различным этническим происхождением. Северяне ведут свое происхождение от германских племен, франков, которые упорно сопротивлялись владычеству Рима и в конце концов сокрушили его своими набегами. Именно Север начал собирать раздробленные французские земли вокруг королевского домена Иль-де Франс и его столицы — Парижа. В связи с данной исторической особенностью жители Севера чувствуют себя сначала французами, а затем уроженцами отдельных провинций, в то время как некоторые южане, например, корсиканцы, — наоборот.
Достаточно специфично отношение французов к деньгам и богатству. У большинства из них есть качество, которое они считают большим достижением, — бережливость. Нелюбовь французов к расточительству объясняется в первую очередь стремлением обеспечить свое будущее в старости, надежно обезопасить себя и свою семью на случай нужды, а также избежать унизительной материальной и моральной зависимости, которая связана с долгами. Французы никогда не прибегают к рискованным финансовым авантюрам, стремясь скорее сэкономить, чем заработать.
В отношении вербальных особенностей общения следует отметить, что французы не любят с ходу затрагивать вопрос, который интересует их больше всего. К нему подходят постепенно, после долгого разговора вокруг данной проблемы, без акцентирования внимания на нем. Французы не склонны к торгу, в связи с чем отстаивают свою позицию, не имея запасной. Поэтому при решении какой-либо важной проблемы беседа часто приобретает конфронтационную окраску. Недоверие к компромиссам в процессе таких переговоров у французов усиливается чувством интеллектуального превосходства.
Для французов характерно придавать своим национальным проблемам международное измерение, а события в мире или отдельных странах «примерять» к французским реальностям. «Не удивительно, — указывает И.Г. Гердер, — что французская нация стала самой тщеславной во всей Европе, — почти с самого начала, когда только возникла французская монархия, Франция указывала путь Европе и задавала тон во всех самых важных переменах».*
* Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1977. — С. 589.
Склонность обывателя видеть в иностранцах «козлов отпущения», винить их во всех своих неприятностях особенно опасна, когда объектом неприязни оказываются люди, живущие в самой Франции и отличающиеся внешним видом, цветом кожи, языком, произношением, бытом и нравами, религией, что обусловливает истоки болезненной проблемы Франции — расизма.
Французское общество пронизано ускоряющими, раскручивающими отношениями, где каждый обращается к каждому с просьбами, поручениями и рассчитывает на эмоциональный отклик на свое обращение. Помощь друг другу строится по формуле «ты — мне, я — тебе», культивируются неформальные связи. Причем со временем нарастает эмоциональная напряженность из-за того, что укореняется гостевой принцип «ты не вправе мне отказать». Из-за физической невозможности наладить равноценный обмен информацией представители данной этнической общности истощают друг друга. Отношения с другими этносами напоминают интеллектуальное соперничество, пронизаны стремлением первыми внедрить новшества, подхватить модное увлечение. Например, известно, что Франция считается законодательницей моды.
Тактика проведения деловой встречи с французами
Формирование французского стиля делового общения было связано с особенностями системы образования, которая ориентирована на воспитание независимых и критически настроенных граждан
В деловой жизни Франции большое значение имеют личные знакомства и связи. При деловом знакомстве с французами необходимо вручить свою визитную карточку с указанием законченного высшего учебного заведения, так как французы придают большое значение образованию. Элита делового мира Франции состоит из выпускников ограниченного числа учебных заведений, поэтому, имея хорошие связи с одним из них, вы почти всегда сможете «выйти» на других бизнесменов того же ранга. Новые контакты обычно устанавливаются через посредников, которые связаны родственными, финансовыми или дружественными отношениями с нужным вам лицам.
Необходимо учитывать тот факт, что французы болезненно реагируют на использование в деловых отношениях английского и немецкого языка, полагая, что это ущемляет их национальную гордость
Необходимо быть готовым и к бюрократической волоките, особенно на национализированных крупных предприятиях. Если партнер не имеет прямого выхода на ответственных руководителей и переговоры ведутся на менее высоком уровне, то следует дождаться, пока предложение дойдет до соответствующего управленческого звена и будет принято решение. Решения среди французских предпринимателей принимаются ограниченным числом лиц высокого ранга.
Французские предприниматели очень тщательно готовятся к предстоящим переговорам, досконально изучают все аспекты и последствия поступающих предложений. В связи с этим переговоры с ними проходят в значительно более медленном темпе, чем, например, с американскими предпринимателями. Французы стремятся избегать рискованных финансовых операций. Французские предприниматели не позволяют сразу убедить себя в целесообразности сделанных предложений, предпочитая аргументирование и всесторонне обсудить каждую деталь предстоящей сделки.
Французский стиль ведения переговоров отличается приверженностью к принципам при одновременном недоверии к компромиссам. При этом негативное отношение к компромиссам усиливается чувством интеллектуального превосходства, свойственным французам. Они стремятся отстаивать свои позиции, однако не склонны к торгу. В результате складывается впечатление о том, что они достаточно жестко ведут переговоры и, как правило, не имеют запасных вариантов. Нередко представители французской стороны на переговорах выбирают конфронтационный тип взаимоотношений Поведение, однако, может кардинальным образом меняться в зависимости от субъекта, с которым обсуждаются проблемы.
Французские предприниматели большое внимание уделяют предварительным договоренностям, предпочитают по возможности заранее определить вопросы, которые могут возникнуть в ходе официальной встречи, провести предварительные консультации по ним. Негативно отражаются на ходе переговоров неожиданные изменения в позициях сторон, в связи с чем дополнительные поправки или изменения крайне нежелательны.
Часто во время обсуждения вопросов французы перебивают собеседников, высказывая критические замечания или приводя контраргументы, однако данный факт не должен восприниматься как проявление неуважения.
Контракты, заключаемые французскими предпринимателями, предельно корректны, точны в формулировках и не допускают разночтения: не более 4 страниц текста на французском языке, цены во франках, предложения из 10—15 слов.
Испанцы
По характеру испанцы серьезны, открыты, галантны, человечны. В своем поведении в обществе и в частной жизни испанцы обнаруживают некоторую торжественность. Для них характерно чувство собственного достоинства независимо от социального положения. В связи с этим в Испании распространена поговорка: «Король может сделать дворянином, один Бог делает кавалером». Естественная изящность в манерах и в поведении — следствие процветавшего некогда в Испании рыцарства.
Испанцы стремятся обращать внимание на внешнюю сторону жизни. Они старательно придерживаются моды в одежде и любят быть одетыми безупречно. Это связано с тем, что сознательное ощущение старается гармонировать с бессознательным чувством, выражающимся в желании достижения комфорта.
Испанцы в большинстве своем гостеприимны, легко идут на знакомство. После одного короткого разговора в кофейной испанец может пригласить к себе домой. Однако не принято приглашать домой деловых партнеров. Находясь в обществе иностранца, испанец никогда не позволит заплатить за себя; более того, испанец незаметно сделает так, что оплатит счет и за иностранца. Испанцы придают большое значение рекомендательным письмам уважаемых ими людей. Испанцы легко формируют знакомства, однако разорвать отношения им мешает их чувство такта, что приводит к постоянному расширению их связей.
Испанцы отличаются учтивостью и терпеливостью, умением переносить трудности и приспосабливаться к ним. Одновременно с этим они легко принимают участие в массовых движениях различного характера. Однако, в отличие от немцев, их участие характеризуется желанием получить дополнительные ощущения, которые в дальнейшем отложат отпечаток на чувства. Так, испанский характер наиболее ярко проявился в ходе восстания против Наполеона в 1808 году, когда вся нация встала на борьбу без генералов и правительства.
В психической установке испанцев преобладает ощущение, которое обусловлено объектом. Функция чувственного восприятия (sensu stritiori) абсолютна. В качестве чувственной перцепции, по мнению К.Г. Юнга, ощущение зависит от объекта, однако также существует зависимость и от субъекта. В связи с этим существуют субъективное и объективное ощущения испанцев. Ярким примером проявления сенсорной функции у испанцев является коррида. Это самое любимое развлечение народа, уходящее своими корнями во времена Древнего Рима с боями гладиаторов. Несмотря на то, что на испанцев большое влияние оказало мавританское владычество, оставившее след в культуре, языке, обычаях и привычках, они сохранили некоторые черты древних римлян. Сопоставляя психологические черты испанцев и итальянцев, приходим к выводу о достаточной общности их характера. В связи с этим можно утверждать, что и римляне также принадлежали к ощущающим экстравертам. Любовь к корриде объясняется и тем, что функция ощущения заставляет их посещать массовые собрания, активно отдыхать и получать новые ощущения. В то же время внутренние психологические проявления кажутся им нездоровыми и они стремятся уйти от них, устраивая фиесты, отправляясь на корриду и т.д.
Иногда испанцы становятся грубыми искателями удовольствия. Это справедливо в первую очередь для южноамериканских выходцев из Испании. При этом психологические проекции дают начало подозрениям, ревностным фантазиям и состояниям беспокойства.
Испанцы очень вежливы. Однако их вежливость лишена театральности, а привлекает своей изящностью и непринужденностью.
Проявление компенсаторной функции — интровертной интуиции — у испанцев выражается в наивном присоединении к религиозным движениям, в детском интересе к оккультным вещам. Так, Испания была самой католической страной в мире. Однако сознательное подавление данной функции во времена инквизиции привело к тому, что испанцы стали равнодушны к религии. Религиозность осталась у них в качестве привычки, а само слово «религия» потеряло свое значение, но только в Испании и Италии получила развитие настоящая католическая живопись с античными элементами.
Испания — страна предрассудков, которые осложняют жизнь и мешают экономическому росту. Предрассудки испанцев можно рассматривать как остаточное действие религиозного чувства. Именно оно превращается в нелепое суеверие, а примитивная интуиция вырождается в личную причуду, уходит вглубь человеческой мелочности, вместо того, чтобы идти вширь. Предположения всякого рода только усиливают ощущения. При этом совсем не обязательно, чтобы ощущения усиливались только в приятном смысле.
В «Письмах об Испании» В. Боткин писал: «В Испании богатство лежит у ног человека — стоит только наклониться за ним; но испанцы еще не любят наклоняться».* Подобная черта характера может быть объяснена климатическими особенностями территории проживания. В жаркий период жизнь в Испании начинается только к вечеру. Пожалуй, этим объясняется и тот факт, что в Испании поздно принимают пищу: завтракают в 14 часов, а обедают в 22 часа. При этом за столом не принято говорить о политике, корриде и личной жизни, так как, организовав прием пищи, они пытаются окружить себя приятными собеседниками, чтобы получить новую порцию ощущений. Климатические особенности влияют также и на работоспособность испанцев. Однако если в других странах праздность считается пороком, то в Испании она к числу пороков не относится. Испанцы говорят, что человек сотворен для того, чтобы ничего не делать.
* Боткин В. Письма об Испании. — Л., 1976. — С. 99.
У испанцев, как и у африканцев, существует понятие, напоминающее «африканское время». Они обязательно опаздывают, считая это признаком вежливости и хорошего тона. Данная черта характера не подходит под определение ощущающего экстраверта К.Г. Юнгом, однако, учитывая подобное явление у африканцев, возможно, что оно осталось как наследие мавританского владычества.
В течение своей жизни испанцы накапливают реальные наблюдения над конкретным объектом и, чем ярче он выражен, тем меньше они пользуются своим опытом. То, что они ощущают, ведет их к новым ощущениям. Они подвержены ощущению иррациональной случайности так же, как и ощущению рационального свершения. Их постоянный мотив состоит в том, чтобы ощущать объект, иметь чувственные впечатления.
В испанском обществе отношения складываются на балансе сил. Любые усиления тех или иных людей или группировок приводят к немедленным реакциям восстановления нарушенного равновесия. Атмосфера такого коллектива пронизана дипломатической игрой, переговорами, обещаниями и всяческими временными компромиссами. Периодически в нем разгораются кратковременные недоразумения, которые регулируются путем позиционного торга. Люди относятся друг к другу с недоверием. Хотя с окружающим миром у испанцев разнообразные связи и полное понимание.
Тактика проведения деловой встречи с испанцами
Рассматривая особенности делового этикета, следует отметить тот факт, что испанцы уделяют особое внимание тому, чтобы переговоры велись с равными по положению лицами. Фактор авторитета, как видим, здесь не играет никакой роли. Регламент встречи часто не соблюдается, так как обсуждение проблемы партнерами с испанской стороны начинается с погоды, спорта, достопримечательностей города.
Скандинавы
Национальный характер скандинавов складывался исторически и менялся с изменениями условий жизни людей.
Основной и характерной чертой скандинавов является гостеприимство. Однако среди народов Скандинавии наблюдаются некоторые существенные различия, которые касаются общительности данных народов. Так, например, норвежцы в этом плане составляют полную противоположность шведам. Попытаемся рассмотреть представителей Скандинавии — норвежцев и шведов отдельно, выделив различия и общие черты национального характера.
Все скандинавские народы отличаются гостеприимностью, упорной решимостью осуществить начатое дело, добросовестностью, честностью, верностью данному слову, сильно развитым чувством собственного достоинства и ответственностью. Различия этих народов связаны с оказанным внешним влиянием со стороны немецких этнических групп. Данное влияние обусловило формирование шведского национального характера, максимально приблизив его к немецкому. Учитывая рассмотренные черты характера обоих народов, возможно утверждать о том, что они имеют, бесспорно, общее начало с психологической точки зрения. Однако различия коммуникативных черт характера, благодаря внешнему влиянию, обусловили индивидуальные пути их дальнейшего формирования. Скандинавы принадлежат к чувствующим интровертам по типологии К.Г. Юнга. Этот тип является общим для немцев и скандинавов, что свидетельствует о возможных общих этнических корнях данных народов либо о внешних влияниях, которые они оказывали друг на друга в некоторый исторический период.